Е.В. Муравьев
  Индустриальные черты
 
      Рославль называют городом садов и парков. Но если взглянуть на него внимательней, увидишь черты и быстро растущего индустриального центра, крупного железнодорожного узла. За последние пятилетки выросли кварталы многоэтажных домов, корпуса новых предприятий. По данным 1958 г., удельный вес промышленности Рославля в системе народного хозяйства области составлял по выпуску валовой продукции 12,1 процента, по товарообороту - 5,4 процента. Это был период начала новых больших перемен ,в развитии городской индустрии, которые отразились и на росте численности населения города.
      Возник ряд проблем, одной из них была энергетическая. В конце 50-х гг. потребность в электроэнергии в городе стала непрерывно расти, и небольшая электростанция мощностью 3 тысячи киловатт уже не могла удовлетворить ее полностью. Промышленные предприятия вынуждены были заводить собственные карликовые электростанции. Но и они не разрешали назревшей проблемы.
      Началась работа по расширению электростанции, и в конце 1958 г. была введена в строй вторая ее очередь мощностью 4,5 тысячи киловатт.
      Затем капитально отремонтировали 80 километров городской линии электропередачи, что позволило сократить на 7 процентов потери электроэнергии в сети.
      С расширением капитального строительства возникла еще одна проблема: стало не хватать строительных материалов. Ведь только в 1958 г. в городе вступили в строй действующих механизированный маслосырзавод хлопкопрядильная фабрика, а также районный Дом культуры, гостиница, было сдано в эксплуатацию 14800 квадратных метров жилья. А на следующий год планы увеличились: намечалось построить 16 тысяч квадратных метров жилья, полностью освоить отпущенные средства на сооружение авторемонтного и алмазно-абразивного заводов, а также на расширение стекольного и кирпичного заводов, начать возведение широкоэкранного кинотеатра, городской бани, большого общежития и других объектов социально-культурного назначения.
      Словом, объем работ намечался значительный, и строители справедливо требовали: давайте вовремя кирпич, железобетонные конструкции, пиломатериалы, и мы будем строить быстрее, качественнее. Между тем полигон стройуправления № 5 еще не был сдан в эксплуатацию, и строители нередко простаива¬ли из-за отсутствия материалов. Так, например, кирпич приходилось завозить с Присельского завода за 150 километров.
      При таком положении дела нечего было и думать о наращивании темпов строительных работ. И тогда коллектив Рославльского кирпичного завода разработал план технического перевооружения предприятия и лучшего использования оборудования. Инициатором поиска резервов выступила смена мастера цеха формовки кирпича Л. Демушкина. Многое сделали заводские рационализаторы и изобретатели. Они почти полностью механизировали все операции в формовочном цехе, пе¬ревели на повышенные скорости работы оборудование. На всех участках завода была проведена фотография рабочего дня, вскрывшая потери времени. Это позволило более четко организовать труд людей. Рабочие стали овладевать смежными профессиями. В коллективе развернулось соревнование за право называться предприятием коммунистического труда. Благодаря принятым мерам сверх плана первого полугодия 1960 г. было изготовлено 570 тысяч штук сырца и 255 тысяч штук обожженного кирпича.
      В то же время на южной окраине Рославля, на болотистом пустыре, поднимались корпуса комбината производственных предприятий строительно-монтажного управления № 5 треста Смоленскпромстрой. Собственную производственную базу строители создавали своими руками. За короткий срок были возведены здания материального склада, механической мастерской, гаража. В новых помещениях расположились железобетонный и столярный цехи, растворный узел, котельная. Был построен цех железобетонных конструкций. Он мог давать в год более 3 тысяч кубометров сборного железобетона.
      Комбинат постепенно расширялся. В 1962 г. было пущено еще одно производство - асфальтобетонный завод, оборудование для которого в порядке взаимопомощи выделил местный авторемонтный завод. Оказал помощь растущему предприятию и льнозавод. Когда его подключили к теплотрассе, он передал свои котлы комбинату.
