Иеромонах Рафаил (Ивочкин).
 
История Православия в Рославльском уезде (XII – XX вв.) (часть 3)
 

      В уезде построены каменные храмы: Никольский в селе Епишево (1829), Вознесенский в селе Прыщ (1834), Святителя Алексея Московского в селе Рогнедино (1841). Продолжалось и деревянное строительство. Построены храмы: Кресто - Воздвиженский в селе Екимовичи (1823), Успенский в селе Ермолино (1845), Живоносного Источника в селе Хорошово (1845), Свято - Духовской в селе Марьинское (1846), Покровский в селе Астапковичи (1848), Покровский в селе Вежники (1849).43 В основном храмы сооружались на средства местных помещиков и пожертвования зажиточных прихожан.
      В эти же годы на монастырской территории построено духовное училище, которое открыли в Рославле в 1826 г. Ранее оно размещалось недалеко от торговой площади. В 1845 г. на монастырской земле, налево от Святых ворот, возведено новое каменное здание для училища. Второй этаж был деревянный. Настоятели монастыря с того времени являлись еще и смотрителями этого училища.44 Таким образом, Русская Церковь сыграла большую роль в становлении образования в городе.
      Во второй половине XIX - начале XX в. в Рославле и уезде строительство храмов в основном завершилось. В 1857 г. была возведена часовня в честь Александра Невского в Спасо-Преображенском монастыре, в 1872 г. она освящена уже как церковь. 45 В 1854 г. была заложена последняя каменная церковь Рославля - Рождества Богородицы. 46 Она стала самым красивым каменным храмовым зданием города.
      В уезде были построены следующие храмы: святителей Афанасия и Кирилла в селе Ладыжино (1852), святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в селе Ершичи (1857), Никольский в селе Луги (1858), Вознесенский в селе Кузьмичи (1859), святителя Спиридона Тримифунтского в селе Сукромля (1863), Борнео-Глебский в селе Осовик (1864), Михайловский в селе Еловец (1865), Никольский в селе Старая Рудня (1866), Рождества Богородицы в селе Корсики (1890), Казанский в селе Зорьки (1891), Никольский в селе Пацынь (1891).47
      Начинался период активной деятельности приходов города и уезда в деле образования, благотворительности и социального служения местному населению.
Вознесенская церковь, г. Рославль, 1943 г.
      В ведении Святейшего Синода находились, кроме духовных семинарий и училищ, церковно-приходские школы, дававшие начальное образование. Они стали открываться с 1884 г., после утверждения императором Александром III «Правил о церковно-приходских школах». В соответствии с этим документом перед ними была поставлена задача: «Утверждать в народе православное учение веры и христианской нравственности и сообщать первоначальные, полезные знания».48 В этих школах могли обучаться дети различных вероисповеданий, но преимущественно православные. Школы имели одноклассные программы обучения - с продолжительностью курса в два года и двуклассные - с четырехгодичным сроком обучения. Занятия проводились по программам, утвержденным Святейшим Синодом. Основное внимание уделялось преподаванию Закона Божьего, церковно-славянского языка и церковного пения. К началу XX в. в Рославльском уезде было 19 церковно-приходских школ, в которых обучались 1067 мальчиков и 87 девочек. 49
      Еще одним типом начальных народных учебных заведений были школы грамоты. Они создавались по инициативе сельских сходов, а контроль над ними осуществлялся приходскими священниками. Главная цель этих учебных заведений состояла в том, чтобы «...обучать подрастающее поколение истинам веры и нравственности под покровом Русской Православной Церкви и в духе всецелой преданности престолу и Отечеству».50 Курс обучения в школах грамоты, как правило, был двухгодичный. Преподавание велось по программам церковно-приходских школ. В Рославльском уезде школ грамоты к 1900 г. насчитывалось 57, в них обучались 1313 мальчиков и 78 девочек.51
      Работа по развитию народного образования проводилась благодаря инициативе, энергии и настойчивости священнослужителей, нередко за счет средств, ими жертвуемых. Примером являются священники 1 - го Рославльского благочиннического округа, которые отдавали этому делу много сил и внимания, снабжали учащихся книгами и учебниками, приобретенными на собственные средства.52
      Священнослужители открывали на территории подведомственных им приходов, подчас за свой счет, бесплатные народные библиотеки, читальни, которые служили продолжением школьного образования, способствовали тому, чтобы нравственное и познавательное развитие продолжалось и вне стен школы. Бесплатные библиотеки были при каждом храме Рославля и многих сел: в Полуеве, Вежниках, Ново-Рязанове, Корейках, Незнанове, Жарыни, Ермолине, Хорошове, Епишеве и др.53
      Примером благородного служения народу являлось создание по инициативе священнослужителей домов призрения для престарелых и больных - богаделен. Так, 22 октября 1885 г. было совершено освящение нового здания, которое предназначалось для приходской богадельни. Оно было сооружено при Казанско - Пятницкой церкви. Настоятель храма протоиерей Алексей Щукин телеграфировал Епископу Смоленскому Нестору о благополучном завершении строительства богадельни, в ответ на что получил от владыки следующий отклик:

