Иеромонах Рафаил (Ивочкин). "Рославльская земля: православные храмы"
 
Духо-Николаевская церковь
 
      Немногие рославльчане знают, что там, где сейчас находится спортивный зал медицинского училища, стояла церковь конца XVIII в. - вместительная и светлая, по-своему красивая, как и все русские храмы. Освящена она была в честь Святого Духа и Святого Николая, архиепископа Мирли-кийского, Чудотворца.
      До каменного Духо-Николаевского храма здесь существовал деревянный, пришедший в ветхость к 1762 г.43. Прихожане решили возобновить обветшавшую церковь, для чего подали прошение епископу Смоленскому Парфению с просьбой разрешить сбор денег в течение трех лет на это дело. Епископ дал благословение. Средств собрали достаточно для того, чтобы вместо ремонта старого храма выстроить новый, тоже деревянный, во имя Святителя Николая, с приделом в честь апостолов Петра и Павла. Вторично обратились рославльчане к Владыке Парфению, теперь уже прося его благословения на возведение новой церкви. Архиерей в ответ на это прошение подписал храмозданную грамоту, где благословил доброе дело. Освящена была церковь в 1772 или 1773 г. Согласно предписанию епископа, новый храм освятил настоятель Рославльского монастыря игумен Илларион Летяга в сослужении местного духовенства44.
 
.Духо-Николаевская церковь,
начало ХХ в.


      Богослужение в этой церкви совершалось в течение тридцати одного года. Во все это время у прихожан крепла мысль о сооружении храма каменного, большого. Собирали прихожане и средства для этого. Мысль их с помощью Божьей осуществилась. 30 января 1803 г. епископ Димитрий выдал храмосвятную грамоту, в которой было указано, что новая каменная церковь сооружена во имя Сошествия Святого Духа, с приделом в честь Святителя Николая. Так как в придельном храме все было готово к его освящению - установлен иконостас, престол, то по прошению прихожан Преосвященный Димитрий дал благословение освятить его. Это священнодействие было поручено священнику Благовещенской церкви протоиерею Алексею Орловскому45.

      В 1805 г., по благословению епископа Димитрия, протоиереем Алексеем Орловским освящен главный придел во имя Святого Духа.

      Владыка Димитрий выдал при этом храмосвятную грамоту, которая хранилась в подлиннике при храме46.

      В 1853 г. невзрачная колокольня Духо-Николаевской церкви, по благословению епископа Тимофея, в основном на средства Александра Максимовича Борисова, была надстроена (на полтора яруса) и обрела совсем иной вид.

      В 1864 г., также на средства А. М. Борисова, устроен новый иконостас в Николаевском приделе47. К 1873 г. и в Духовском приделе сооружен новый иконостас, освященный по благословению епископа Серафима 5 октября того же года. Иконы писал Алексей Григорьевич Свешников, окончивший Императорскую Академию Художеств, резьбу производил московский резчик Аханкин. Средства на новый иконостас были собраны прихожанами, а также пожертвованы церковным старостой купцом Васи¬лием Федоровичем Прокопенковым и уже упоминавшимся Алексеем Борисовым (по 1000 рублей). Всего на эти работы потрачено 6000 рублей48.

      В 1883 г. постановлением Рославльской Городской Думы было решено перенести мясные лавки с места, предназначенного для постройки ремесленного училища, на территорию, примыкавшую к площади Никольской церкви. Это действие вызвало возмущение священников храма и правления рославльского духовного училища, общежитие которого находилось вблизи от предполагаемого места строительства.

