ЦЕРКОВЬ
БОГОЯВЛЕНИЯ |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
1-я треть 19 в. |
Пригорье |
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
К массивному двусветному кубу храма (прежде с портиками по бокам) примыкают большая полукруглая апсида, сравнительно короткая двусветная трапезная и трехъярусная колокольня. Храм увенчан невысоким цилиндрическим барабаном-ротондой с куполом и крупной главой.
В лаконично строгом декоре фасадов храма главную роль играли четырехколонные портики с фронтонами (сохранились соответствующие колоннам широкие пилястры на стенах храма). В крупные прямоугольные ниши помещены оконные проемы храма - прямоугольные внизу и квадратные вверху (на апсиде ложные), разделенные полочкой на кронштейнах. Над широкими входами по оси боковых фасадов находятся полукруглые окна.
Внутри основное помещение с барабаном на парусах перекрыто полусферой купола, алтарь - конхой, трапезная - плоским потолком, а нижний ярус колокольни - сомкнутым сводом. Лестница внутри южной стены колокольни ведет на хоры трапезной и выше, на второй этаж, откуда проходили на хоры храма. Сохранились профилированные обрамления проемов, карнизы большого выноса у основания барабана и купола. Роспись кон. 19 - нач. 20 в. с отголосками позднего академизма типична для провинциальных храмов. Частично сохранившиеся изображения праотцев, пророков (в барабане) и евангелистов (на парусах) исполнены маслом; композиция "Беседа Христа с самаритянкой" и "Нагорная проповедь" на северной и южной стенах - темперой. В плотном насыщенном колорите преобладают голубые, розовые, зеленые и коричневые тона. Архитектурные памятники.., с. 553-554. |
|