Валуев Д.В., кандидат исторических наук,
доцент СГПУ
  Михаил Осипович Микешин – великий сын земли Рославльской
 
      21 февраля 2005 г. исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося художника, автора известных памятников, Михаила Осиповича Микешина. Его творения составляют яркую страницу русского монументального искусства. Памятники созданные по его проектам украшают не только площади городов России, но и европейские столицы. Без творений Микешина уже невозможно представить облик древней столицы Руси Киева и Новгорода Великого. Микешин прославил своими трудами и Россию и свою малую родину – землю Рославльскую, с которой до конца жизни сохранял живую связь.
      Будущий создатель монументов славы России родился 9 февраля (по старому стилю) 1835 г. в сельце Максимково Гореновской волости Рославльского уезда Смоленской губернии. До сегодняшнего дня сохранилась церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, в которой крестили маленького Мишу. Здесь в глухом лесном краю на границе Смоленских и Брянских земель протекало его раннее детство. Отцом Михаила был Осип Егорович Микешин – выходец из крестьянского сословия, ставший мелким помещиком, и занимавший должность соляного пристава. В 1812 г. он воевал с французами в составе отряда ополчения под командованием Ф. Голикова, а затем в знаменитой партизанской бригаде А.С. Фигнера. От тех времён в доме Микешиных хранилась целая «коллекция русских и французских ружей, сабель, пистолетов и калмыцких луков со стрелами, служивших маленькому Мише в его играх со сверстниками»1. О.Е. Микешин, занимался садоводством, лечебной практикой и мелкой торговлей.
      Воспитанием Миши занимались в основном его мать Анна Дмитриевна и дедушка Дмитрий Андреевич. В детстве у него открылся талант к музыке. Благодаря матери и деду он научился играть на фортепьяно, гитаре и гуслях. Развитию художественных навыков способствовало знакомство с местным иконописцем Титом Андроновичем. Микешин вспоминал впоследствии: «этот милый, весёлый и вечно подвыпивший старикашка научил меня самого приготовлять и тереть масляные краски, очищать и варить конопляное масло, грунтовать холст и даже делать деревянные подрамники»2.
      В Рославле, куда переехала семья, Миша в возрасте одиннадцати лет поступил в приходскую школу, затем перешел в трёхклассное уездное училище. Учился он успешно. Любимым предметом являлась история – отечественная и всеобщая. Но поведение будущего художника нельзя было назвать примерным. Он был живым, шаловливым ребёнком, любившим проказы, которые нередко заканчивались наказаниями.
      Окончив уездное училище с отличием, Микешин продолжил образование в стенах смоленской гимназии. В учёбе он по-прежнему был одним из первых. В это время он много читал, занимался живописью и музыкой. Живя в Смоленске, Михаил Микешин являлся прихожанином Одигитриевской церкви (ныне не существует). Здесь, «пользуясь особым расположением звонаря Яшки Вонюздры» он любил звонить в колокола по праздникам3.
      В последний год обучения Микешина в гимназии разыгралась драма. Потерпев неудачу в любви, он создал из однокашников и друзей «тайный орден» женоненавистников. Его собрания происходили у Микешина и заканчивались тем, что «братья» выпивали по стакану воды, закусывая кусками посоленного чёрного хлеба. На одном из собраний, подлец и циник по прозвищу Кобель незаметно налил в стаканы с водой водку. После этого «братья» основательно пересчитали Кобелю рёбра и расквасили физиономию, не посчитавшись с тем, что он приходится родственником губернатору. Дело получило огласку. Гимназическое начальство вызвало в Смоленск отца Микешина и предложило ему выбор: или сына публично высекут розгами, или он будет немедленно исключён из … гимназии с «волчьим аттестатом». Осип Егорович предпочёл второе и, забрав сына, увёз его в Рославль»4.
      В это время до Рославля дошло строительство Московско-Варшавского шоссе, начатое ещё в 1840 г. Михаил Микешин начал подрабатывать на стройке чертёжником. В свободное время он брал уроки рисования у местного живописца А.Е. Рокачевского (1830 – 1901). Впоследствии Рокачевский женился на сестре Михаила. Его кисти принадлежит портрет юного Микешина, написанный в 1854 г.