      С укреплением строительной базы стала расширять мощности и набирать темп в работе и промышленность Рославля. План производства валовой продукции в 1959 г. был выполнен на 102 процента. Трикотажная фабрика дала за год прирост объема продукции 36 процентов, вагоноремонтный завод - 23, маслобойный - 17, овощесушильный - 77, стекольный - 7, шпагатная фабрика - 4, электростанция - 15 процентов.
      Об успехах некоторых предприятий расскажем подробнее. К примеру, коллектив трикотажной фабрики план 1959 года выполнил досрочно, 3 декабря, выпустив свыше миллиона единиц бельевого и верхнего трикотажа, в том числе полмиллиона изделий для детей.
      На 1960 г. намечалась реконструкция хлопкопрядильного цеха, который уже стал узким местом на фабрике. Но и в существовавших условиях еще можно было получить немало дополнительной пряжи за счет улучшения организации и роста производительности труда. Пример в этом показала мастер Зоя Карпова. Следуя почину вышневолоцкой прядильщицы Валентины Гагановой, она обратилась к администрации фабрики с просьбой перевести ее в отстающую смену. Это было в июле, а уже в сентябре новая смена Карповой выполнила месячное задание на 100 процентов.
      Из сезонного и убыточного превратился в рентабельное предприятие круглогодового действия овощесушильный завод. Если раньше он вырабатывал только сушеный картофель и небольшое количество овощных консервов, то теперь стал производить продукцию до 15 наименований, в том числе и сушеное мясо. Закончилось строительство пищеконцентратного отделения, шло освоение новых видов овоще-мясных и крупяных концентратов. Было построено новое овощехранилище емкостью 1000 тонн.
      Отчетные данные 1960 г. вновь свидетельствуют о высоких темпах роста производства валовой продукции на большинстве рославльских предприятий. Так, на вагоноремонтном заводе прирост составил 18 процентов, на авторемонтном - 16, на овощесушильном - 27, на стекольном - 7, на кирпичном - 14, на шпагатной фабрике - 8, на швейной - 10 процентов. Появились новые предприятия - заводы алмазного инструмента и передвижных электростанций.
      Таким образом, за два года промышленное производство в городе увеличилось на 20 процентов вместо 17 по плану. Был освоен выпуск передвижных электростанций, алмазных стеклорезов, изделий из пластмассы, консервов и других новых видов продукции. На мясокомбинате была оборудована поточная линия по обработке птицы, на трикотажной фабрике также был внедрен поточный метод работы, на вагоноремонтном заводе механизирован литейный цех. Горожане получили новый кинотеатр, стадион, 16 тысяч квадратных метров жилья.
      1961 год принес промышленности еще лучшие результаты. В соревновании городов областного подчинения Рославль по всем основным показателям, в том числе и по объему производства продукции, вышел на первое место, выполнив годовой план на 109 процентов.
      Широкий размах получило соревнование за коммунистический труд. В нем участвовало более 9 тысяч передовиков производства. 184 бригадам, сменам, участкам рославльских предприятий уже было присвоено звание коллектива коммунистического труда. Большую группу рабочих, инженерно-технических работников наградили значками «Отличник социалистического соревнования».
      Конечно, были в работе промышленных предприятий города и серьезные недостатки. Не везде желаемыми темпами росла производительность труда, оставляли желать лучшего ритмичность выполнения производственных планов и качество выпускаемой продукции. И все же достигнутое радовало.
      Как быстро росла в этот период промышленность, хорошо видно на примере автоагрегатного завода - флагмана индустрии города. Предыстория его такова. В конце 1958 г. на живописной окраине Рославля выбрали площадку для строительства авторемонтного завода - так его тогда называли. Первые строй-бригады пришли сюда еще зимой. Начали с производственной базы. За короткое время были построены лесопилка, растворный узел, кузница, столярный цех, склад для материалов и оборудования. Затем заложили фундаменты производственных корпусов, и началась кирпичная кладка стен. Весной, когда стройка была объявлена комсомольско-молодежной, на площадку пришли юноши и девушки с путевками городского комитета ВЛКСМ.
