Иеромонах Рафаил (Ивочкин).
 
История Православия в Рославльском уезде (XII – XX вв.)
 

      В этой главе рассмотрим развитие и деятельность Русской Православной Церкви на рославльской земле со времени образования города и до наших дней. Датой основания Рославля традиционно считают 1136-1150 гг.1 Древний город располагался на высоком треугольном мысу между двумя небольшими речками: Становкой - притоком Остра и Глазомойкой - притоком Становки. Здесь, на древнем городище с земляными валами, носящем с XIX в. название Бурцева гора - по фамилии одного из ее первых владельцев, - и стояла крепость - прародительница будущего города.
      Основателем Рославля считается святой благоверный князь Ростислав Смоленский. Город был дружинным центром, сборным пунктом войск Ростислава при его походах. Велика заслуга князя в деле развития и укрепления Православия в этих землях. В те годы на территории Смоленского княжества начался расцвет духовной культуры, развернулось большое каменное храмовое строительство. Не обошел этот процесс и Рославль. Археологические раскопки, проводимые на месте древнего городища Бурцева гора в 1969-1970 гг., показали, что город на рубеже XII-XIII вв. переживал экономический расцвет2. Это, вероятнее всего, связано с выделением Рославля в особый удел. На территории городского детинца был построен каменный храм. Протоиерей А. Щукин в своей статье «Из Рославльской старины» указывает, что именно на этом месте находилась церковь Константина и Елены, так как крестный ход издавна совершался в день памяти этих святых из городского собора на Бурцеву гору3. Отец Алексей в подтверждение сказанному приводит следующее предание: «Во время татарского нашествия на Русь рославльчане, услыхав о приближении татарских полчищ, перепугались, засели в крепость и молились три дня. Вдруг засиял необычайный свет, явился муж, державший меч в одной руке, а скипетр в другой. «Я - Константин, - сказал явившийся, - не бойтесь ничего». С тех пор был учрежден крестный ход в укрепление, совершающийся ежегодно и поныне в день памяти святых Константина и Елены» 4.
Часовня Константина и Елены
на Бурцевой горе, построенная
в 1855г., начало XX в.
      Л. В. Алексеев отмечает, что «Константиноеленинские церкви в домонгольской Руси очень редки и глубокая древность такого наименования церкви в Ростиславле более чем сомнительна»5. Название церкви на древнем де¬тинце связано, скорее всего, с более поздними событиями, также отражен¬ными в преданиях.
      Во время археологических раскопок, проведенных в 1969 - 1970 гг. на территории древнего городища, были найдены обломки плинф, которые датированы П. А. Раппопортом XII - началом XIII века6. Эти находки свидетельствуют о том, что в древнем Рославле, в детинце, находилась каменная церковь. Но точное ее местоположение и название сейчас определить невозможно.
      В 1875 г. при строительстве фундамента под новый иконостас Благовещенской церкви, возведенной в 1783 г., были найдены «кирпичные обломки, выжженные превосходно, замечательные по своей плитообразной форме, не похожей на формат кирпичей смоленской стены»7. На них имелись следы раствора. Размеры древних кирпичей (плинф) определить не удалось. С. Ракочевский указывал, что кирпичи эти не от разрушенных печей, а, скорее всего, представляют собой обломки древнего, некогда стоявшего здесь храма. Его предположение подтвердилось в 1975 г., когда П. А. Раппопортом были проведены археологические раскопки на том месте, где до 1938 г. стоял Благовещенский собор (ныне площадь Ленина). В результате тщательного исследования найденных остатков кирпичей и раствора выяснилось, что «разрушенная древняя постройка относилась к первой трети XIII века»8.
      Из всего сказанного следует, что в Рославле на рубеже XII-XIII вв. имелись две каменные церкви, одна из них - вне городского детинца, что говорит о наличии посада. Строительство каменных церквей, возможно, могло осуществляться по указанию местного князя, однако их названия, точное местоположение и внешний вид остаются для нас загадкой. Но ясно главное - храмовое строительство в древнем Рославле существовало и развивалось, оно было подобно смоленскому по своим традициям.
      Смоленские епископы ежегодно получали с Рославля три гривны, а за оказанную городу честь служить в его храмах («почестье») - одну гривну и четыре лисицы. Смоленский архиерей в то время соглашался служить лишь в пяти крупнейших городах княжества, и Рославль, судя по величине дани («почестья»), стоит на втором месте. Возможно, именно во вновь построенных каменных церквях Рославля служил владыка в 1211-1218 гг., они-то и приносили ему крупный доход по почестью 9.
      В 1987 г., копая траншеи для аттракционов на Бурцевой горе, строители обнаружили уникальную медную пластину с изображением Евангелиста, которая сейчас хранится в Рославльском историко-художественном музее. Она датируется началом XIII в. и представляет собой редкий образец прикладного искусства такого типа на территории нашей области10. Эта находка свидетельствует, что в древнем Рославле жили грамотные люди, имелись книги (в данном случае Евангелие), которые играли важную роль в просвещении населения. Возможно, на территории укрепления (либо посада) были заведения, в которых обучались наши предки.
      Протоиерей Алексей Щукин предполагал, что в Рославле XII-XIII вв. была еще церковь на высоком берегу реки Становки. Третья церковь, считал он, располагалась в Спасском монастыре. Там мог жить наместник Смоленского епископа (игумен или архимандрит) 11. Сейчас мы не можем с точностью подтвердить или опровергнуть мнение отца протоиерея. К сожалению, никаких письменных доказательств по этому поводу не сохранилось. Пробные шурфы на территории Спасского монастыря, заложенные П. А. Раппопортом, не подтвердили этой гипотезы 12.
 