      Судьбоносной в жизни будущего художника стала его встреча с Александром Александровичем Вонлярлярским. Брат известного писателя, однокашника М.Ю. Лермонтова по юнкерскому училищу Василия Вонлярлярского, он был главным подрядчиком на строительстве того участка Варшавского шоссе, который проходил через Рославль. А.А. Вонлярлярский обратил внимание на талантливого юношу – чертёжника и забрал его в своё имение под Смоленском. Затем он уговорил О.Е. Микешина отпустить сына в Санкт-Петербург. Здесь Вонлярлярский на свои средства устроил Михаила в Академию художеств. Это произошло в 1852 г.
      В петербургском доме своего благодетеля на Английской набережной Микешин в первый год пребывания в столице познакомился с его братом, – прославленным и весьма плодовитым литератором. Современники называли его «Смоленский Дюма». Микешин написал портрет В.А. Вонлярлярского (ныне хранится в доме-музее М.Ю. Лермонтова в Пятигорске)5. Но знакомство двух талантливых уроженцев Смоленщины оказалось недолгим. 30 декабря 1852 г. В.А. Вонлярлярский скончался в Москве. Его тело было перевезено на родину и погребено в имении Рай под Смоленском.
      В Академии Микешин, благодаря хорошей подготовке и таланту, не задерживаясь в классе рисования с гипсов, поступил в мастерскую батальной живописи под руководством профессора Б.П. Виллевольде. Здесь он по собственному признанию «не имея к тому особого пристрастия, начал … изучать батальный жанр живописи, рисовать с гипса и натуры кости и мускулы лошадей и пр.»6. Одновременно он посещал как вольнослушатель лекции в университете.
      Жизнь в Петербурге на первых порах была тяжела. Микешину, для того чтобы расплатиться с долгами и прокормиться приходилось подрабатывать рисованием этикеток для различных товаров.
      На летние каникулы Михаил приезжал в имение Вонлярлярских Вонлярово, находившееся под Смоленском. Здесь в 1853 г. он работал над внутренним убранством усадебной церкви святого Александра Невского. В 1874 г. по его эскизам для этого храма были изготовлены полированные мраморные колонны, по сей день украшающие её алтарь. Тогда же по проекту Микешина были созданы две большие гранитные вазы для украшения вонляровского парка. В настоящее время они находятся в Смоленске. Одна из них располагается на площади Смирнова перед кинотеатром «Октябрь», другая – в городском парке культуры и отдыха.
      Бывая в Вонлярове, Микешин много рисовал. Плодами его творчества становились пейзажи, портретные наброски, жанровые сценки. По заказу помещицы Орловой – Денисовой в 1854 г. он написал картину, посвященную её отцу, герою войны с Наполеоном, полковнику А.П. Никитину. В ноябре 1812 г. 7-я конно-артиллерийская рота, которой он командовал, участвовала в боях, под городом Красный Смоленской губернии. В разгар сражения «по приказу командира артиллеристы, выдвинувшись на самое близкое расстояние к неприятелю, рассеяли огнём его пехоту, затем сели на коней и гнали противника через весь город, захватив при этом три орудия»7. Микешин изобразил на полотне храброго полковника Никитина на коне, увлекающего своих солдат в атаку. В настоящее время эта картина находится в экспозиции музея «Бородинская панорама» в Москве.
      В конце первого года обучения Микешина его картина «Лейб-гусары у водопоя» была представлена на выставке Академии и заслужила одобрительные отзывы в печати. Вскоре её приобрёл император Николай I. После этого Микешина пригласили давать уроки рисования членам царской фамилии. Он был включён в состав свиты великого князя Николая Николаевича, совершавшего поездку по Польше, Украине, Крыму, Кавказу и Закавказью. В этом путешествии Микешин рисовал пейзажи, портреты, сцены народного быта. Ему стали поступать выгодные заказы и предложения.
