Иванова М.И., директор Рославльского
историко - художественного музея
 
Горный Генеральный директор
 
      2 октября 2004 г. исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося ученого и государственного деятеля – Андрея Дмитриевича Панова. Постановлением Совета Министров СССР в 1947 г. ему было присвоено персональное звание Горного Генерального директора 1 ранга.
      Родился А. Д. Попов в д. Грязенять Рославльского уезда в многодетной крестьянской семье (четверо сыновей из этой семьи- участники Великой Отечественной войны). Закончил начальную школу, Рославльскую мужскую гимназию (1915-1921 гг.), Ленинградский горный институт (1929г.). После окончания ВУЗа был направлен на работу в Донецкий бассейн, где на шахте им. Ильича работал начальником участка, заместителем главного инженера и заведующим по горным работам. В 1932 г. его перевели на научную работу во Всесоюзный научно-исследовательский угольный институт (ВУГИ) в г. Харьков. Незаурядные способности и склонности к исследованиям позволили А.Д. Панову успешно выполнить серьезные научные работы и опубликовать ряд работ по горным вопросам. В 1937 г. ему была присвоена ученая степень кандидата технических наук. Одной из первых фундаментальных печатных работ выполненных под руководством А. Д.Панова совместно с А.Д. Толкачевым, была двухтомная монография «Комплексная механизация угледобычи» в 1940 г., которая оказала значительное влияние на дальнейшее развитие горной науки и техники.
      Научно-производственная эрудиция, инициативность Андрея Дмитриевича были замечены, и в августе 1940 г. он был назначен заместителем председателя Госплана СССР и по совместительству Членом Бюро по топливу и энергохозяйству при СНК СССР, а с 1946 г. – первым заместителем Председателя Госплана СССР – Министром СССР. Это был период, когда Госплан СССР возглавлял один из выдающихся государственных деятелей СССР Н. А. Вознесенский.
      30 июня 1941 г был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО, ГОКО). При его образовании в него входило только пять человек из высшего состава руководства СССР: И.В. Сталин, В. М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Г. М. Маленков, Л. П. Берия. Сложность задач, стоящих перед ГКО потребовали его расширения и привлечения новых специалистов. В феврале 1942 г. в состав ГКО был введен Н. А. Вознесенский. 4 апреля 1942 г. А. Д. Панов был утвержден заместителем члена ГКО Вознесенского по контролю за выполнением решений ГКО по топливу, с освобождением его от всей текущей работы в Госплане, кроме вопросов топлива. Всю войну одновременно с работой в Госплане Панов совмещал работу заместителя члена ГКО СССР, а также работу заместителя Председателя Бюро по топливу и транспорту при Совете Министров СССР.
      Все виды топлива – уголь, нефть, газ, торф, сланцы, дрова – были подконтрольны А. Д. Панову, но особое внимание уделялось всем маркам угля, и особенно коксующимся, а также нефти. Во время Великой Отечественной войны перевозки угля на железнодорожном транспорте по важности шли за перевозками военных грузов, а довольно часто приравнивались к ним. Во время войны принцип работы был прост: хочешь иметь лучшее в мире вооружение и доставлять его к линии фронта – имей топливо, причем всех видов, и даже дрова. Те самые дрова, которые сотнями тысяч кубометров горели в доменных печах, в топках паровозов. А пилили их в лесах по всей России вместе с мужчинами не мобилизованными на фронт по тем или иным причинам, русские женщины и подростки.
      Положение с топливом было исключительно тяжелое: Подмосковный и Донецкий угольный бассейны были оккупированы фашистами, пришлось срочно увеличивать добычу угля на Урале, в Караганде и Кузбассе. Во время войны капиталовложения в угольную промышленность возросли почти в два раза. Эти средства направлялись на разведку новых месторождений, строительство и обустройство добычи на вновь открытых месторождениях, строительство подъездных железнодорожных путей для доставки угля от месторождения к потребителям. Вся эта огромная организационная работа была выполнена А. Д. Пановым. Выдающаяся роль Панова в управлении народным хозяйством СССР в 1940-1949 гг. прослеживается по документам Государственного Архива Российской федерации и Российского государственного архива экономики. Это тома документом, проектов, постановлений ГКО, переписки со всеми заместителями председателя Совета Народных Комиссаров, Председателя Совета Министров СССР со всеми наркомами (министрами) СССР по вопросам добычи, переработки всех видов топлива, восстановления Донецкого, Подмосковного угольного бассейнов после фашистской оккупации, строительства и обустройства месторождений полезных ископаемых, угольного машиностроения и конверсии оборонных отраслей промышленности.
      Вот только неполный перечень постановлений ГКО, которые разработал в СНК Панов в 1944г. Все предложения направлены на улучшение обеспечения страны топливом:

