Иванова И.С., научный сотрудник
Рославльского историко-художественного музея
 
Народный костюм в коллекции Рославльского музея (продолжение)
 

Понева


      Больше эта одежда была распространена в пограничных с Белоруссией зонах. Понева - это юбка, сшитая преимущественно из клетчатой домотканой шерсти, из двух или четырех полотнищ. Носились поневы на бедрах, поверх с большим выпуском одевали рубаху. На юге Смоленской губернии бытовала понева типа юбки с прошвой - вставкой из цветного ситца, сатина или кумача. Фон клетчатой поневы был синим или черным. Черные, белые, красные, желтые полосы разбивали поле на квадраты.
      Понева была одеждой замужних женщин. Отличительной особенностью ее служило отсутствие пояса. Полотнища сосбаривались под обшивку и затягивались шнурком или веревкой.
      Степень украшения поневы зависела от ее назначения. Праздничные поневы были очень нарядными. Они готовились долго и передавались по наследству. Такие поневы украшались яркими, цветными прошвами-вставками, шириной в одно полотнище. Край прошвы украшался оборкой, шириной до пяти сантиметров, сшитой из разноцветных кусочков ситца.
      По подолу шла полоса кумача, размером 27-30 см., на которую нашивались полосы золотого и серебряного позумента, полосы белого и черного кружева. В долевые швы прошвы вставлялись зубчатые ленты белого цвета. Дополнительно подол украшался полосой браного качества, размером до 6 см из шерстяных ниток синего, белого, красного, желтого цвета.
      Будничные поневы были намного скромнее, полностью соответствуя своему назначению.


Сарафан


      Еще один вид женской одежды - сарафан "ласточкин хвост". Встречается он тоже не часто.
      Шили сарафан из шерстяной клетчатой или гладкой домотканины, либо из покупного ситца или сатина. Носили его как девушки, так и замужние женщины.
      Выкраивали сарафан из пяти прямых полотнищ, сосбариваемых сзади под спинку. Спереди верх сарафана украшался большой сборкой. Лямки сарафана шили узкие- пять-семь см. Они скрещивались на спинке в виде ласточкиного хвоста, откуда и пошло название одежды.
      Сарафаны "на выход" украшались так же, как и праздничные андараки. Подол обшивался несколькими рядами атласной ленты или кружева, контрастной тканью обшивались проймы. Легкие ситцевые и сатиновые сарафаны украшались только по подолу несколькими рядами горизонтальных складок и отстрочкой.


Хвальбовник


      Традиционной девичьей одеждой, получившей повсеместное распространение, был портяк или хвальбовник. По сути, это вариант женского андарака с кабатом. Кабат или лиф остается в портяке без изменений, а вот юбка сильно плиссировалась. На пошив хвальбовников шла домотканая льняная пестрядь. Сочетание в основе и утке нитей разного цвета создавало сложную красочную гамму серых, коричневых, желтых, красных тонов.
      Юбка портяка выкраивалась из двух полотнищ, сшитых поперечно. К низу юбки пришивалась полоса присборенной ткани, украшенной сверху оборкой. Оборка дополнительно обшивалась шерстяной нитью контрастного цвета.
      На юбке делалось, так называемое, "плиссе караваем", то есть складки заглаживались горячим хлебом. Такая плиссировка очень красива, долговечна, складки не заминаются и не расходятся. Дополнительно плиссированная пышная юбка сильно сосбаривалась сзади. Возникал роскошный "хвост" или "шлеп". При ходьбе юбка задорно покачивалась на бедрах. Так возникло название наряда - "хвальбовник" - похваляться при ходьбе.


Женские головные уборы: платки, повязки, шали


      Небольшой раздел в коллекции русского костюма отведен головным женским уборам. Удалось пока найти уборы трех видов: платки, повязки, шали.
      Девушки носили повязки - головные полотенца. Повязка делалась в виде недлинной полосы домашнего холста. Кусок ткани складывался вдоль в несколько раз, в зависимости от ширины. Головное полотенце идет по лбу, концы завязываются сзади под косой и распушаются, или перекидываются вперед на плечи. Концы повязки украшались, но очень скромно, вышивкой или ткачеством, бахромой.
      Платок - незаменимый головной убор для девушек и женщин. Будничные, скромные из домотканого холста или покупных материалов, праздничные - яркого набивного ситца.
      В прохладное время года носили шали. Шали носили фабричные, шерстяной ткани в клетку. Излюбленные цвета - красный, синий, желтый, зеленый. Края украшались кистями или бахромой, соответствующей по раскраске цветным полосам шали.
      Носили шали, заколов или завязав под подбородком, либо обернув концы вокруг шеи.
      В начале XX в. появляются в деревне и завоевывают большую популярность легкие нарядные шелковые платки. Они были квадратные, большого размера, затканы узорами того же цвета, что и фон платка. По краям украшались длинной бахромой.