«Его Превосходительству
Господину Начальнику Смоленской губернии
города Рославля Духовской церкви Священнослужителей
и церковного старосты

Прошение

      Рославльская городская Управа отвела место для постройки мясных лавок близ Духовской церкви, в двадцатисаженном расстоянии от алтаря. Такая бли¬зость мясных лавок к церкви весьма неудобна по следующим причинам:
1). Деревянные мясные лавки содержатся всегда нечистоплотно, с телят и овец, здесь же, на дверях лавок, снимаются кожи; здесь же, на прилавках, валяются внутренности животных, отрезанные ноги и всякие кости, отчего происходит вонь.
2). В базарные дни мясоторговцы, накупив в рынке скот, привязывают его к мясным лавкам своим, от чего происходит рев, площадная суматоха и скопление нечистот.
3). Содержимые нечистоплотно лавки привлекают множество собак, которые лают, воют и бросаются на прохожих, а в особенности в утреннее время на идущих к Богослужению.
      Вследствие изложенных причин, препятствующих наблюдению чистоты и опрятности вокруг храма Божия, а также отправлению Богослужения, которое будет заглушаемо ревом скота, шумом торговли, лаяньем собак, мы покорнейше просим Ваше Превосходительство воспретить начатые постройки мясных лавок близ нашей Духовской церкви. В городе есть места, где с удобством можно устроить подобные заведения.

      1883 года, июня 17 дня. Подписи настоятеля храма, церковного старосты, псаломщика»49.

Ответ губернатора был предельно прост:

      «С моей стороны по означенному прошению не может последовать никакого распоряжения... на оплату настоящего ответа истребовать от них 60 копеек на гербовую марку. ..»50.

      Через несколько дней к губернатору обратилось правление духовного училища.

      «На месте, где в настоящее время находятся мясные ряды, Рославльская Городская Дума постановила устроить здание для ремесленного училища, а мясные ряды перенести к Никольской церкви, но здесь же, прямо напротив, находится и общежитие учеников Рославльского Духовного училища. ...Правление училища полагает, что будущее соседство с мясными рядами незамедлит отозваться самыми гибельными последствиями для детей духовного училища. Несомненно, что, во-первых, вонь от крови животных будет заражать и отравлять воздух, а это, в свою очередь, произведет различные злокачественные, а иногда и эпидемиологические заболевания между учениками училища, вообще зараженный воздух будет весьма вредно отзываться на здоровье детей и, во-вторых, собаки - непременные спутники мясных рядов в провинциальных городах - будут пугать учеников, не давая им прохода.
      Вследствие сего Правление имеет честь покорнейше просить Смоленское Губернское Правление воспретить Рославльской Городской Думе строить мясные ряды в вышеуказанном месте, т. е. около Никольской церкви, против общежития учеников Рославльского Духовного училища, предложив Думе избрать другое какое-либо место для этих рядов.

Подписи смотрителя училища и делопроизводителя»51.