Медная литая пластина
с изображением Евангелиста,
XIII в.
      На территории Рославльского уезда в XII-XIII вв., возможно, существовал еще один монастырь. Он находился около села Епишева. Старинное предание, записанное священнослужителями епишевской церкви, гласит, что в домонгольский период поселившиеся здесь несколько монахов основали обитель, поставив сначала деревянную церковь, а затем каменную. В первой половине XIII в. татары разорили ее и одних иноков умертвили, а других увели в плен. В подтверждение достоверности этого факта священник местного храма Дмитрий Конокотин приводил следующие аргументы: " 1) предание это упорно бытует во всей округе и даже за пределами прихода; 2) местные жители именуют эту местность «Монастырщиной», и название это упоминается в старых источниках; 3) при устроении нового храма в XVIII веке были найдены в земле многочисленные предметы церковной утвари, в их числе архимандритская митра»"13. Эти сведения сейчас не представляется возможным ни подтвердить, ни опровергнуть. Можно лишь предположить, что монастыри вообще были форпостами миссионерства в новых районах Руси до становления там официальной церковной власти. Если же был монастырь около села Епишева, то он, конечно, играл важную роль в деле просвещения и формирования нравственной культуры русского народа.
      На территории уезда продолжала развиваться православная культура. О высоком уровне православного прикладного искусства говорят бронзовые кресты - энколпионы, найденные у села Осовик (ныне в Рогнединском районе Брянской области), которые хранятся в Рославльском музее. Эти кресты датируются XII - XIII вв. и либо доставлены из Киева, либо свидетельствуют о попытке наладить в начале XIII в. на местах «тиражирования копий дорогостоящих киевских образцов металлопластики»14.
      Можно сделать вывод, что на территории древнего Рославля и его окрестностей в XII-XIII вв. уже сложилась высокоразвитая православная культура. Церковь в те времена достигла своего расцвета и служила народу, неся свет просвещения, служа примером благочестивой жизни. Трагические испытания, которые пришлось пережить Русскому государству с приходом золотоордынского ига, надолго затормозили развитие как Руси в целом, так и Смоленского княжества с его уделами.
Спасо-Преображенский монастырь, г. Рославль, 2004 г.
      В конце XIV - начале XV в. Смоленск перешел под власть Литвы. Рославль был захвачен литовцами в 1358 г. Начался период пребывания Смоленщины в составе Русско-Литовского государства. Смоленская епархия попала в состав Юго-Западной митрополии. Положение православных в Великом княжестве Литовском, где их количество было достаточно велико, оказалось непростым, так как правящая элита во главе с великокняжеской семьей тяготела к католичеству. Неизвестно, делались ли попытки обратить в католичество рославльчан или католики и православные мирно сосуществовали. Несомненно, одно - Церковь оставалась хранительницей лучших традиций края, продолжая жить и укрепляться.
      В конце XV в. развернулась борьба между Русским государством и Литвой за Смоленские земли. В 1514 г. Смоленск был отвоеван великим князем Московским Василием III. В 1522 г. было заключено перемирие между Литвой и Россией, по которому Рославль переходил в состав Русского государства.
      После вхождения Смоленщины в состав Московского государства начался новый этап в жизни местной епархии. Именно в документах этого времени мы находим упоминание о том, что в городе Рославле уже существовал Спасский монастырь на высоком берегу реки Становки. Митрополит Амвросий в книге «История Российской иерархии» отмечал, что этот монастырь основан не позже XVI столетия 15. Подобного мнения придерживались и другие историки. Например, в книге Ф. Никифорова и В. Неверовича «Историко-статистическое описание города Рославля и уезда его» приводятся такие же сведения. Авторы даже называют условную дату основания монастыря - 1560 г.16 Есть предположение, что монастырь существовал еще до указанной даты, но письменных доказательств этому нет. В «Архиве Масловых» находится документ, датированный 1584-1586 гг. Это «Книги сбора ямских денег с Рославльского уезда и посада». Под 1584 г. есть такая запись: «Спаскога монастыря, что в Рословли на посаде, деревня Ошьмонино»" 17. Из этого же источника мы узнали имя одного из первых настоятелей монастыря: «Да Спаского монастыря игумен Боголеп з братьею, что в Рославли на посаде».18


