Иеромонах Рафаил (Ивочкин).
 
История Православия в Рославльском уезде (XII – XX вв.) (часть 2)
 

      К сожалению, нигде не упоминается, каких размеров был монастырь, каковы его постройки, сколько в нем жило братии.
      В это время в Рославле существовало несколько церквей. Они были деревянными и располагались на посаде. Из них в «Архиве Масловых» упоминаются следующие: Никольская, Афанасиевская, Пятницкая19, соборная Успенская, Благовещенская, Ильинская, Воскресенская20. Благодаря этим записям стали известны имена священников, которые служили в этих церквях. Это «Никольские попы - поп Осиф да поп Юда, да Офонасьевский поп Совостьян... Пятницкий поп Дмитрей... Успенья пречистые Богородицы поп Тимофей... Благовещенский деякон Семен»21.
      Таким образом, «Архив Масловых» существенно расширил рамки познания об истории Церкви на территории Рославля в XVI в. Однако о местных храмах в документах нет сведений, хотя указываются многие населенные пункты - 66 деревень и 4 починка. Из них до наших дней сохранилось 22 деревни, во многих были церкви, правда, сведения о них появляются только в более поздних документах.
      Новые тяжелые испытания постигли русскую землю в начале XVII в., в эпоху Смуты. В 1609 г. польские войска напали на Русь, уже в сентябре началась осада Смоленской крепости войсками короля Сигизмунда III. Летом 1610 г. вражеский отряд на обратном пути после похода на Брянск напал на Рославль, ограбил и сжег посад. В 1611 г. был полностью разграблен и сожжен рославльский Спасский монастырь, достаточно благоустроенный к этому времени 22. Неизвестно, пострадали ли храмы города и церкви уезда от рук польских интервентов. Скорее всего, они были разграблены и сожжены, так как территория образованного в 1613 г. Смоленского воеводства, в состав которого вошел Рославльский уезд, сильно пострадала от военных захватов и грабежей неприятеля. Также остается загадкой, подвергалось ли местное население насильственному окатоличиванию.
      В 1634 г. Рославльский монастырь восстановили - построили деревянную церковь в честь Преображения Господня, братские и настоятельские кельи, а всю его территорию обнесли деревянной оградой 23.
      В документах 1634 г. имеются сведения о том, что в Рославле было 4 церкви со следующими названиями: Благовещенская на Посаде, Николы в Незнанове, Успенья в Жолницу, Пятницы на Месте 24. Как они выглядели, мы до сих пор не знаем. Известно лишь, что церкви были одноглавыми и колокольни некоторых из них стояли отдельно. О Благовещенской церкви говорится как о соборной (а в документе «Архива Масловых» сообщается, что в XVI в. соборной была Успенская церковь), имеющей главку, покрытую чешуей, и внутри потолок («небо»). На ее огороженной территории стоял и Предтеченский храм 25.
      Когда построены упомянутые церкви - до нашествия поляков или во время оккупации, - неизвестно. Может быть, захватчики поддерживали местных православных для поднятия авторитета своей власти. С точностью сказать об этом не представляется возможным.
      Летом 1654 г. московские войска под предводительством царя отвоевали Смоленск у поляков. Рославль также перешел под высокую руку московского государя. Окончательное возвращение города и уезда в состав Рус¬ского государства повышало его роль в политической жизни Смоленщины, открывало новые рубежи для развития.
      Начинается постепенное возрождение Православия на рославльской земле. В это время Воскресенская церковь была перенесена со своего пер¬воначального места на нынешнее Заречье. Протоиерей Алексей Щукин приводит выписку из документа, подтверждающего существование этой церкви в 1671 г.: «Воскресенский поп Ларион имел в этом году на оброке 3 воло¬ки городской земли и платил за нее по 18 алтын в год за волоку» 26.
      Царь Алексей Михайлович подарил Рославлю колокол, который, вероятно, был помещен на колокольне Благовещенской церкви.
      О количестве храмов в уезде в это время сведений нет. Известно лишь, что в конце XVII - начале XVIII в. в Рославле сохранились упомянутые ранее церкви и Спасский монастырь. В 1738 г., по благословению епископа Гедеона, в городе была открыта «Словенская школа» для обучения как городского, так и сельского духовенства. В ней преподавание велось на русском и польском языках 27.
      Ко всем Рославльским храмам были приписаны многочисленные окрестные селения, из которых потом образовались целые сельские приходы. Земельная церковная собственность была поделена между храмами. Рославльчане с завистью смотрели на эту землю и разными способами старались отторгнуть ее у церквей. Но все их попытки были прекращены указом Петра I. «А что владеют Рославльские попы, та земля исстари тех церквей владение» - говорится в грамоте, полученной Рославльским воеводой князем А. Ю. Мещерским 28.