      В период обучения в Академии художеств Микешин создал целый ряд картин, посвящённых страницам военной истории. Среди них – «Дело при Башкадыкларе» (1855), «Падение литовской крепости Пиллоны» (1857), «Гусары у колодца» (1858). По характеристике С.М. Яковлева эти произведения «отвечали официальным академическим требованиям – отличались парадностью, идеализацией образов, скрупулезно точной передачей обстановки и аксессуаров. Большим достоинством этих картин была изобретательность в их композиционном решении и отличный рисунок»8. За свои работы Микешин удостоился всех академических наград – Малой и Большой серебряных, а также Малой и Большой золотых медалей.
      В 1858 г. он закончил Академию. Несмотря на приобретённую славу и известность, Микешин сохранял «живой ум, демократические воззрения, смелость и независимость суждений, дар слова», которые «создавали ему необычайную популярность в кругах художественной молодёжи»9. По четвергам в его мастерской при Академии художеств собиралась весёлая компания художников, скульпторов, артистов, писателей. Они обсуждали последние новости культурной и политической жизни, спорили об актуальных проблемах жизни и искусства.
      При окончании Академии М.О. Микешин получил Большую золотую медаль за картину «Въезд графа Толли в Магдебург в 1631 г.» и право на шестилетнюю поездку за границу на казённый счёт, для совершенствования мастерства.
      Но молодой художник отказался от заграничной поездки ради работы над главным творением своей жизни. 23 апреля 1859 г. Александр II утвердил условия конкурса на лучший проект памятника тысячелетию легендарного призвания варягов на Русь. Монумент было намечено установить в Новгороде. Правительство предполагало создать ««народный памятник тысячелетию государства Российского», в котором показать, «в барельефах или других изображениях главнейшие события нашей отечественной истории, - первым из них, конечно призвание Рюрика»10. К определённому сроку– 1 ноября 1859 г. – в жюри конкурса поступило 53 проекта. 25 ноября 1859 г. состоялось заседание совета Академии художеств, посвящённое выбору проекта памятника. В нём участвовали также инженеры и архитекторы Главного управления путей сообщения. Членами совета были такие выдающиеся деятели культуры как архитекторы К.П. Тон и А.И. Штакеншнейдер, художники Ф.А. Бруни и П.В. Басин, скульпторы П.К. Клодт и Н.С. Пименов. В ходе тайного голосования победил проект М.О. Микешина, который более всего отвечал требованиям правительства. Автор получил первую премию конкурса – 4 000 рублей и заказ на сооружение монумента в новгородском кремле.
      Проект памятника М.О. Микешин разрабатывал в тесном сотрудничестве с молодым даровитым скульптором И.Н. Шредером (1835-1908). Для его реализации была создана группа скульпторов, в которую помимо Микешина и Шредера были включены академики Р.К. Залеман и П.С. Михайлов, молодые ваятели Н.А. Лаврецкий, М.А. Чижов, А.М. Любимов. Основные работы по изготовлению скульптурных композиций памятника выполнил Шредер. Микешин же осуществлял «общее наблюдение за ходом художественных работ и за сохранением единства композиции в создававшемся монументе»11.
      Памятник был создан в сжатые сроки. Его открытие состоялось 8 сентября 1862 г. в присутствии императора, его многочисленной семьи и свиты. За труды по его созданию М.О. Микешин был награждён орденом святого Владимира 4-й степени и пожизненным «пенсионом» – 1200 рублей серебром в год.
Литература
1 Яковлев С.М. Смоляне в искусстве. - М., 1968. - С. 173.
2 Там же. С. 174.
3 Там же. С. 175.
4 Там же. С. 175.
5 Смоленская область. Энциклопедия. Том 1. - Смоленск, 2001.- С. 48.
6 Яковлев С.М. Указ. соч. - С. 176.
7 Бородинская панорама. Путеводитель. - М., 1979. - С. 154.
8 Яковлев С.М. Указ. соч. - С. 176-175.
9 Маслова Е.Н. Памятник «Тысячелетию России». - Л., 1977. - С. 23.
10 Там же. С. 15.
11 Там же. С. 31.


стр.