1 Рославль. Очерки по истории города Рославля и Рославльского района. - Смоленск, 1997. - С. 91.
2 Алексеев Л. В. Смоленская земля в IX - XIII вв. Очерки истории Смоленщины и Восточной Белоруссии. - М., 1980. - С. 178-183.
3 Щукин А. Из Рославльской старины // Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1894. - № 8. - С. 384.
4 Там же. С. 384.
5 Алексеев Л. В. Смоленская земля в IX - XIII вв. Очерки истории Смоленщины и Восточной Белоруссии. - М., 1980. - С. 183.
6 Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска ХII - ХIII вв. - Л., 1979. - С. 346.
7 Ракочевский С. С. Опыт собрания исторических записок о городе Рославле. - Рославль, 1885. - С. 55.
8 Раппопорт П. А. Отчет о раскопках в Рославле в 1975 году. - Архив РИХМ, Ф. 3, Оп. 11.
9 Алексеев Л. В. Рославль в составе древнерусского государства. - Архив РИХМ. Ф. 3. Оп. 10.
10 Рославль. Очерки по истории города Рославля и Рославльского района. - Смоленск, 1997. - С. 16-21.
11 Щукин А. Из Рославльской старины // Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1894. - № 8. - С. 383.
12 Алексеев Л. В. Смоленская земля в IX - XIII вв. Очерки истории Смоленщины и Восточной Белоруссии. - М., 1980. - С. 178.
13 Историко-статистическое описание села Епишева, Вороницы тож, Рославльского уезда, Смоленской епархии // Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1885. - № 2. - С. 83 - 84.
14 Рославль. Очерки по истории города Рославля и Рославльского района. - Смоленск, 1997. - С. 22-24.
15 Орнатский Амвросий, митрополит. История Российской иерархии. - М., 1813. - С. 716 - 717.
16 Никифоров Ф., Неверович В. Историко-статистическое описание города Рославля и уезда его // Памятная книжка Смоленской губернии на 1858 г. - Смоленск, 1858. - С. 106.
17 Архив Масловых. Чтение общества истории и древностей Российских. - М., 1916. - С. 5.
18 Там же. С. 21. Там же. С. 21-22.

стр.