А. Агеев, журналист
Здесь рождались поэты и рождались стихи
(продолжение)
 
Николай Ладыгин
 
      Сын известного рославльского купца и мецената Николай Иванович Ладыгин родился в 1903 г. С детства увлекался живописью и поэзией. В молодости работал техником-изыскателем железных дорог. После травмы ноги основная его профессия - художник. В Рославле был членом кооперативного товарищества «Художник», руководил изокружком.
      В 30-е годы, опасаясь репрессий, переехал в Тамбовскую область, был служащим на железной дороге, учителем рисования и черчения. Участник областных и Всесоюзных художественных выставок. Стихи изредка печатал в местных газетах.
      В 60-е годы начал создавать палиндромы (стихи-перевертыши типа классического: «А роза упала на лапу Азора»), и в этом жанре стал крупнейшим в стране мастером. Дарование Ладыгина уникально. С ним в русской поэзии сравним только В. Хлебников, написавший палиндромами поэму «Разин» и стихотворение «Перевертень». В Тамбове в 1993 г. издана единственная книга Н. Ладыгина «Золото лоз», включающая множество цельных, зачастую даже сюжетных стихотворений-палиндромов. Умер в 1975 г.
      Н. Ладыгин писал о своем торчестве: «Палиндромы я начал писать частью из-за мысли: а что, если поставить себя в невозможные условия формы, не научит ли это меня терпению, не явится ли это лучшей тренировкой? Брал же Демосфен в рот камешки, чтобы, тренируясь на берегу шумного моря, избавиться от косноязычия и слабого голоса. Но в работе над словом есть такое, чего не добиться никакой выучкой. Это - поэзия. Научиться нельзя. Не помогут никакие законы, потому что их нет».
      А вот оценки титанической работы Ладыгина. «Н. И. Ладыгин взялся за трудный жанр. Не каждому палиндромы под силу. Николай Иванович проявил себя, как штангист поэзии» - Николай Глазков. «Это грандиозно, это огромный труд, это подвиг, если хотите» - Владимир Солоухин.

Осенний сон


Не сова ли била в осень
Лапой? И опал
Лист от сил
Ее?

Не дремуч умер день,
Нет, сам он - заря, разномастен.
Колер елок,
Как
Еж тот же,
Золотисто, вот, сито лоз.

Теша манила калина, машет:
Я алая!
И ладили да кадили дали,
И нет еще тени,
Но сыро. Голубое обуло горы. Сон.

