Иеромонах Рафаил (Ивочкин).
 
История Православия в Рославльском уезде (XII – XX вв.) (часть 5)
 
      Пожилые прихожане часто рассказывают о том, что в то время, когда в стенах монастырского храма располагался музей, его директор неоднократно замечал, как лампады перед иконами сами собой зажигались, и что он сошел с ума, устрашенный этим явлением. До последнего времени подобные рассказы считались легендой. Но в обнаруженной недавно автором данного труда газетной заметке того времени утверждается, что стеклянные лампады красного стекла отражают солнечный свет от серебряных окладов, укрепленных на образах, и это воспринимается многими людьми как чудесное явление. Вот текст этой заметки:
      «После закрытия монастырского храма среди отсталого населения города распространились слухи, что в храме без человеческой помощи загорались лампады. Представители адмотдела немедленно прибыли на место. В монастыре находилось несколько любопытных женщин. Представители адмотдела приглашали их с собой в помещение храма для того, чтобы они могли убедиться в поповском обмане. Часть из них идти в храм отказалась, мотивируя это тем, что женщинам по религиозным законам вход в алтарь запрещен. Некоторые из присутствовавших женщин все же вошли в храм и ясно увидели, что лампадки не горели, а лишь красное стекло отражало свет, который падал на ризы икон. Но слух о чуде в монастыре продолжает распространяться». 77
      Что же это было? Мистификация? Божье чудо? Махинации священников (в запертом властями храме)? Каждый волен остаться при своем мнении. Не менее загадочна смерть директора музея. Он застрелился в алтаре монастырского собора (его собака никого не подпускала к телу хозяина, так что и ее пришлось пристрелить). Божье наказание? Возможно. Народ по-разному воспринял эти события. Но посещаемость музея с этого времени резко сократилась, говорят старожилы. Во время Великой Отечественной войны пропала и сама коллекция музейных экспонатов.
      Расправившись с монастырем, городские власти начали закрывать церкви Рославля - постепенно, один за одним, пока не закрыли все. В первую очередь закрыли центральные храмы: Благовещенский собор, Успенскую и Никольскую церкви. И опять шел сбор подписей, появились резкие газетные заметки, велась переписка с облисполкомом и ВЦИК.
      «Имея большой кризис в жилой площади в городе, а также и большой кризис в помещениях для культурных нужд, я, кочегар депо Рославль Китаров С., вношу свое предложение о закрытии в Рославле трех церквей. Для малой кучки верующих хватает еще церквей. Мое предложение - закрыть в первую очередь: Собор и Никольскую церковь, как находящиеся в центре города, а также Успенскую, как расположенную в центре города и вышедшую на улицу, сделав ее совсем узкой. Ведь в церкви сейчас ходят только старые люди, молодежь не ходит, и ей нужно еще что- либо, а не церковь».78
      С церквей снимали колокола. За короткий период были отправлены на переплавку колокола со всех храмовых колоколен.
      В уезде также были закрыты многие храмы. Их внутреннее убранство чаще всего уничтожалось, а стены просто разбирались на стройматериалы.
Самые масштабные гонения на Церковь развернулись в 1937 г. Абсолютное большинство священнослужителей были либо репрессированы, либо вынуждены оставить свое служение. Любые проявления религиозности преследовались жесточайшим образом. Всего за период с 1917 до конца 1950-х гг. в Смоленской области было репрессировано около 750 священников, монахов, диаконов, людей, работавших при церкви.79
      Накануне Великой Отечественной войны в Смоленской области почти не осталось действующих храмов.
      Как известно, уже в июле 1941 г. активные боевые действия развернулись на территории нашей области. В ходе сражений православные храмы нередко оказывались под огнем как той, так и другой воюющей стороны. Бывали случаи, когда солдаты и офицеры не решались поднять руку на храмы Божьи и спасали их от неминуемого разрушения.
Немецкие машины возле Спасо-Преображенского монастыря, трофейная фотография 1943 г.
      К середине сентября неприятель захватил почти всю Смоленщину. Оккупационная власть, желая привлечь на свою сторону симпатии местного населения, не препятствовала возрождению церковной жизни. Это привело к тому, что население области, измученное десятилетиями безбожного режима, начало повсеместно восстанавливать храмы и создавать новые приходы. В 1942 - 1943 гг. в Рославле вновь стали действовать монастырский собор, церкви Вознесения Христова и Рождества Богородицы. Люди поспешили в храмы. Приходится сожалеть, что лишь вражеское нашествие, принесшее стране и народу бесконечные бедствия, позволило воскресить в Рославле храмы!
      Об открытии церквей в Рославльском районе нет сведений.
      В сентябре 1943 г. Смоленская область была освобождена от фашист ких захватчиков. Начался новый этап в истории местной епархии. Он был связан с изменениями в церковной политике советского государства, с прекращением активных гонений и предоставлением некоторой религиозной свободы. В 1945 г. в Смоленской епархии было 56 действующих храмов. Духовенство состояло из 46 священников и 7 диаконов.80
      В Рославле действовали три церкви: Преображенская 81, Вознесенская 82, Рождества Богородицы 83. Оставшиеся храмовые здания были либо снесены (Никольская, Благовещенская церкви), либо использовались для хозяйственных нужд - под склады, магазины, хлебопекарни (Казанская, Воскресенская, Успенская церкви). 84
      В Рославльском районе действовали церкви в селах Пригорье, Епишево, Корсики. Но документальных подтверждений этих сведений пока не найдено.
      Так называемые «хрущевские гонения» 60-х годов и время брежневской стагнации привели Церковь на грань катастрофы. Во многих селах храмы хоть и числились на балансе епархии, но из-за нехватки кадров пустовали, а затем постановлениями областного руководства закрывались. К 1 января 1985 г. по всей Смоленской области действующими оставались только 35 храмов, причем в большинстве своем они находились в аварийном состоянии, духовенство епархии составляли 40 священнослужителей 85.
      В Рославле прекратил существование приход Рождества Богородицы, а здание храма было передано на нужды города. В нем располагались магазин, пивной бар, склады торговых учреждений. Хотя здание было поставлено на учет в центре охраны памятников культуры и истории, реставрационные работы там не проводились и оно постепенно разрушалось 86.
 