      Вторая половина XVIII в. - время повсеместного строительства храмов в Рославле и уезде. Возводились в основном деревянные церкви, но появились и каменные. 3. И. Пастухова отмечает, что «деревянная архитектура... Смоленщины... была весьма оригинальной. По своим структурным решениям и по конфигурации планов и объемов она отличалась от деревянной архитектуры других областей России, причем эти оригинальные постройки не были единичными, а сложили и закрепили традицию, которая сохранялась на Смоленщине вплоть до XIX века» 29.
      Если судить по сохранившимся на Смоленщине памятникам того времени (хотя они расположены и не на территории Рославльского округа), то храмы делились на два вида: 1) крестовые церкви с равными по длине ветвями креста; 2) крестовые церкви с вытянутой западной ветвью - базиликальные. На эти архитектурные виды заметно влияние соседней Белоруссии 30.
      Возникали новые села, в которых помещики стремились построить церковь и открыть приход. Этот период - своеобразный расцвет храмового зодчества на территории уезда.
      В Рославле за 1722 - 1783 гг. были заложены или уже возведены каменные церкви: Успенская (1722 г.)31, Благовещенский собор (1783 г.)32. Началось строительство Казанско-Пятницкой церкви (1760 г.)33. Появились как деревянные, так и каменные храмы в следующих населенных пунктах уезда: Никольский в селе Криволес (1722 г.), Спасо-Преображенский в селе Полуево (1724 г.), Святых мучеников Сергия и Вакха в селе Кузьмичи (1748 г.), Никольский в селе Костыри (1750), Казанский в селе Максимково (1752 г.), Рождества Богородицы в селе Ладыжино (1752 г.), Никольский в селе Корсики (1760 г.), Никольский в селе Луги (1764 г.), Рождества Христова в селе Ермолино (1764 г.), Святых апостолов Петра и Павла в селе Петрополье (1769 г.), Духовской в селе Гневково (1770 г.), Одигитриевский в селе Рязанове (1770 г.), Варваринский в селе Хорошово (1771г.), Параскевинский в селе Незнаново (1772 г.), Спасо-Преображенский в селе Несоново (1772 г.), Покровский в селе Вежники (1773 г.), Одигитриевский в селе Рогнедино (1784 г.), Успенский в селе Деребуж (1789 г.), Свято-Троицкий в селе Жарынь (последняя треть XVIII века), Святителя Алексея Московско¬го в селе Рогнедино (1792 г.), Тихвинский в селе Несоново (1796 г.), Покровский в селе Католино (1798 г.), Покровский в селе Покров-Кошкино (1798 г.)34. Всего в городе Рославле и уезде за XVIII век было построено 35 храмов, из них 7 - каменных.
      Что касается Рославльского Спасского монастыря, то его здания оставались деревянными. Сам монастырь именовался уездным, так как находился за чертой города, на высоком берегу реки. До нас сохранилось два описания этой обители, составленных ее настоятелем игуменом Илларионом (Летягой). Одно, более раннее, относится к 1774 г. Из этого документа видно, что монастырь постепенно клонился к упадку - в нем было братии «два иеродиакона - и те уже престарелые»35. Другое описание более позднее - от 1781 г. Оно интересно тем, что игумен Илларион упоминает настоятелей, бывших в монастыре до него. До недавнего времени их имена не были известны исследователям, занимающимся историей этой обители.
      «По справке в Рославльском Спасском монастыре оказалось, что с которого года в оном началось начальство игуменское, по неимению достопамятных, относящихся к оному письменных дел, - как-то: жалованные грамоты и о имевших в оном монастыре крестьянах крепости, данныя сначала бывшим сего монастыря игуменам Дионисию и Герману... по вышеописанных же игуменах в сем монастыре находились игумены ж: Павел Ростовецкий и Ираклий, а в 1752 году был Пахомий, по нем Иоасаф Рогозинскш и наместник Максим, а по сих в 1761 году определен я, где и до сего времени нахожусь» 36.
      Причиной постепенного упадка данной обители была секуляризация церковных земель, проведенная императрицей Екатериной II. Монастырь был оставлен за штатом на своем содержании и, не имея средств к существованию, в конце XVIII в. упразднен, а его храм обращен в приходский (ранее монастырю принадлежало 79 крестьян и 7 десятин пахотной земли) 37.
      В начале XIX в. деятельность монастыря возобновилась. В 1804 г. высочайшим указом ему были выделены 32 десятины земли в подмонастырской слободе и мельница, расположенная на этой территории. В это же время деревянная Преображенская церковь в обители пришла в совершенную ветхость. Благочестивые граждане города Рославля начали сбор пожертвований на устройство нового каменного храма. Он был заложен при иеромонахе Порфирии (Шамшине) в 1811 г. Ктитором монастыря в это время был Иосиф Чепелкин 38.