      Однако в ходе строительства профиль будущего предприятия был изменен: на нем решили производить передвижные электростанции. Спустя год было завершено сооружение первого корпуса площадью 5 тысяч квадратных метров, и заводу установили план выпуска продукции. В декабре 1960 г. предприятие выдало первые 10 передвижных электростанций.
      Но и эта специализация не стала для завода окончательной. В марте 1964 г. над его проходной появилась вывеска: «Рославльский завод «Автозапчасть». Филиал ЗИЛа». Этот факт означал очень многое для развития и роста Рославля, для по¬вышения технической культуры его рабочего класса. Всемирно известный Московский завод имени Лихачева, обосновав свой филиал в небольшом городе на Смоленщине, стал проявлять заботу о повышении квалификации местных рабочих, инженеров и техников. На ЗИЛе проходили практику штамповщики, наладчики, технологи, по 150 - 200 рославльчан одновременно трудилось в цехах столичного автозавода рука об руку с москвичами, перенимая их опыт.
      Вернувшись домой, они начали налаживать новое производство в корпусе, оставшемся в наследство от завода передвижных электростанций. Было тесновато, но производственные площади использовались эффективно. Прессовый участок обеспечивал главный конвейер ЗИЛа различными штампованными деталями 180 наименований. На других участках филиал производил такие узлы и агрегаты, как задний мост к автобусу ЗИЛ-127, детали коробки перемены передач, рулевые тяги и т. д. Участок поперечных рулевых тяг работал круглосуточно.
      Новый корпус завода, введенный в эксплуатацию в 1966 г., имел гораздо большую производственную площадь, чем первый,- 15,5 тысячи квадратных метров. В нем установили более 1000 единиц различного оборудования, в основном высокопроизводительные станки, привезенные с ЗИЛа. Были созданы участки: кардана руля, масляных и водяных насосов для автомашины ЗИЛ-130, регулировочных рычагов для машин всех марок, фильтров тонкой очистки масла, окрасочное отделение. Отдельно строился большой термический цех.
      Росло предприятие - увеличивался и трудовой коллектив. Если в 1964 г. на заводе работало всего 400 человек, то к 1970 г - уже более 2300. В 1966 г. при заводе был открыт вечерний филиал Московского автомеханического техникума.
      Тем временем перед московским ЗИЛом была поставлена задача увеличить ежегодный выпуск грузовых автомобилей, в связи с чем потребность в комплектующих деталях резко возросла. Значительную их часть решено было выпускать на рославльском филиале. Начинался качественно новый этап в развитии завода «Автозапчасть».
      Важной вехой в истории предприятия и его коллектива стали годы строительства и освоения мощностей производства тормозной аппаратуры. Оно должно было обеспечивать тормозными приборами машины, выпускаемые на Камском автомобильном заводе и на головном предприятии производственного объединения МосавтоЗИЛ.
      Новое производство уникально в своем роде. Цехи огромного корпуса оснащены самым передовым, сложнейшим оборудованием, сделанным по заказу в Японии, Бельгии, ФРГ, Италии, Чехословакии и Венгрии. Специалистам ЗИЛа и рославльским инженерам пришлось немало поработать творчески, чтобы установить и запустить в работу такое большое количество станков, автоматов, прессов высокого класса и точности.
      В мае 1981 г. первые 300 приборов тормозных устройств были отправлены на КамАЗ. А в следующем, 1982 г. заводом, который стал называться автоагрегатным, было выпущено 43 тысячи комплектов тормозных устройств, 37 тысяч из них поставлено Камскому автогиганту и 6 тысяч - МосавтоЗИЛу. На 1983 г. коллектив производства принял обязательство дать заводам-смежникам 72 тысячи комплектов тормозных аппаратов, а в 1984 г. было выпущено их уже около 90 тысяч.
