Иеромонах Рафаил (Ивочкин). "Рославльская земля: православные храмы"
 
Рождества Богородицы церковь
 
      В городе Рославле есть холм, который возвышается над всеми городскими постройками, царит над городом. Он называется Юр-гора (т. е. открытое всем ветрам место). Здесь находится один из самых красивых храмов города, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В ясные солнечные дни прохожих радует блеск его золотых крестов, а по воскресеньям и праздничным дням прихожане спешат под его своды, чтобы прикоснуться сердцем к вечным истинам. Но немногие знакомы со славными страницами истории этого величественного храма.
      Церковь Рождества Богородицы - самый поздний по времени возведения среди храмов нашего города. Начало строительства датируется 1854 г.

 
Церковь Рождества Богородицы,
г. Рославль, конец XIX в.

           Заложен храм по благословению архиепископа Смоленского и Дорогобужского Тимофея, построен он, главным образом, на средства Рославльского купца I гильдии Павла Тимофеевича Вехова 82.
      Придел в честь святого Митрофана был освящен 20 ноября 1858 г., а другой - во имя Петра и Павла - 27 июня 1859 г. В 1886 г. церковь была полностью обновлена и освящена. Новоосвященный храм вошел в градское благочиние83.
      На украшение храма именитые граждане Рославля вносили крупные суммы денег. В 1885 г. рославльские мещане Иван Иоакимович и Пелагия Кирилловна Смолины пожертвовали на устройство иконостаса 1200 рублей84, а в 1888 г. на устройство напрестольной сени в главном алтаре - еще 1000 рублей85 (сейчас о существовании сени и иконостаса напоминают каменные фундаменты, на которых они крепились).
      Много труда внес на благоустройство храма его староста, купец II гильдии М. Ефремов. 10 октября 1895 г. ему была пожалована серебряная на станиславовской ленте медаль «За усердие»86.
      Более всех сегодня памятен П. Т. Вехов. За свои труды на духовной ниве он удостоен был погребения в южной части храма, недалеко от главного престола.
      Благодаря трудам и заботе вышеназванных лиц храм имел прекрасный, изящной работы золоченый иконостас. Считается, что он был самым лучшим иконостасом среди провинциальных церквей. Рославльский уроженец академик живописи Афанасий Ефимович Рокачевский подарил храму две иконы своей работы - Спасителя и Божьей Матери87.
      Чтимым образом в этом храме являлась Иерусалимская икона Божьей Матери. Первоначально она находилась в Малороссии, затем была привезена в Рославль помещиком Гречиковым и помещена в его доме. Вскоре дом был продан помещику Садовникову. Икона тоже перешла к новому владельцу. Садовников продал дом рославльскому мещанину Исидору Зубову, который завещал эту икону строившемуся тогда храму Рождества Богородицы и передал ее П. Т. Вехову. По окончании постройки Павел Тимофеевич поместил икону в храме88.
      Трудно переоценить вклад священников и церковных причетников церкви Рождества Богородицы в сохранение и развитие лучших традиций духовной жизни, образование прихожан этого храма. В приходе действовала одноклассная церковно-приходская школа, открытая в 1896 г. При ней была библиотека для внеклассного чтения. При самом храме тоже существовала библиотека для народного пользования. В библиотеках были собраны преимущественно святоотеческие книги и церковная периодика.
      Широка была миссионерская деятельность прихода. В пользу сторонних мест и учреждений собирались денежные средства. Они направлялись на содержание училища девиц духовного звания; на сооружение православных храмов в Нью-Йорке и Сан-Франциско; на благоустройство церквей Рижской епархии; на улучшение быта православных паломников в Палестине; на лечение неимущих лиц духовного звания и др.89. Эти факты говорят о том, что приход храма Рождества Богородицы вносил значительный вклад в общественно-духовную жизнь города Рославля и Смоленской епархии в целом.