Протоирей Анатолий Чайкин,
2000 г.
      В районе больше не осталось действующих церквей. Полуразрушенные здания храмов были занесены в список памятников архитектуры и «охранялись» государством. Такая охрана привела к их частичному руинированию, а порой и к полному разрушению 87. Ныне печально видеть эти неповторимые произведения зодчих со стороны. Но стоит войти под своды зданий - и мертвые храмы поражают своим величием, захватывают наши мысли и переносят их во времена своей былой славы. Разрушенные и униженные, но не побежденные, они словно кричат о русской культуре, пережившей великие испытания.
      После празднования 1000-летия Крещения Руси в стране наметился сдвиг в лучшую сторону в отношениях между Церковью и государством. Начался период церковного возрождения. Повсеместно открывались приходы, регистрировались старые и строились новые храмы. И в Смоленской епархии начался активный рост православных общин. Рославль не остался в стороне от этих преобразований. Воскрешение духовных традиций и духовной жизни города началось с возобновления богослужений в храме Рождества Богородицы на Юр-горе в 1991 г.
      Основную работу по открытию прихода провели благочинный Рославльского округа, настоятель Спасо-Преображенского прихода города Рославля протоиерей Анатолий Чайкин и активные прихожане. Решением главы администрации Рославльского района в октябре 1991 г. здание храма было передано на баланс Русской Православной Церкви. Народ с воодушевлением принял открытие прихода на Юр-горе. Не было людей, которые были бы против возрождения этой церкви. Сейчас работа по восстановлению храма активно ведется его настоятелем иереем Михаилом Гольцманом 88.
Настоятель Спасо-Преображенского монастыря игумен Сергий, 2004 г.
      В Смоленской епархии были открыты новые и возрождены древние монастыри. В их числе - Спасо-Преображенский мужской монастырь в Рославле.

      28 декабря 1996 г. под председательством Патриарха Алексия II проходило заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх и Синод утвердили ходатайство Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла об открытии в городе Рославле Спасо-Преображенского мужского монастыря.

      «Слушали: Ходатайство Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла об открытии Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Рославле и о назначении настоятеля обители. Постановили:
1. Благословить открытие в городе Рославле Смоленской области Спасо-Преображенского мужского монастыря для возрождения в нем монашеской жизни.
2. Утвердить игумена Сергия (Зятькова) настоятелем Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Рославле» 89.

      Первым пострижеником возрожденной обители стал Ивочкин Демьян Анатольевич, названный в иночестве Ростиславом, ныне иеромонах Рафаил (автор данной работы).
      Старанием настоятеля монастыря игумена Сергия постройки обители, доведенные до аварийного состояния их прежними владельцами, восстанавливаются, приобретают свою былую красоту и, главное, вновь используются по назначению. Ныне при монастыре действует библиотека, оборудованы актовый зал и классы для занятий воскресной школы для взрослых.


77 Чудо в решете или поповские махинации?//Смычка. - Рославль, - № 31. - 15 Сентября. 1929. - С. 2.
78 ГАСО. Ф. Р-2360. ОП. 1.Д. 870. Л. 171.
79 Митрополит Кирилл. Православие в истории Смоленской земли // Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 2000. - № 1. - С. 27.
80 Там же. С. 28.
81 ГАСО. Ф. 985. Оп. 3. Д. 9. Л. 1-22.
82 ГАСО. Ф. 985, Оп. 3, Д. 8. Л. 1-5.
83 Ивочкин Рафаил, иеромонах. Церковь Рождества Богородицы: Страницы истории // Рославльская правда. 5 января 2003, С. 2.
84 ГАСО. Ф. 2361. Оп. 1.Д. 67. Л. 71.
85 Митрополит Кирилл. Православие в истории Смоленской земли//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 2000. - № 1. - С. 28.
86 Смирнов Г. К. Паспорт памятника истории и культуры СССР. Церковь Петра и Павла, г. Рославль//Архив центра по охране и использованию памятников истории и культуры. Индекс 3. 4. I. 47. II., л. 1-4.
87 Паспорта на памятники истории и культуры СССР, разные храмы // Архив центра по охране и использованию памятников истории и культуры. - См. Рославльский, Ершичский районы.
88 Ивочкин Рафаил, иеромонах. Церковь Рождества Богородицы: Страницы истории // Рославльская правда. 5 января 2003. - С. 2.
89 Журнал Московской Патриархии. - № 12. - 1996.


стр.