      Десятки тысяч большегрузных машин оснащены сейчас тормозными устройствами с маркой «Сделано в Рославле». В ноябре 1983 г. государственная комиссия аттестовала 26 приборов тормозной аппаратуры на Знак качества, как соответствующие лучшим мировым образцам, и их стали маркировать почетным пятиугольником.
      Для ускорения научно-технического прогресса на предприятии коллектив завода вступил в тесные творческие контакты с рядом научных центров страны: с учеными Московского государственного университета, минского института Авторемпроект, Горьковского проектного конструкторско-технологического института, Московского высшего технического училища имени Н. Э. Баумана. В цехах успешно внедряется робототехника. Первые роботы были установлены в литьевом цехе на участках литья под давлением с горячекамерной и холоднокамерной заливкой металла. А всего в одиннадцатой пятилетке на предприятии ввели в действие 23 манипулятора, которые заменили монотонный и тяжелый труд сотен рабочих.
      Большой вклад в научно-технический прогресс и интенсификацию производства вносят изобретатели и рационализаторы завода. Так, в цехе защитных покрытий корпуса тормозной аппаратуры в 1982-1983 гг. на автоматической линии производства ФРГ был внедрен новый технологический процесс химического никелирования деталей, авторами которого являются заместитель главного металлурга завода А. Плющев и работники центральной лаборатории металлопокрытий ЗИЛа В. Полянин и Н. Пузей. Общий экономический эффект от внедрения этого изобретения только за 1983 г. составил 3318 тысяч рублей. Запатентовано оно и за рубежом.
      А всего за тот год заводские новаторы внесли и внедрили три изобретения и 100 рационализаторских предложений, направленных на экономию металла, электрической и тепловой энергии.
      Коллектив производства тормозных аппаратов досрочно вышел на проектную трудоемкость изделий. Однако проектной мощности первой очереди достигнет лишь в двенадцатой пятилетке.
      Для сравнения можно привести две цифры: 2713 и 20547. Это выработка на одного работающего продукции в рублях в первый год существования завода как филиала ЗИЛа и через 20 лет. Рост достигнут более чем в 7,5 раза.
На производстве «Нормаль» группа специалистов занималась конвейеризацией. Ею смонтировано более 3 километров конвейеров, что резко сократило затраты непроизводительного ручного труда. На росте выработки продукции и ее качестве положительно сказался перевод практически всего промышленно-производственного персонала на бригадный метод организации труда и оплату за конечный результат по коэффициенту трудового участия.
      Неизмеримо возросла за 20 лет квалификация рабочих и инженеров. На некогда заурядном заводе появились кадры, авторитет которых высок не только в нашей стране, но и за рубежом.
      Особенно следует отметить ветеранов коллектива, которые трудятся здесь со времени основания завода. Это прежде всего бывший до 1986 г. директором Э. Репин и главный технолог Н. Марфенков. Бывший главный инженер «Автозапчасти» В. Ве¬рещагин, теперь заместитель главного инженера по подготовке производства, награжденный орденом Октябрьской Революции. Как и в первые годы, отлично работают: бригадир слесарей-ремонтников из цеха № 5, секретарь цеховой парторганизации А. Дудыкин, токарь-ремонтник из инструментального цеха № 2 кавалер ордена Трудового Красного Знамени А. Лопаев, шлифовщица из пружинного цеха № 10 Р. Массолитина. А всего на заводе таких ветеранов, преданных рабочему коллективу, более 150 человек.
      Окрепла заводская партийная организация. Она насчитывает в своих рядах 750 членов и кандидатов в члены КПСС. На предприятии трудится много молодежи, только комсомольцев здесь 1800.
      Сейчас на заводе работает 14 основных и 12 вспомогательных цехов, 30 участков, отделов и служб. Здесь трудятся представители более чем 100 различных специальностей.
      В настоящее время предприятие поставляет узлы и детали производственному объединению МосавтоЗИЛ, КамАЗу, еще 39 автозаводам страны, а также 51 государству, в том числе Финляндии и Франции, Аргентине и Индии, Венгрии и ГДР, Югославии и МНР.


стр.