Фартуки


      Неотъемлемой частью одежды крестьянок были фартуки. Их носили поверх андараков и хвальбовников в будние и праздничные дни.
      В Рославльском уезде бытовали фартуки четырехугольные, трапециевидные, с закругленными концами, без карманов и грудки.
      Фартуки крепились на талии с помощью завязок-лямок. Шились фартуки из долевых полотнищ или одного куска холста, либо фабричной ткани.
      И будничные и "выходные" фартуки украшались. Будничные - довольно скромно: полосой кумача или набивного ситца, мережкой, тонкой полоской вышитого орнамента и ткачеством. Эти фартуки шились из двух кусков полотна. В 20-30 гг. XX в. вместо домотканины использовали покупной ситец и украшали лишь рядами застроченных складок.
      Богато были украшены праздничные фартуки. Наиболее интересные относятся к концу XIX в.
      Самый распространенный орнамент вышивки - геометрический. Вышивали в основном крестом, черно-красными нитями. Фартуки украшаются мелким плотным узором переплетающихся ромбов, крестов, полос. Иногда в узорах вышивки встречаются сильно геометризованные изображения цветов, деревьев.
      Очень редко встречаются фартуки, вышитые гладью.
      К двадцатым годам XX в. изменяется характер украшения вещей. Практически полностью исчезает ткачество, приемы вышивки крестом. Господствует гладь и многоцветье узора. Очень редко можно встретить геометрические фигуры в орнаменте, их заменили реалистически выполненные изображения цветов, птиц, букетов, особенно часто встречаются розы и гроздья винограда.
      Полихромность вышивки приходит постепенно. Вначале очень робко-лишь чуть-чуть добавляются желтые, зеленые, синие штрихи. К 30-м гг. многоцветье входит в полную силу. Кажется, все цвета радуги объединились в одном узоре. Но, к сожалению, увлечение цветом и реалистически выполненными элементами приводит к полной утрате старых великолепных образцов вышивки. Украсы становятся наряднее, цветистее, но все менее интереснее. Узоры у разных мастериц становятся практически одинаковыми.
      Помимо вышивки фартуки украшались кружевом, связанным крючком, позднее - покупным. Плели кружева из льняной и хлопчато-бумажной нити. Кружево, украшавшее фартуки, было двух видов: прошва - полоса с ровными краями, вшитая между двумя кусками ткани, и край, который имеет одну ровную кромку, а другую зубчатую, пришивают к подолу. Наиболее часто встречаются кружева с растительным орнаментом. В каждый зубец кружева помещается цветок или лист. Встречаются и геометрические фигуры: звезды, ромбы, косые кресты, сильно схематизированные цветы.
      Полосы кружева, украшавшего фартуки, были до 10 см шириной. Зубцы мелкие. К 20-м гг. XX в. зубцы почти полностью исчезают. Им на смену приходит спокойная, слегка волнистая линия, либо абсолютно ровный край.
      На фартуках юга уезда, где наиболее сильно влияние Белоруссии, края фартука украшены чисто белорусским приёмом-разноцветными "махрами" - бахромой из распущенных чёрных, красных, белых ниток.


Верхняя одежда крестьян


      В число теплой верхней одежды крестьян входили поддевки, армяки, дубленые шубы и полушубки.
Поддевкой называлась верхняя женская одежда, служившая как осеннее пальто. Шилась эта одежда из темно-синего крашеного домотканого материала. Интересен покрой поддевки: передние полы выкраивались цельными, сшивались по косой. Поддевка имела отрезную спинку. Пять нижних задних полотнищ собиралось в складки. В боковые швы встрачивались карманы. Воротника поддевка не имела.
      Армяк - мужская верхняя теплая одежда. Армяки делали из сукна или валяной шерсти. Цвет серый или коричневый. Это очень длинная одежда, гораздо ниже колен.
      Шились армяки из четырех прямых полотнищ, а в боковые швы вставлялись два клина, расширяющие одежду к подолу. Рукава - длинные, прямые, закрывающие почти всю кисть. Воротник делали "шалевый", глубокий, большой, простеганный. Эта одежда шилась очень просторной, носили армяки с большим запахом. Застегивали на крючки или пуговицы, расположенные у ворота и на ткани. Кроме того, армяки подпоясывались кушаком.
      Шуба женская и мужская. Верхняя одежда крестьян. Шилась из дубленых овчин мехом внутрь. Шубы делали приталенными, длиной ниже колен. Верх сшивался из трех полотнищ, низ - из пяти клиньев. Рукава делали узкие, прямые, небольшой воротник-стойка. Обшлага и распах отстрачивали контрастной ниткой и обшивали узкой полоской меха.
      Полушубки по виду и покрою напоминали шубы, но длина их была намного выше колен.