      После революции 1917 г. церковь Рождества Богородицы оставалась действующей. И лишь в 1937 г. была закрыта решением облисполкома90.
      Возможно, в храме Рождества Богородицы проводились богослужения во время немецкой оккупации Рославльского района. Но документальных данных по этому вопросу пока не имеется.
      Церковь действовала до начала 60-х гг., а затем была вторично закрыта и передана на нужды хозяйственного склада. 30 августа 1960 г. постановлением Совета Министров РСФСР храм включен в число памятников истории и культуры СССР. Реставрационные работы с этого времени в охраняемом памятнике не проводились 91.
      По благословению Митрополита Кирилла (начало 1991 г.) в Рославле стал решаться вопрос об открытии прихода на Юр-горе.
      Основную организационную работу взяли на себя благочинный Рославльского округа, настоятель Спасо-Преображенской церкви протоиерей Анатолий Чайкин, прихожанин Бобриков Михаил Тихонович (ныне инок Тихон), казначей Преображенской церкви Антонов Владимир Александрович (ныне иеромонах Ермоген), прихожанка Кондратьева Лидия Владимировна (ныне инокиня Анна) и другие. Проводились народные собрания в поддержку регистрации прихода, писались прошения и заявления о пере-Даче храма на баланс Смоленской епархии. В Рославле была создана комиссия из представителей власти, общественных организаций и интеллигенции для рассмотрения поднятого вопроса. Решением комиссии, утвержденным главой городской администрации, в октябре 1991 г. здание храма Рождества Богородицы было передано на баланс Русской Православной церкви.
      Народ с воодушевлением принял открытие прихода на Юр-горе. Здание церкви постепенно стало преображаться. Многие рославльчане помнят царившее в ней запустение. Груды отвалившейся штукатурки с элементами ценной лепнины, выбитые стекла, бурьян вокруг храма - таков был вид переданного верующим памятника архитектуры.
      Отец Анатолий Чайкин организовал дежурство в храме, изо дня в день велась уборка церкви внутри и снаружи. Было вывезено несколько грузовых машин мусора. Л. В. Кондратьева была благословлена благочинным на сбор пожертвований для восстановления храма среди местного населения. Не было людей, которые возражали против восстановления этой церкви.
      Так начался ремонт храма Рождества Богородицы. Первое, что было сделано, - это перекрыта крыша на четверике и установлены пять глав с вызолоченными крестами. В этом помогла община верующих кладбищенской Вознесенской церкви города Рославля, а конкретно - бывший в то время настоятель протоиерей Николай Дубяго (+1994) и председатель исполнительного органа Година Мария Борисовна, передавшие часть церковных денег и сусального золота новому приходу.
      Первая служба - благодарственный молебен - была совершена при большом стечении народа. Из двух действующих церквей города шли крестные ходы, возглавляемые настоятелями. В центре города они объединились и направились по улице Ленина к храму Рождества Богородицы. Люди, ожидавшие службу, увидев идущий крестный ход, не выдержали и устремились навстречу, чтобы вместе с ним торжественно подойти к своей церкви. Возле нее крестный ход встретило духовенство благочиния. Начался молебен, во время которого пожилые прихожане, помнящие былую красоту этого храма, не могли сдержать слез. После молебна в храме начались регулярно совершаться литургии, на одной из которых присутствовали потомки жертвователей и благоукрасителей церкви. Среди них была регент одного из храмов города Риги, рассказавшая, что в 1914 г. на Пасху возле их церкви были установлены пушки, которые салютовали во время пасхального крестного хода92.
 