      «Молитвенно призываю Божье благословение на Вас, сотрудников Ваших, новые учреждения, основанные общими Вашими заботами, и на будущую деятельность Вашу в них к благу и спасению жителей Рославля».54

      Духовенство города Рославля не оставляло также без пастырской заботы и попечения людей, заключенных в местном тюремном замке. На территории тюрьмы находилась церковь, в которой служил священник соборного храма города. Отправление обрядов, молитвы, беседы на религиозно-нравственные темы, несомненно, влияли на души и умы этих людей, вносили определенный положительный вклад в их исправление.55
      В 1880 г. в Смоленске был организован миссионерский комитет, который начал просветительскую работу среди старообрядцев и сектантов. В 1885 г. открылось Братство во имя преподобного Авраамия, Смоленского чудотворца. Эти организации способствовали распространению религиозно-нравственного просвещения в пределах Смоленской епархии и в Империи. Духовенство Рославля и уезда активно занималось миссионерской деятельностью. В пользу сторонних мест и учреждений собирались денежные средства, которые направлялись, например, на развитие училища девиц духовного звания; на сооружение православных храмов в Нью-Йорке и Сан-Франциско; на благоустройство церквей Рижской епархии; на улучшение быта православных паломников в Палестине; на лечение неимущих духовного звания и др.56
      В 1896 г. в Смоленской епархии был основан Церковно-исторический комитет. В его состав вошли местные историки и краеведы. Главной задачей комитета являлся поиск предметов церковной старины и исторических сведений. Большинство собранных материалов экспонировалось в особом музее - древнехранилище. В комплектовании его фондов приняли участие священнослужители Рославльского уезда. Так, дьякон села Рогнедина А. Садовский передал в музей 92 медные русские монеты XVIII - XIX вв.57
      Все приведенные факты свидетельствуют о том, что духовенство вносило значительный вклад в общественно-духовную жизнь города Рославля и Смоленской епархии в целом.
      Среди религиозных народных обычаев, существовавших на территории Рославльского уезда, наибольший интерес, на наш взгляд, представлял чин
празднования «свечи». Эти праздники получили свое начало в далекой древности. «Свечи» распространены были в сельских приходах. Праздновались они накануне и в день памяти местночтимых святых.
      Как правило, в деревне была свеча, которую поочередно передавали от одного хозяина к другому. Перед наступлением того дня, в который думали справлять праздник, в одном из домов насучивали воск на эту свечу, то есть наносили его в горячем виде тоненькими слоями. Затем надевалась так называемая рубашечка - ситцевая или коленкоровая, а прежняя жертвовалась на церковь. В таком виде свечу ставили в лукошке перед иконами, взятыми из церкви, и зажигали ее. Накануне праздничных дней служились вечерние службы - всенощные, после которых всю ночь перед иконой чтимого святого читались акафисты. В день праздника по домам служили молебны. Затем свечу в течение года хранили у одного из жителей деревни. Когда она обходила все дома, то ее жертвовали на храм, а для праздников брали новую.58
 