Владимир Заводчиков

      ВВладимир Павлович Заводчиков родился 25 июля 1904 г. в д. Павловское Снопотской волости Рославльского уезда. Закончил церковно-приходскую школу. В 1918 г. организовал в своей деревне комсомольскую ячейку, в следующем году избран членом укома комсомола, работал в укоме инструктором. Весной 1920 г. добровольцем ушел в Красную Армию, служил во 2-й конной.
      Демобилизовавшись в конце 1920 г., стал ответсекретарем газеты «Юный товарищ» (Смоленск). Здесь напечатал свои первые стихи, «...и в те же далекие времена попал «в обучение» к М. В. Исаковскому»,- вспоминал поэт.
      Затем - работа в газетах «Красноярская молодежь» и «Путь молодежи» (Новосибирск), где в 1922 г. издал первый сборник стихов. Работая, учился в вечерней шко¬ле. С 1923 г. начал печататься в журналах «Сибирские огни», «Молодая гвардия, «Новый мир», «Звезда» и других.
      В 1924 г. Заводчиков по путевке ЦК комсомола поступил в Московский литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова. Тогда же вступил в группу рабоче-крестьянских поэтов «Перевал», став соратником А. Веселого, М. Голодного, Н. Дементьева, Д. Алтаузена. Через год институт закрыли, пришлось перейти на историко-лингвистический факультет Ленинградского университета, который закончил в 1930 г.
      Летом 1925 г. молодой литератор встретился в д. Тюнино с еще более юным Николаем Рыленковым и поддержал его дарование. В архиве В. П. Заводчикова (часть которого хранится в Рославльском музее) есть книга Рыленкова с надписью автора: «Дорогому Владимиру Павловичу Заводчикову, с чьим благословением я выходил в путь, с душевной признательностью».
      А самого Заводчикова благословил на творчество один из виднейших литературоведов страны и, кстати, тоже уроженец Смоленщины Б. М. Эйхенбаум. В предисловии к поэме своего студента «Лошадь и человек» он писал: «Есть моменты, когда в поэзии важнее всего - выражение лица и интонация. В поэме Заводчикова это есть. Она продиктована голосом, в ней есть подлинная задушевность и потому свежесть - как бы ни напоминала она местами то Маяковского, то Тихонова, то Пастернака. В ней есть поэтическая искренность - черта, присутствие которой сейчас приобретает особенную важность».
      После окончания ЛГУ Заводчиков недолго работал научным сотрудником Пушкинского дома АН СССР, затем с целью накопления материала для новой книги поехал на строительство Свирской ГЭС, там около двух лет трудился в многотиражке «Свирьстрой». В результате появилась поэма «Андрей Буров» (1939 г.).
      С первых дней участвовал в Великой Отечественной войне на Карельском фронте в качестве военного корреспондента. Награжден орденом Красной Звезды. До 1952 г. был военным журналистом, и вот - вторая творческая командировка, на строительство Главного Туркменского канала.
      В. Заводчиков издал девять сборников стихов, сам оценивая свое творчество очень строго. В 1952 г. он писал, отчасти под влиянием политического климата в стране: «С 1925 г. издано восемь книжек моих стихотворений. Две из них - «Горький мед» и «Сказ о партизане» слабы по форме. «Седое время» и «Лошадь и человек» содержат упадочные настроения - результат влияния «Перевала» (где я состоял в течение двух лет). Поэма «Возникновение города» содержит ошибки формалистического характера. В поэме «Андрей Бугров»... я стремился преодолеть все эти ошибки. Насколько мне это удалось, самому судить трудно».
      Заводчиков в последние годы жизни в основном занимался переводами с украинского, белорусского, финского языков. Главная же его заслуга перед российской ли¬тературой в том, что он, будучи литконсультантом журнала «Нева», дал путевку в жизнь талантливым ленинградским писателям и поэтам Г. Горышину, В. Кузнецову, А. Коршунову и другим. Умер Владимир Павлович в 1969 г. В некрологе, опубликованном в «Литературной России», который подписали Н. Браун, А. Прокофьев, А. Решетов, А. Чуркин и другие известные литераторы, говорилось: «Скромный в оценке собственного творчества, он всегда был в восторге от встречи со всем талантливым, много помогая молодым поэтам в их становлении».
      В годовщину смерти В. П. Заводчикова, 31 октября 1970 г., Ольга Берггольц посвятила ему стихотворение, которое здесь публикуется впервые (подлинник хранится в фондах Рославльского музея).

Ушел он не закрывши двери
в далекий и туманный путь,
но знаем мы и твердо верим
в магическое «не забудь».

Мы постоим у книжной полки
там, где живет его душа,
где в шелест рукописей тонко
вплелась печалью тишина.

В аллее дум уединенных
листвою бронзовой покрыт
осенним солнцем озаренный
надгробный памятник стоит.

На постамент, на камень дикий,
пусть как на мягкое руно,
я вместе с веточкой гвоздики
кладу тетрадку и перо.

      В. П. Заводчиков никогда не порывал связи с родной стороной. В 1963 г. он открыл своим стихотворением «Поклоны тебе, богатырю...» альманах «Ключ-город», посвящений 1100-летию Смоленска.

* * *
 
Я помню игры детских лет,
Волшебный темный бор,
Твой ясный радостный рассвет,
Твоих полей простор.
С тех пор, и в счастье светлых дней,
И в час лихой беды,
Всегда живут в душе моей -
Цветут твои сады.
Я свет увидел лишь затем,
Чтоб стать навек твоим,
И от тебя уже никем,
Ничем не отделим.


стр.