Полотенца


      В Рославльском уезде бытовали полотенца трех типов: головные повязки, набожники, утиральники.
      В музее сложилась обширная и интересная коллекция полотенец всех видов. Обширная, так как полотенец каждом доме было большое количество, и их проще сохранить; чем объемные и занимающие много места костюмы.
      В крестьянских семьях полотенца сопровождали человека всю жизнь-от рождения до смерти. Рождался младенец-ему и матери несли в подарок полотенцаими одаривали родню на свадьбах, украшали дома, свадебный поезд. Умирал человек - гроб опускали в могилу на полотенцах, клали полотенца в гроб, вешали в каплицы на кладбищах. Непременная принадлежность каждой семьи - полотенца-набожники, которые вешали на иконы, украшали киоты. Старые обычаи живут до сих пор. И теперь в деревнях "красный угол" украшен полотенцами, но уже с поздней, полихромной вышивкой.
      Интересно собрание полотенец-набожников. Делали их вначале из отбеленного домотканого холста, узкими, ширина колеблется от 15-ти до 37-и см и длина -до 4-х метров.
      Украшались набожники вышивкой крестом и гладью, ткачеством, сочетанием вышитых и тканых узоров. Украсы покрывали концы полотенца, либо правый край изделия, либо располагались по всему длиннику.
      Набожники демонстрируют множество вариантов. Наиболее часто встречающиеся узоры вышивки - растительный: вьющиеся цветы, стебли, геометризованные растения. Встречаются и вышитые снежинки причудливой формы, расположенные по правому краю полотенца. Вышивка делалась крестом, черными и красными нитями.
      Иногда весь длинник набожника покрывался чередующимися красными тонкими полосами браного ткачества. В этом случае, особенно богатый тканый узор покрывал концы полотенца.
      Если шло сочетание ткачества и вышивки, тканые полосы закрывали середину набожника, а вышивка располагалась по краю.
      Нередко на набожниках вышивались слова молитв, просьбы к Богу: "Да воскреснет Бог, расточатся его..." и т. д.
      Встречаются изображения птиц, стилизованных церковных зданий, отдельных архитектурных элементов, например, повторяющиеся купола соборов с крестами.
      Концы набожников могли быть оформлены бахромой из нитей холста или полосой ручного, либо фабричного кружева. Встречаются и набожники с прошвой. Орнамент прошвы и края повторяют друг друга и состоят из чередующихся геометрических фигур или цветов.
      Весьма любопытно собрание полотенец-утиральников. По способам украшений полотенца- утиральники можно разделить на несколько групп:

1. Украшены лишь кружевом.
2. Украшены вышивкой.
3. Украшены ткачеством.
4. Украшены вышивкой и ткачеством.
5. Полотенца с "красой" (полосой красной ткани).

