РОСЛАВЛЬ (окончание)
 
 
Церковь Петра и Павла.
Фото 2004 г.
      Окраины застраивались в основном деревянными домами (часто - по образцовым проектам позднего классицизма). Сохранились целые улицы такой застройки на южной окраине (за Глазомойкой), называвшейся тогда Юрьевским предместьем (ныне местные жители называют его Юргорой). Улицы здесь параллельны ручью: ул. Пушкина - на бровке берегового откоса, ул. Пайтерова - на середине склона. При пересечении улиц Пушкина и Ленина образована небольшая площадь при церкви Петра и Павла - крупном краснокирпичном храме в духе тоновских построек (в советское время разобрано пятиглавие на обособленном ярусе и уничтожены верхние объемы колокольни с высоким стройным шатром). Вокруг площади - торговые здания с кирпичными и оштукатуренными стенами. Еще несколько подобных зданий сохранились на ул. Ленина. Остальная застройка - деревянная, усадебная. На углах кварталов обычно ставились более крупные дома, иногда двухэтажные; в порядковой застройке улиц много зданий всего лишь в три и даже в два окна на главном фасаде.
      Скромный декор домов (простые рамочные наличники, карниз широкого выноса), ограды (в некоторых усадьбах сохранились ограды-заплоты), ворота и калитки с простыми коваными запорами характерны для окраинных районов Рославля. Наиболее интересны хорошо сохранившиеся дома 146 и 148 по ул. Пушкина. Первый - одноэтажный под высокой вальмовой кровлей, рубленный в лапу, с двумя небольшими прямоугольными, завершенными сандриками окнами со ставнями. Второй - двухэтажный, под двускатной кровлей, в три оси окон с лучковыми перемычками и наличниками как у косящатых окон; между окнами - пилястры с фигурными филенками. Несколько зданий с крыльцами и верандами сохранилось на ул. Пайтерова - например, дома 23 и 25. В доме 25 интересна первоначальная ромбическая расстекловка веранды. Деревянной резьбы в декоре почти нет.


Женская гимназия .
Фото кон. 19 - нач. 20 в.
      Во 2-й пол. 19 в. ряд общественных зданий строится в центральной части города. На Соборной площади (ныне пл. Ленина) возводятся здания классической гимназии, новых корпусов Присутственных мест. Их архитектура еще следует традициям позднего классицизма, но в декоре использованы элементы, свойственные периоду эклектики.
      Соединение классицизма с эклектикой лучше всего иллюстрируют уцелевшие на Пролетарской ул. здания Городской думы и женской гимназии.

 
Городская дума .
Фото кон. 19 - нач. 20 в.
      Первое изменено несущественно, и сбивчивость ритма, не свойственные классицизму мотивы (язычки под карнизом, лучковые дуги над прямоугольными окнами, кольцо и полукружия во фрамуге главного углового входа, рисунок решетки над ним) говорят об увядании этого стиля при формальном господстве его элементов в фасадном убранстве. В облике женской гимназии, утратившей в советское время эффектное завершение, запоздалый классицизм (двухэтажная, в 20 осей, часть уличного фасада) четко отграничен от эклектики (трехэтажный правый фланг в 5 осей проемов).

Земское ремесленное училище.
Фото кон. 19 - нач. 20 в.

      Избыток эклектичного декора характерен для земского ремесленного училища и земского сельскохозяйственного склада, примыкавшего к зданию земства - одноэтажной постройке, характерной для ранней эклектики. Массивные колонны портиков в фасаде земства поддерживают высокий антаблемент со слабым архитравом и неприметным карнизом, но с мощными триглифами во фризе. Грузные аттики над портиками завершаются жестким широким архивольтом с килевидным заострением. Более цельным был задуман облик трехэтажного дома для купца Ф.С. Зуева, у пересечения Брянской и Московской ул. рядом с собором. Уличные фасады Г-образного здания со срезанным углом в сторону перекрестка разделены периметральными подоконными полками. Стены снизу доверху покрыты рустом вперевязку. Идентичные арочные окна и двери равной ширины завершены крутой стрельчатой перемычкой. Срезанный угол подчеркнут входом и балконом под зонтом на кронштейнах, как над ампирными крыльцами. На архивном чертеже показаны подвалы здания, перекрытые архаичными лотковыми и, возможно, крестовыми сводами, а не типичными для этого времени параллельными сводиками по балкам.
 