  - Мероприятия по подготовке и добыче коксующихся углей Хальмер – Ю, и строительству ж/д линии Кожва – Воркута – Хальмер-Ю в Печорском угольном бассейне;
- О строительстве подъездных путей к шахтам Донбасса и Подмосковного бассейна;
- О строительстве газопровода Саратов-Москва;
- О мерах по увеличению добычи угля и оказанию помощи шахтам Средней Азии;
- О материально-техническом обеспечении завода полукоксования углей Главгазтоппрома в Приморском крае.
     
      В представленных ГКО мероприятиях, подготовленных А.Д. Пановым, прослеживается широта взгляда и комплексность охвата экономических проблем и перспектив развития. При том жестоком контроле за выполнением всех решений и постановлений ГКО некоторые из них тем не менее все равно не выполнялись и их приходилось переписывать из постановления в постановление. И А. Д. Панов напоминал о самых принципиальных постановлениях ГКО неоднократно, пока постановление не выполнялось полностью. В 1949 г., после того как в рамках Ленинградского дела, Заместитель Председателя Совета Министров СССР Н. А. Вознесенский был освобожден от всех партийных и государственных постов, а в 1950 г. расстрелян, Андрей Дмитриевич Панов как соратник и свидетель длительной и успешной его работы в Госплане и Совете Министров СССР был осужден на четыре года и отправлен в лагерь при шахте №122 Московского бассейна. В лагере по приказу Управляющего трестом А. А. Субботина был направлен в распоряжение учебного пункта для подготовки из заключенных специалистов по основным горным профессиям. 800 заключенных прошли двухмесячное обучение горным профессиям, 30 человек – по программе горных мастеров для Ленинобадского горно-металлургического комбината. После освобождения из заключения А.Д. Панов вернулся к научной деятельности в ВУГИ. Он неоднократно представлял советскую науку на международных горных конгрессах и конференциях, потому что обладал широким диапазоном и глубокими знаниями в области горного дела. Большой талант и опыт работы в высшем государственном аппарате позволили Панову решать серьезные проблемы, в объеме отрасли или страны. В одной из поездок в Польшу, при рассмотрении состояния угольной промышленности этой страны, Андрей Дмитриевич предложил основные этапы развития отрасли. «План Панова» лег в основу модернизации угольной промышленности Польши.
Результаты его исследований послужили научным обоснованием развития узкозахватной выемки и металлических крепей на шахтах угольной промышленности. Большую роль сыграл Андрей Дмитриевич в создании механизированных комплексов. Он впервые внес численные значения устойчивости кровли в зависимости от времени и площади ее обнажения.
      Свыше 8 лет А.Д. Панов возглавлял горный отдел ВУГИ и отдел горного давления и крепления ИГД (институт горных дел им. А.А. Скочинского) – важнейшие отделы этих институтов.
      Им было опубликовано более 50 научных работ, 7 изобретений.
      Андрей Дмитриевич Панов ушел из жизни в 1963 году. Врачи обнаружили на его сердце 21 рубец – плата за многолетнюю работу на износ в годы Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства в послевоенные годы. Он награжден 5 орденами, в том числе орденом Ленина «… за образцовое выполнение задания правительства по увеличению добычи угля и обеспечению топливом заводов военной промышленности, металлургии, электростанций и железнодорожного транспорта в условиях военного времени», знаком Шахтерской Славы I степени, многими медалями. Рославль может гордиться своим земляком, государственным деятелем, внесшим неоценимый вклад в великую Победу.

Литература:

Журнал «Уголь» № 10, 2004 г.
В.В. Лаврик. Маршал топлива СССР. Статья внука А.Д. Панова.
Ксерокопии документов Российского государственного архива экономики (хранятся в архиве Рославльского музея)