      В ответ на это прошение было получено исчерпывающее объяснение, что постановление Городской Думы не подлежит обжалованию и место для мясных лавок будет отведено согласно решению. В таком действии проявляется забота о мясоторговцах, об их доходах и отчислениях с мясной торговли в казну. Относительно народного здравия просителям дан совет не волноваться - за соблюдением санитарных норм приказано следить местным властям, а хозяевам лавок запрещалось содержать собак. Так что все проблемы, касающиеся жизни и здоровья учеников и прихожан, решались, судя по ответу, сами собой и очень просто52.
      Что касается священнослужителей Духовской церкви, то с них попро¬сту взяли расписку, что они не будут выступать против постановления Думы, причем за гербовую бумагу снова высчитали 60 копеек53.
      Так у нас заботились о благолепии храма Божьего и о здоровье людей. В результате - Рославль несколько раз подвергался эпидемиям холеры, а после революции те же прихожане Никольского храма требовали закрыть его. Воистину на первом плане у нас золотой телец!
      Обратимся дальше к истории Духовской церкви. В 1895 г., по благословению епископа Гурия, вокруг храма установили на каменном фундаменте железную ограду с четырьмя железными воротами. Это было сделано по случаю восшествия на престол императора Николая II. Все железные части ограды изготовили в Москве, в мастерской Смирнова. На ее изготовление и установку было израсходовано 2500 рублей, собранных прихожанами 54.
      Наиболее видными жертвователями на нужды храма являлись купчиха Анастасия Степановна Чепелкина и ее сестра Анна Степановна Ракочевская. В разное время они жертвовали храму священнические облачения55, металлический оклад на престол56, на их средства в церкви были выстроены две кафельные печи, а в 1902 г. деревянные крыльца с западной и северной сторон заменены на чугунные57.
      Древних икон и священных предметов в Никольском храме не было, если не считать местночтимую икону Святителя Николая. Она была украшена серебряной позолоченной ризой, на которой имелась следующая надпись:
      «Попечением Александры Львовны Бурцевой, Ивана Матвеевича Чикалкина и старосты церковного Ивана Болошкина, с прочими доброхотными дателями, сделана сия риза в Санкт-Петербурге мастером Степаном Андреевичем Анисимовым 1834 года, марта 30 дня. Весу серебра и золота 13 фунтов 72 золотника»58.
      Перед этой иконой каждый четверг после ранней литургии соверша¬лись молебны с акафистом, причем к молебну звонили в большой колокол. Четверг вообще считается днем Святителя Николая.
К началу XX в. церковь имела такой внешний вид: двусветный четверик нес на себе бесстолпный сферический купол с одной небольшой главкой на световом цилиндрическом барабане. Храм имел большую апсиду алтаря. Трехъярусная колокольня была сдвинута от оси здания вправо. Северное и южное крыльца были чугунными59.
      Приход Духовской церкви делился на городской и деревенский. Никаких естественных границ прихода не существовало, дома прихожан были разбросаны по всем частям города, так что иногда случалось, что на одной улице имелись дома, хозяева которых принадлежали к разным приходам. Естественно, такое территориальное деление создавало неудобство в окормлении священниками своих прихожан. Деревенский приход составляли шесть деревень, лежащих недалеко от города: Кириллы, Сидорки, Васильевка, Павловка, Снегирево и Козлове60.
      Среди приходских священников необходимо указать следующих достойных пастырей:
      Алексей Васильевич Ляшкевич, священствовал в Духовском храме с 1806 по 1833 г. Как видно из церковной летописи, это человек высокой нравственной жизни и добрый пастырь. Овдовев и имея малолетних детей, он сам стирал белье, носил воду, готовил пищу для себя и семьи - и все это ночью, когда все спали. Утром же он обязательно совершал службу в церкви и приходе. В его отсутствие за детьми присматривала старушка прихожанка.       Умер отец Алексей в Царском Селе, куда был переведен позже. В приходе о нем сохранялась самая добрая память.
      Иоанн Борисович Петровский, священствовал с 1864 по 8 июля 1892 г. Кроме должности приходского священника он нес и другие обязанности - катехизатора, члена Правления Рославльского духовного училища, члена попечительства о бедных духовного звания, депутата Окружного съезда духовенства, гласного Городской Думы, законоучителя мужской прогимназии и технического училища. За свою службу он получил сан протоиерея, наперсный крест с украшениями и орден Святой Анны 3-й степени. Педагогическая деятельность отца протоиерея продолжалась 25 лет, в связи с чем ему от города и был преподнесен наперсный крест с благодарностью за понесенные труды на ниве народного образования61 .
      Как уже отмечалось в первой главе, революция 1917 г. нарушила спокойное течение духовной жизни рославльчан, как и всей нашей страны. Религия рассматривалась как вредительство социалистическому обществу, как дурман и тюрьма народных масс. В городе не хватало жилплощади, помещений под школы. Существовал дефицит металла для нужд индустриализации. Активисты начали сбор подписей за закрытие Духо-Николаевской церкви. Происходило это в конце 1920-х - начале 1930-х гг. Школьники, рабочие местных технических мастерских, железнодорожного депо, служащие отделения сберкассы - все активно начали сбор подписей, обращений в местную прессу. И у всех одно требование - Духо - Николаевскую церковь закрыть, передать здание на нужды школы, колокола с ее колокольни снять и отправить в местные мастерские для пополнения фонда металлолома, с дальнейшей переплавкой.