Костел.
Фото кон. 19 - нач. 20 в.
      Едва ли не самым гармоничным рославльским зданием периода эклектики был костел, переделанный при советской власти в клуб шпагатной фабрики. Высокий одноэтажный храм с лицевой кирпичной кладкой завершался крутой двускатной кровлей. Боковые стены были равномерно прорезаны высокими стрельчатыми окнами. На главном западном фасаде щипец над порталом с массивными полуколонками фланкировали многоугольные вертикальные щитки с греческим крестом в поле. Щитки и щипец по оси фасада завершали ажурные латинские кресты. На городище ("Бурцева гора") был устроен городской парк, с рестораном и купеческим клубом, здесь же стояла деревянная часовня.
      В посл. трети 19 - нач. 20 в. город активно развивался на северо-восток к железнодорожному узлу. Была застроена главная улица (ныне Пролетарская), ведущая на вокзальную площадь и продолжающая 1-ю Успенскую. Ориентация уличной сети этой (северо-восточной) части города близка центральной. В привокзальной зоне вырос поселок железнодорожников, вдоль путей встали корпуса мастерских и газового завода (1903).

      К 1917 г. население Рославля превысило 30 тыс. человек. Это был крупный торгово-промышленный центр Смоленской губернии. После революции город, находившийся на пересечении многих транспортных путей, продолжал расти и застраиваться. Главным предприятием стал вагоно-ремонтный завод, развившийся из старых мастерских. До войны в городе были построены несколько школ (сохранилась одна из них), клуб на центральной площади (перестроен).
      В Великую Отечественную войну было уничтожено 3309 домов Рославля, разрушены все его промышленные предприятия. Особенно пострадала центральная часть города и привокзальный район. Южная часть, застроенная деревянными зданиями, уцелела.
      В послевоенное время город восстановили, на месте разрушенных зданий соорудили дома в два и три этажа (многие - с треугольными эркерами на главном фасаде) без нарушения исторической объемно-пространственной композиции города. В честь защитников Рославля установлена стела на "Бурцевой горе" и создан большой мемориальный комплекс в сквере между ул. Красина и Ленина.
      В 1970 г. Рославль включен в число исторических городов, а в 1985 г. московским институтом "Гипрогор" разработан проект охранных зон памятников истории и архитектуры, зон регулирования застройки и охраны ландшафта. Новое строительство было запланировано к северу и к югу от существующего города. Старый город, расположенный в излучине двух речек и частично по их внешней стороне, объявлен заповедной зоной. Здесь строящиеся здания не должны превышать в высоту 10 м. Композиционный центр заповедной зоны - памятник археологии Старое городище ("Бурцева гора"). Около него, вдоль р. Становка и в окружающих оврагах, организуется парковая зона, открывающая свободный обзор уцелевших памятников архитектуры (Спасо-Преображенский монастырь, церкви Воскресения и Казанская, жилая застройка Пролетарской ул. и набережной - ул. Красина). Центральная площадь города (пл. Ленина), ул. Пролетарская, Ленина, Советская и некоторые другие, с большим количеством зданий 2-й пол. 19 в. - нач. 20 в., сохраняют облик купеческого города.
      Характерное для Рославля органичное сочетание ландшафта и застройки определяет ценность объемно-пространственной структуры исторической части и делает его одним из интересных городов области.

Ракочевский; Гербы.., с. 128; Маковский, 1952; Федорченко; Асотов; Архитектурные памятники.., с. 529-550; Калиничев, с. 29; Плужников, 1991, с. 172-173, 175, 184, 189-190; СЕВ, 1996, № 4, с. 59; Плужников, 2000, с. 160, 171, 183-185, 195, 219, 220; Рославль, с. 30-31, 90-105; РГИА. Ф. 596. Оп. 14. Д. 668; Ф. 1285. Оп. 8. Д. 1209, 1609; Ф. 1488. Оп. 4. Д. 119; Ф. 1293. Оп. 167. Д. 29; РГАДА, № 5459. Л. 82-83; РГВИА. Ф. ВУА. Ед. хр. 2184, с. 7; Ед. хр. 19044, с. 142-148.



стр.