      Тканые браные орнаменты выполнены в традиционной красно-черной гамме. Орнамент состоит из чередующихся рядов ромбов с ровными краями - "кругов" и ромбов гребенчатых- "репьев". По краям полотенец, подчеркивая широкие полосы орнамента, вытканы тонкие линии. Но утиральников, которые украшают только ткачеством, немного.
      Гораздо обширнее собрание полотенец вышитых. Узоры выполнены крестом и гладью. Однако в начале XX в. появляются новые способы - тамбурный шов, образующий непрерывную цепочку из петелек и верхошов. Там-бурным швом делали контуры рисунка, а верхошвом расшивали рисунок внутри. Основной мотив подобных вышивок - растительно-животный: птицы, деревья. Нити подбирались черные, серые, коричневые, темно-красные по серому неотбеленному холсту. Такие полотенца уже не обшивались кружевом, края оживлялись тонкой полоской мережки.
      Растительно-животный орнамент очень распространен на полотенцах конца XIX-нач. XX вв. Излюбленными мотивами служили: вьющиеся стебли растений с цветами, ягодами, стилизованные деревья, лозы винограда, лилии, розы, жар-птицы, голуби, петухи.
      В начале века, кроме традиционных старинных узоров, появляются вышивки, сделанные по образцу, по канве с лубочных картинок. Образцы имели широкое распространение и быстро раскупались. На таких вышивках встречаются самые разные сюжеты. Наиболее популярны цветочные орнаменты, и изображения сказочных жар-птиц, голубей. Например: в центре вышивки расположена высокая ваза с пышным букетом роз и лилий. По обеим сторонам вазы парят сказочные птицы. Или другой популярный сюжет: внутри цветочного венка сидят 4 голубя. Птиц разделяет крест. Венок-венчает огромная корона. Есть полотенца с фотографически точными изображениями петухов, осеней.
      Можно увидеть на полотенце вышитые надписи. Это могут быть просто инициалы вышивальщицы - затейливое переплетение начальных букв имени и фамилии или отчества, начальная буква имени, либо полностью делалась надпись с указанием имени мастерицы: "Татиана Ивановна", "Вашивала Шура Иванова". Есть и более длинные надписи на полотенцах, предназначенных для подарка: "На чужой стороне вспоминай обо мне", "Любимый не кидай", "Каво люблю, тому дарю" и т. д. Полотенцам с такими надписями подбирался и соответствующий орнамент: сердце, пронзенное стрелами и увенчанное короной, целующиеся голубки, букеты роз. Среди всех этих полотенец можно выделить одно: по краю изделия черными и красными нитями крестом вышито: "Боже, царя храни!". Надпись подчеркнута линией вьющегося стебля с цветами. Такая же надпись выткана на кружевах, украшающих концы полотенца.
      Иногда мастерицы оживляли белый холст полотенец "красой". К краю изделия подшивали полог красного ситца, гладкого или мелкими звездочками, цветами, шириной 3-6 см. "Красой" могли соединить два ряда вышивки, ткачества, кружева.
      Встречаются, правда, редко, полотенца, где можно увидеть все способы украс: края утиральников последовательно заполнялись ткачеством, мережкой, "красой", вышивкой, кружевом.
      Особенно много можно говорить о кружеве. В основном, кружево, декорирующее концы изделий, вязано крючком. Это особый вид техники кружевоплетения, имитирующий плетение на коклюшках. Вязали его из льняной и хлопчатобумажной ткани.
      Рисунок кружева весьма разнообразен: растительный, животный, геометрический орнамент, надписи на кружеве. Наиболее часто встречается растительный мотив. Простейший - крупный лист, помещенный в каждом зубце кружева. Более сложные растительные узоры имеют цветочные формы. В каждом зубце плетения помещается цветок с листьями или букет. Зачастую узор делали в виде извивающейся ветки с большими цветами и листьями. Цветочные формы очень разнообразны - от совершенно условных фигур до передачи конкретных цветов.
      Зато не отмечаются богатством замысла геометрические узоры: ромб, крест, круг - вот, пожалуй, и весь набор используемых фигур. Распространено было сочетание геометрических мотивов с растительным: ромбы, окаймленные листьями, чередование крестов с цветком, овальные медальоны с крупными цветами.
      Животные мотивы редко встречаются в кружевном плетении. Обычно, это фигуры птиц, чередующихся с изображениями деревьев, кустов.
      Разнообразны формы зубцов кружева. Есть крупные, 8 сильно выступающие со вписанными в них фигурами узора. Зубцы может также образовывать волнистая пологая полоса. Нередки и треугольные зубцы, а еще в виде медальонов. Иногда кружево встречается с совершенно ровной кромкой, где вместо зубцов - крошечные петельки.


Подзоры


      Обзор музейной коллекции будет неполным без упоминания о подзорах. Подзоры представляют собой две полосы ткани, соединенные прошвой. Край украшает ручное кружево зубцами. Иногда роль кружевной прошвы выполняет полоска вышитого полотна.
      Вышивки выполнялись крестом и гладью черными, красными, синими нитями. Узоры растительные: цветочные вьющиеся ветки с крупными листьями, цветы, веночки. Изредка использовался вышивальщицами геометрический орнамент - гребенчатые ромбы, стилизованные снежинки.
      Подобные узоры вывязывались на кружевах подзора. Одним из самых распространенных элементов геометрического орнамента - ромбический медальон. Их располагали по всему длиннику прошвы, перемежая крестами, овалами, квадратами.
      Интереснее растительные мотивы. При большом числе вариантов применялись несколько основных рисунков: цветочный волнистый стебель, ряд крупных цветов, похожих на розу, овальные медальоны с цветком внутри. Узоры края кружев повторяют орнамент прошвы иногда с небольшими вариациями.