Блаженный Яша Рогнединский
      Говоря о почитании народом святых, каноизированных для всеобщего к ним молитвенного обращения, необходимо отметить благоговейное отношение населения к местным угодникам Божьим. К таким почитаемым подвижникам благочестия относились пустынножители рославльских лесов. На могилах этих пустынников-монахов совершались чудеса, что способствовало большому стечению паломников в рославльские пустыньки. Наибольшим почитанием у верующих пользовался схимонах Никита, погребенный недалеко от села Екимовичи в урочище Монахов ров. Ежегодно 15 сентября, в день его тезоименитства, на могилу схимонаха собиралось для поклонения до 5000 человек. На этом месте в конце XIX в. была устроена деревянная пятиглавая часовня, посередине которой, на самой могиле, был установлен каменный саркофаг в форме гроба на ножках.
      Пустынножительство в рославльских лесах - явление уникальное в истории Смоленщины, характеризующее не только религиозную, но и культурную жизнь области.59
Икона святой Великомученицы Варвары, 2004г.
      Другими подвижниками веры в народе всегда считались юродивые Христа ради. На территории уезда, в селе Рогнедино, народным почитанием пользовался блаженный Яша. С ранней молодости он поселился в этом селе и до самой смерти прислуживал в церкви - помогал церковным старостам принимать пожертвования, ставил свечи и собирал огарки. Отличался этот человек бескорыстием, ходил почти всегда босым.
      Умер он 27 февраля 1900 г. и был похоронен на общем кладбище при огромном стечении народа.60 Особым проявлением религиозности у населения города и уезда можно считать посещение святых источников, расположенных иногда далеко от города Рославля и приходских центров. Наиболее известным из святых ключевых колодцев являлся Никольский колодезь в селе Луги. Подобные колодцы имелись в каждом приходе, но ни один из них не играл такой важной роли в истории Православия на территории города и уезда, как этот. История его тесно связана с историей Рославля. Во время эпидемий и пожаров сюда приносили икону святителя Николая из храма села Луги. И всегда после молитвы перед этой иконой эпидемии и пожары прекращались. Ежегодно 18 июля чудотворную икону привозили в Рославль и ставили сначала во всех храмах города, а затем в домах горожан. Даже иноверцы старались подержать икону святого угодника в своих домах. Длилось это обычно около месяца, затем икону опять возвращали в Луги61.

      Почти в каждом храме города Рославля хранились почитаемые богомольцами иконы. В Спасо-Преображенском монастыре - это Тихвинская икона Божьей Матери и икона святой Великомученицы Варвары; в Благовещенском соборе - Иверская икона Божьей Матери, по преданию, привезенная с острова Мальты; в Вознесенском храме - Ахтырская икона Божьей Матери; в храме Рождества Богородицы - Иерусалимская икона Божьей Матери, привезенная из Малороссии.


43 См. приложение: Таблица «Строительство церквей в Рославльском уезде Смоленской губернии в XVIII- XX вв.».
44 Рославльский заштатный мужской Спасо-Преображенский монастырь. - Смоленск, 1897. -С. 9.
45 Там же. С. 15-16.
46 ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 4. Л. 2-3.
47 См. приложение: Таблица «Строительство церквей в Рославльском уезде Смоленской губернии в XVIII-XX вв.».
48 Правила и программы для церковно-приходских школ и школ грамоты. - СПб., 1894. - С. 74.
49 Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1900. - № 1. - С. 32.
50 Правила и программы для церковно-приходских школ и школ грамоты. - СПб., 1894, - С. 153.
51 Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1900. - №1 - С. 32.
52 Там же. С. 31.
53 ГАСО. Ф. 1544. Оп. 1. Д. 1342. Л. 2-155.
54 Открытие церковной библиотеки и церковно-приходской богадельни при Казанско-Пятницкой церкви города Рославля, Смоленской епархии // Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1885. - №22. - С. 1083.
55 Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1892. - С. 893.
56 ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 4. Л. 2-3.
57 Иванов М. Древнехранилище: Из истории Смоленского церковно-археологического музея // Край Смоленский. - Смоленск, 1996. - № 7-10. - С. 17.
58 Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1887. - № 19. - С. 930.
59 Ивочкин Рафаил, иеромонах. Паломник земли Рославльской (Путеводитель по святым местам Рославльского района). - Рославль, 2002. - С. 48 - 81.
60 ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 4. Л. 258 - 259.
61 Ивочкин Рафаил, иеромонах. Паломник земли Рославльской. - С. 29 - 48.

стр.