РОСЛАВЛЬ (продолжение)
 

Почтовая станция,
Фото кон. 19 - нач. 20 в.
      В 1785 г. построены деревянные соляные магазины (склады) "в 4 отделения", в 1803 г. - деревянные корпуса почтовой экспедиции. Она располагалась на квадратном участке. Главное здание, в плане близкое квадрату, было выдвинуто на красную линию улицы. Проезды по его сторонам вели во двор, заднюю половину которого по периметру без просветов симметрично ограничивали длинная конюшня и служебные постройки. Впоследствии экспедицию сменила почтово-телеграфная контора. Во 2-й четв. 19 в., по крайней мере, главное здание перестроили в формах псевдоготики. Это было одноэтажное здание с оштукатуренными стенами. Его симметричный фасад прорезали одинаковые стрельчатые окна с трехчастной псевдоготической фрамугой над переплетом в шесть квадратов. Перед входами находились крыльца. Над правым входом нависал пологий металлический навес с широким ажурным фризом на узких сдвоенных колонках. Высокую глухую ограду членили филенчатые лопатки с крутыми щипцами вверху.
      Присутственные места выстроили в камне в 1806-09 гг. Двухэтажный главный корпус вошел в комплекс вместе с "городническими службами", "тюремным зданием" и "сараем для пожарных инструментов". Чертеж рубежа 19-20 вв. изображает фасад и план главного здания, завершенного вальмовой кровлей. На девятиосном фасаде в строгих формах позднего классицизма главный вход сделан по средней оси пятиосного ризалита под фронтоном во всю его ширину. Нижняя половина ризалита рустована. Перед входом - одномаршевое крыльцо, как и перед входом, примыкающим к фасаду справа. Первый вход ведет в казначейскую часть, сильно вытянутую в глубь двора; вторым начинается длинный крытый проход во двор. Дверь в глубине прохода - вход в полицейское управление, почти квадратное в плане. В казначействе коридорная планировка, интерьер полицейского управления почти крестообразно разделен капитальными стенами. Второй этаж, помимо казначейства, занимала квартира казначея. Она размещалась над полицейским управлением, и попадали в нее через квадратную дворовую пристройку. В глубине двора находился архив, в углу двора - длинный флигель. Возможно, его построили по образцовому проекту А. Захарова, рекомендованному для Рославля и еще для пяти городов Смоленской губернии. Три средние оси 11-осного фасада подчеркивал ризалит с широким фронтоном и сандрики над окнами. Фронтон прорезало трехчастное полукруглое окно. Вдоль одного длинного фасада располагались градская полиция и нижний земский суд, вдоль другого - дворянская опека и уездный суд.
      Вначале флигелей было два - они симметрично фланкировали двор по его длинным боковым сторонам, а место архива занимала тюрьма. На внешнюю сторону огражденной территории Присутственных мест вглубь квартала выгибался полукруглый в плане высокий частокол из толстых заостренных бревен. На диаметр полукруга выходил длинный фасад небольшой каменной тюрьмы - одноэтажного здания под вальмовой кровлей. Крыльцо с одномаршевой лестницей по оси фасада вело ко входу в караульню, разделявшую два арестантских помещения.
 
Тюремный комплекс,
По архивному чертежу
 
      В период позднего классицизма появился самостоятельный тюремный комплекс на прямоугольном участке, обнесенном высокой глухой оградой из кирпича. Гладкая стена ограды с подчеркнутыми карнизом и цоколем прерывалась только въездным зданием со ступенчатым аттиком во всю ширину парадного продольного фасада. На нем ленточный руст покрывал нижнюю половину и доходил до пят огромной арки в широком обрамлении. На уровне шелыги гладь стены оживляли две лежачие ниши. Окон на внешнем фасаде не было. По сторонам въездной арки размещались баня и контора, зеркально идентичные в плане: прямоугольные сени перед квадратным помещением. Основной двухэтажный корпус занимал центр участка. К этому квадратному зданию под пологой вальмовой кровлей с боков примыкали объемы с дублирующими лестницами для перемещения арестантов. Камеры располагались по сторонам широкого коридора с мелкими окошками в торцах. Во втором этаже, над двумя нижними камерами, находилась тюремная церковь без обособленного алтарного объема. Вдоль задней стены комплекса располагался "секретный корпус" с крыльцами в ризалитах на флангах. Кроме камер он включал в себя больницу и пекарню. Коридор вдоль камер освещался разреженными окнами во внешней стене комплекса.
Церковь Вознесения.
Фото 1970 гг.

      В кон. 18 - 1-й пол. 19 в. последние деревянные храмы города были заменены каменными. В центре города, на углу ул. Успенской (ныне Первомайская) и 1-й Успенской (ныне Пролетарской), была построена церковь, давшая название улицам. Обезглавленная и почти полностью закрытая пристройками со стороны улиц, церковь Успения сейчас не читается в панораме города. В 1816 - 25 гг. в Заречье, по дороге на Смоленск, среди деревянной усадебной застройки была поставлена церковь Воскресения. Монументальный купольный храм и поныне главенствует в этой части города. В 1821 - 32 гг. на южной окраине города, на кладбище, сооружена церковь Вознесения. Купольный храм с колокольней, в стиле позднего классицизма, ранее стоял в перспективе 1-й Успенской ул.

 
Казанско-Пятницкая церковь.
Фото 2004 г.




      Недалеко от центра, между улицами Варшавской (в советское время Красноармейской) и Казанской (позднее Октябрьской) в 1833-45 гг. был возведен, также в стиле классицизма, храм Казанской иконы Божией Матери - высокий четверик с круглым барабаном под пологим куполом. В его объемной композиции большую роль играет трехъярусная шатровая колокольня.





Спасо-Преображенский монастырь.
Фрагмент открытки начала XX в.



      Значительное место в панораме Рославля занимает самый крупный архитектурный комплекс города - Спасо-Преображенский монастырь. Монументальный пятиглавый собор в формах позднего классицизма (1811-19), главенствующий в общей композиции, особенно выразителен с противоположного берега Становки, от центра города. В 1848-57 гг. монастырь обнесли каменной стеной с тремя башнями и воротами в русском стиле. Вторая доминанта монастырского комплекса - стройная и высокая церковь Александра Невского (1857-72) - построена в русско-византийском стиле.




      Основная застройка города относится к сер. - 2-й пол. 19 в., когда его экономика вступила в период подъема, сначала связанного со строительством Варшавского шоссе, а позднее - с созданием в Рославле крупного транспортного узла на Смоленско-Брянском участке Орловско-Витебской железной дороги (1868). В пореформенные годы в Заречье строится почтовая станция - двухэтажное здание в псевдоготическом стиле (не сохр.; сейчас там круглая площадь - "Кольцо", в центральной части нынешнего города). Застройка центральных улиц - нынешних Пролетарской, Советской (бывш. Обозной), Ленина (бывш. Большой Брянской), Красина (бывш. Окновой) и некоторых других - каменная, в два или три этажа. Некоторые отрезки улиц (по Пролетарской, Ленина, Советской) застроены "сплошной фасадой", углы здания у перекрестков часто скруглены или срезаны. Стилистически преобладает эклектика, со сложным убранством фасадов.


стр.