Преображенский храм
Спасо-Преображенского монастыря,
г. Рославль, 2004 г.
      В 1803 г. в Рославле на месте прежней, деревянной (1772 г.), была построена каменная Духо-Никольская церковь 39.
      В 1805 г. был воздвигнут каменный Одигитриевский храм в селе Пригорье.
      К сожалению, во время войны 1812 г. строительство храмов в Спасском монастыре и на территории Рославля и уезда остановилось.
      Тяжкие испытания выпали на долю Смоленской земли и во время наполеоновского нашествия. Захватчики варварски относились к религиозным чувствам русского народа. Они разоряли и грабили храмы, монастыри, уничтожали святыни. Однако, как и в былые времена, народ поднялся на защиту своей веры, Церкви и Отечества. В деревнях создавались вооруженные отряды, нередко ими руководили местные священнослужители. Так, дьячок Рославльской Пятницкой церкви Савва Крастелев сформировал и возглавил отряд партизан, который наносил весьма ощутимый вред французским мародерам. В одной из стычек с неприятелем Савва Крастелев был убит 40.
      В Рославльском уезде во время Отечественной войны незначительно пострадало несколько храмов в селах Савеево, Ворошилове, Шмаково, Новая Рудня и Лазареве Городище41.
      К 1820-м гг. послевоенная разруха на Смоленщине постепенно преодолевалась, хотя до полного восстановления хозяйства было еще далеко. В истории Смоленской епархии начался очень плодотворный период, продолжавшийся около ста лет. В это время росло число монастырей и приходов, создавались новые учебные заведения, возникали различные бла¬готворительные учреждения. Этот процесс коснулся Рославля и его уезда.
      В 1819 г. был освящен новый каменный Преображенский храм Спасского монастыря в Рославле. В обители появились новые братские кельи, дом настоятеля. Постепенно здесь налаживалась стабильная жизнь. Монастырь был обнесен каменной стеной с четырьмя башнями. Эти постройки сооружались на средства П.Н. Ракочевского42.
      Возводились каменные церкви в Рославле и уезде. В городе появились следующие храмы: Воскресенский (1816 - 1825), Вознесенский кладбищенский (1821 - 1832), достроен Казанско-Пятницкий (1845).


19 Архив Масловых. Чтение общества истории и древностей Российских. - М., 1916.
20 Там же.С. 46-47.
21 Там же. С. 21,26,46,50.
22 Трофимовский. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. - Смоленск, 1864. - С. 328.
23 Тамже. С. 328.
24 Акты, изданные Виленской археологической комиссией. - Вильна, 1865. - Т. 1, С. 69.
25 Там же. С. 70.
26 Щукин А. Из Рославльской старины // Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1894. - № 8. - С. 385.
27 Там же. С. 387; Город Рославль. Очерки истории города Рославля и Рославльского района. - Смоленск, 1987. - С. 21.
28 Ракочевский С. С. Опыт собрания исторических записок о городе Рославле. - Рославль, 1885. - С. 34-35.
29 Пастухова 3. И. Деревянная архитектурах/Смоленские епархиальные ведомости. - Смо¬ленск, 1996. - № 4. - С. 51.
30 Тамже. С. 52 - 53.
31 Опросные листы по церквям города Рославля. - ГАСО. Ф. 1544. Оп. 1.Д. 1342. Л. 60.
32 Ракочевский С. С. Опыт собрания исторических записок о городе Рославле. - Рославль, 1885. - С. 240.
33 Там же. С. 239-240.
34 См. приложение: Таблица «Строительство церквей в Рославльском уезде Смоленской губернии в XVIII-XX вв.».
35 Материалы для монастырских летописей по Смоленской Епархии // Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1874. - С. 113 - 114.
36 Дело о монастырях Смоленской Епархии 1781- 1783 гг.//Смоленская старина. - Выпуск первый, часть 2. - Смоленск, 1911. - С. 83.
37 Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи: С библиографическим указателем. Т. 1. - СПб., 1890. - С. 241.
38 Рославльский заштатный мужской Спасо-Преображенский монастырь. - Смоленск, 1897. - С. 5-6.
39 Церковно-приходская летопись Духо-Никольской церкви, - Рославль, 1905. - С, 5.
40 Вороновский В. М. Отечественная война 1812 года в пределах Смоленской губернии. - СПб., 1912. - С. 261; Орловский И. И. Дьячок-партизан 1812 г. // Исторический вестник, 1902, октябрь.
41 Там же. С. 325.
42 Рославльский заштатный мужской Спасо-Преображенский монастырь. - Смоленск, 1897.-С. 8.


стр.