Церковь Рождества Богородицы, г. Рославль, 2003 г.
      Настоятелем церкви на Юр-горе был назначен иерей Сергий Романенков. Основной ремонт здания сделан этим священником.
      Храм внутри был оштукатурен, проведено газовое отопление, перекрыта трапезная часть и алтарная апсида, поставлена церковная ограда, собран коллектив, создан хор, а самое главное - в храме регулярно совершались службы (и даже зимой, хотя там долго не было отопления). Был написан образ Иерусалимской Божьей Матери местным художником В. М. Климовым. Первыми помощниками во всех делах отцу Сергию были Андрюшкевич Ангелина Борисовна, Душкина Тамара Федоровна, Кохан Нина Васильевна, регент Федорова Ольга Федоровна, Старкова Анна Андреевна, Гусарова Елена Ильинична и многие другие. К сожалению, не дожив до 30 лет, отец Сергий после продолжительной болезни скончался 25 июля 1996 г. Погребение было отслужено соборно, и похоронен отец Сергий на родине (по его завещанию).
      В сентябре 1996 г. настоятелем прихода был назначен иерей Валерий Алексеев. Он продолжил работу по восстановлению храма. Был установлен иконостас, смоленскими мастерами написаны иконы.
      В январе 2000 г. настоятелем церкви Рождества Богородицы был назначен иерей Михаил Гольцман. Большую работу ведет отец Михаил по катехизации учителей Рославля и района, является духовником православной гимназии № 2 г. Рославля. В натоящее время в церкви ведутся строительные работы (перекрыто основание колокольни, оштукатурена часть храма). Для поддержания порядка и проведения служб отцу Михаилу помогают ответственные прихожане. Среди них - Дятлов Федор Иванович, Головинский Владимир, Куркова Варвара Яковлевна, Черненко Пелагия Борисовна и другие.
      Церковь Рождества Богородицы занимает одну из ключевых позиций в градостроительной структуре Рославля. Возведена она на гранитном цоколе из красного кирпича. Архитектурный стиль - псевдорусский. В плане храм образует латинский крест. Основной объем композиции составляет Двусветный четверик храма. К нему примыкают полукруглая алтарная апсида с боковыми камерами и почти квадратная трапезная. С запада расположена колокольня (была трехъярусная), а сам храм украшен пятиглавием (разрушено во время Великой Отечественной войны, восстановлено в начале 1990-х гг.). Все фасады храма украшены декором, довольно скромным, характерным для церквей псевдорусского стиля. Окна арочные, обрамлены плоскими широкими наличниками. Интересной и довольно редкой чертой оформления фасадов являются перевернутые арки под окнами.
      Центральное пространство храма перекрыто куполом, жертвенник и диаконник - крестовыми сводами. Четырехстолпная трапезная имеет трех-нефную композицию93.
      Церковь Рождества Богородицы представляет собой пример архитектуры псевдорусского стиля - это бесстолпный пятиглавый храм. Интересной особенностью церкви является решение ее интерьера в духе ренессансно-барочной традиции - с купольным средокрестием, базиликальным характером трапезной и развитым лепным убранством. Основную роль в декоре играют различной формы филенки. Но особенную красоту придают лепке головки херувимов (сейчас частично утрачены), вплетенные в общий орнамент лепнины. Стены трапезной были окрашены масляной краской, своды расписаны сюжетами на библейские темы. Живопись сохранилась только в трапезной части храма на центральном крестовом своде: Господь Саваоф, два архангела и серафим.
      Следует отметить, что церковь Рождества Богородицы была и осталась самым красивым храмовым зданием города. Вертикаль ее колокольни подчеркивала линию шпилей Благовещенского собора и Духо-Николаевское церкви (ныне не существуют).
      Такова история прихода Рождества Богородицы города Рославля.


Примечания

82 ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 4. Л. 2-3, 15-21.
83 Памятная книжка Смоленской губернии за 1914 год. - Смоленск, 1915. - С. 324.
84 Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1885. - С. 223.
85 Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1888. - С. 815
86 Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1895. - С. 1023.
87 ГАСО. Ф. 391. Оп. 1.Д. 4. Л. 15-21.
88 Там же. Л. 2-3.
89 Там же. Л. 3.
90 ГАСО. Ф. 2361. Оп. 1. Д. 67. Л. 71.
91 Смирнов Г. К. Паспорт памятника истории и культуры СССР. Церковь Петра и Павла
г. Рославля//Архив центра по охране и использованию памятников истории и культуры.
92 Воспоминания иеромонаха Ермогена (Антонова)//Архив автора.
93 Архитектурные памятники Смоленской области/Каталог. - М., 1987. - С. 547-549.