В. Иванцов,
выпускник 11 Б класса
школы №1 г. Десногорска.
 
Последний рославльский пустынник
 
      В трех километрах от Савеева находится деревня Николаевское. Когда-то Николаевское являлось имением помещиков Шупинских. Бывал здесь и наш знаменитый скульптор Сергей Тимофеевич Коненков, доводившийся помещику близким родственником.
      Мало теперь кто знает, что являлось Николаевское пристанищем последнего рославльского пустынножителя отца Дорофея. Отец Дорофей был последним представителем дружной семьи пустынножителей, которые в конце XVIII и в начале XIX веков населяли рославльские леса, составляя своеобразную духовную общину. С разорением в 1825 году екимовичских скитов рославльские леса опустели. И если впоследствии и поселялись в них отшельники, то лишь случайно и в одиночку.
      Отец Дорофей был родом из Карачаева, мирское имя его неизвестно. В метрических книгах села Савеево он записан монахом Белобережской пустыни. Прибыв в рославльские леса, он жил у отца Досифея, был его послушником и келейным учеником. В 1811 году он жил уже в особой келье, в версте от келий о. Досифея. После 1812 г. он поселился в пятидесяти саженях от келий отца Афанасия и Моисея, на р. Болдачевке. В 1821 г. он с отцом Афанасием остался в пустыне и не перешел в Оптин скит по приглашению епископа Филарета.
      Во время гонений на пустынножителей в 1825 г. отец Дорофей вместе с другими старцами был взят Рославльским земским судом под стражу и посажен в острог. По освобождении некоторые старцы разошлись по разным монастырям, другие были высланы на родину, один отец Дорофей вернулся в пустыню. Однако поселился он теперь в верстах пятнадцати от Екимовичей, на границе Рославльского и Ельнинского уездов, в лесу помещика Михаила Ивановича Брейера.
      Здесь отец Дорофей своими руками выстроил себе келью, устроил небольшой огородец и продолжал пустынножительство до конца жизни. Кормился он приношениями знакомых почитателей. Когда еще не потерял зрение, занимался разным ремеслом, особенно изготовлением деревянных ложек, которые делал весьма искусно. Ложек у него был большой запас. Ослепнув, он раздавал их на память своим знакомым и почитателям, которых у него было немало. Из Москвы и других отдаленных местностей к нему приезжали за благословением и словом утешения.
      Соседний богатый и знатный помещик Сергей Николаевич Шупинский также почитал отца Дорофея. Любимый слуга Шупинского случайно погиб на охоте. Это так подействовало на него, что он ушел в Киево-Печерскую лавру и жил там послушником. Только на просьбы и убеждения своей матери согласился он оставить лавру и вернуться домой. Здесь он выстроил себе келью возле кельи отца Дорофея и некоторое время прожил в пустыне. Потом он женился и стал прежним помещиком. Отец Дорофей относился к своему соседу со своей обычной прямотой.
      Более тридцати лет будучи слепцом, он знал весьма хорошо Священное Писание и обладал житейской мудростью. К нему многие приходили за советами и наставлениями в духовной жизни и наслаждались его беседами. Они были глубоко назидательными. Со всеми он держался просто и с одинаковою прямотою и откровенностью, не различая бедных и богатых, знатных и убогих.
      Умер старец 13 сентября 1865 года, 85 лет от роду, прожив в рославльских лесах более 60 лет При погребении между Шупинским и Брейером возник спор, на чьей земле похоронить старца. Шупинский телеграммой испросил у преосвященного Антония (настоятель Смоленской епархии) разрешения похоронить старца в своей усадьбе возле своего домового храма. Приехавший на погребение рославльский игумен Анфим по распоряжению епископа облек умершего в схиму. Хоронил старца отец Анфим с десятью священниками из соседних сел. От келий до храма прах его сопровождало множество народа всякого звания и состояния. Могила старца находилась возле церкви села Николаевское (приписанной к Савееву) и была украшена богатым памятником, сооруженным усердием Шупинского.
      Прошли годы. Давным-давно исчезли с лица земли дом помещика Шупинского, его родовой храм и родовая усыпальница. Вряд ли удалось бы найти могилу и последнего рославльского пустынника, если бы не остатки того памятника, который был сделан когда-то Шупинским.
      Теперь только остается все это привести в порядок, чтобы каждый живущий сегодня и завтра знал историю своего края.