«В Горсовет
Ячейка Союза Безбожников при педтехникуме передает в горсовет списки подписей за снятие колоколов и закрытие церквей. Всего подписей за закрытие Николаевской церкви - 402.
Приложение: списки на 44 листах. 5 января 1930 года»62.
Из протокола родительского собрания учащихся 3-ей железнодорожной школы:
«О закрытии 3-х церквей: Собора, Никольской и Успенской и передачи их под культурные учреждения...
В интересах государства, а также в деле развития металлургической промышленности мы, родители учащихся 3-ей ж.д. школы, предлагаем снять колокола со всех церквей города и передать их нашей промышленности, а церкви - Собор, Успенскую и Николаевскую - закрыть и передать под культурные учреждения (единогласно)»63.
      В результате подобной деятельности Духо-Николаевская церковь была упразднена, хотя точно дату этого события определить не представляется возможным. В документах о ликвидации церквей, где перечисляются закрытые храмы по уезду в 1938 г., Никольская церковь указывается уже упраздненной, но без даты ликвидации прихода. В стенах храма расположилось зернохранилище64, а не культурное учреждение, чего требовали активисты Союза Безбожников. Видимо, с одной стороны, острая нужда в помещениях для культурного отдыха рославльчан уже отпала, либо, так как закрытие церквей требовало какого-либо предлога, необходимо было заручиться поддержкой рабочих, чем придавалась некоторая законность подобного рода деятельности. Надо иметь в виду, что в стране «существовала» свобода вероисповедания и отправления религиозных культов, а гражданам лишь «объяснялось» невежество темных религиозных старушек, причем, как уверяли власти, без всякого давления и глумления над чувствами верующих. С другой стороны, причина спешного закрытия церкви - существование других храмов в городе, до которых также дошла очередь уничтожения, но ликвидировать их, минуя Никольскую церковь, как расположенную в центре города, было нельзя. Закрывая храмы, городские власти утверждали, что для небольшой кучки верующих церквей еще хватает, оттесняя при этом богомольцев на окраины города, в кладбищенский приход, пока не дойдет очередь и до него. К тому времени, глядишь, и верующие старушки все перемрут, а молодым в городе и без церквей хватит развлечений. Вот и развлекается молодежь города сейчас в здании спортивного зала, построенного на том месте, где раньше молились Богу ее деды за своих потомков. А потомки и не ведают, что место это святое, десятилетиями намоленное отцами, и развлекаясь, продолжают глумиться над духовными традициями нашего города, области, всей России.



Примечания

43 Церковно-приходская летопись Духо-Николаевской церкви в городе Рославле. - Рославль, 1905. - С. 3. (Далее ЦПЛ.)
44 Ракочевский С. С. Указ, соч., с. 148.
45 ЦПЛ.,с. 5.
46 Там же. С. 5.
47 Там же. С. 5.
48 Там же. С. 6.
49 ГАСО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 165. Л. 2-2 об.
50 Там же. Л. Зоб.
51 Там же. Л. 5-5 об.
52 Там же. Л. 6-8.
53 Там же. Л. 10-12.
54 ЦПЛ.,с. 6.
55 Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1893. - С. 404.
56 Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1894 . - С. 707.
57 ЦПЛ.,с. 6.
58 Там же. С. 7.
59 Рославль. Очерки по истории города Рославля и Рославльского района. - Смоленск, 1997. - С. 101.
60 ЦПЛ.,с. 17.
61 Там же. С. 10-11.
62 ГАСО. Ф. 2360. Оп. 1. Д. 870. Л. 14.
63 Там же. Л. 233 - 234.
64 ГАСО. Ф. 2361.0п. 1. Д. 67. Л. 71