Прикроватные коврики


      Один из небольших разделов собрания Рославльского музея знакомит с любопытными видом народного искусства - прикроватными ковриками.
      В нашем уезде сложился тип небольшого ковра, вытянутой прямоугольной формы. Для него характерны две разновидности композиции узора: первый - крупный рисунок занимает всю плоскость предмета, второй-два повторяющихся более мелких рисунка. Поле ковра оформляет узкая кайма из цветного ситца яркой расцветки.
      Коврики начала XX века относятся ко второму виду. Рисунок выполнен в технике вышивки крестом красными и черными нитями.
      По характеру узора, коврики ближе всего к сюжетным вышивкам, встречающимся на полотенцах того времени. Перед нами развертываются настоящие сценки из деревенской жизни: на завалинке сидит балалаечник, а рядом примостилась собака и курица.
      Другой вид композиционного и цветового решения относится к более позднему времени - середине XX в. Вещи, относящиеся к данному периоду, претерпев ряд изменений, сохранили характерные черты народных ковриков начала века.
      Предпочтение, по-прежнему, отдается сюжетным вышивкам, но иногда встречаются цветочные узоры.
      Вышивка выполняется гладью, расширяется цветовая гамма - кроме черных и красных тонов, появляются синие, желтые, оранжевые, зеленые, розовые. Такие коврики отмечает особенная яркость цвета и крупный узор каймы, причем, при всей многоцветности эти изделия обладают удивительно цельным декоративным решением.


Столешники


      В собрании тканей музея хранится небольшая коллекция скатертей-столешников. Большая часть их привезена из экспедиций в южные и юго-западные регионы уезда. Коллекция с достаточной полнотой отражает художественные особенности скатертей.
      Способы украшения тканей достаточно своеобразны и сложны. Орнамент создается в самом процессе тканья. Наиболее распространен был узор, создаваемый сочетанием отбеленных ниток основы и неотбеленных ниток утка. В результате получается полотно, покрытое геометрическим серо-белым орнаментом. Так как ткани, выходившие из-под ткацкого станка, были довольно узкими, мастерицы соединяли два полотнища в одно с помощью кружевной прошвы или фигурных стежков красной нитью. Ширина прошвы колеблется от 7 до 15 см.
      Орнамент кружева преимущественно растительный: по редкой сетке основы вьется цветочный стебель или расположены в ряд цветы.
      Столешники имели форму вытянутого прямоугольника. Меньшие концы обычно украшались двумя вышитыми красными полосками. Края обрамляли кистями, бахромой, обшивали яркими нитками крупными стежками.
      Такие столешницы датируются концом XIX-нач. XX в. В это время они были особенно популярны.
      В 20 - 30-е гг. XX в. в деревню приходит мода на кружевные скатерти. Она держится довольно долго, до 60-х гг. и этим обусловлено большое количество поступлений в коллекцию именно кружевных скатертей.
      Эти скатерти связаны крючком из отбеленных льняных ниток, в подражание сцепному и парному кружеву, плетенному на коклюшках. Встречаются образцы техники настила.
      Парное плетение представлено скатертями геометрического орнамента. Это способ плетения одновременно узора и фона. Рисунок получается густой, мелкий.
      Скатерти 30-х гг. служат образцами подражанию сцепному кружеву - плетется раздельно узор и фон, детали кружева соединяются особым приемом сцепа. Узоры получаются более крупные, сцепка деталей изящна: восьмиконечные звезды окаймлены со всех сторон тонкой сеткой и соединены между собой.
      Одна из самых красивых и интересных скатертей датируется началом XX века и является отличным примером техники настила. По белой льняной сетке вышивали нитками, плотно кладя стежок к стежку, как бы настилая рисунок узора. Орнамент растительный. Плотный, четкий рисунок хорошо выделяется на крупной белой сетке фона и очень украшает скатерть.
      Края кружевных скатертей оформлялись кистями, крупными треугольными зубцами, что придавало изделию законченный вид.


Заключение


      Таковы основные разделы коллекции Рославльского музея. Собрание оказывает неоценимую помощь в изучении народного искусства небольшого уголка России, позволяет выявлять общее и различное с творчеством народа в других регионах страны.
      Сравнивая вещи разного времени, можно говорить о продолжении традиций старых мастеров, жизненности народного искусства, его развития в наши дни.



стр.