Александров
С.В., научный сотрудник Рославльского историко-художественного музея |
Рославльский Спасо-Преображенский монастырь: история и современность |
Рославльский Спасо-Преображенский монастырь
один из старейших монастырей на территории Смоленщины. Время его основания
не прослеживается никакими документальными источниками. В XIX веке в Рославле
существовала легенда, что монастырь основал княжеский кухарь Илья. Ее
приводит в своей книге первый историк города С.С. Ракочевский: «... в
середине ХУ века на месте монастыря был сплошной лес. Однажды, там охотился
кухарь, т.е. повар боярина и на него напал медведь. Кухарь погибал, но
проходившие мимо старики-крестьяне отогнали медведя. В благодарность за
свое спасение кухарь построил на этом месте богадельню для престарелых.
Она существовала около ста лет. Постепенно среди обитателей богадельни
стали появляться старцы-богомольцы, выстроили деревянную церковь Св. Ильи,
это послужило основанием монастыря». Подтверждением этой легенды служило
существование села Кухарево в 5 верстах от Рославля.
В книге Трофимовского «Описание Смоленской Епархии» говориться, что монастырь был основан ранее 1560 года. Существование монастыря в XVI веке подтверждает «Книга сбора ямских денег по Рославлю и уезду» за 1585-1586 гг. Тогда Спасскому монастырю принадлежала деревня Отомонино на реке Острик, где имелось 25 четей (50 десятин) живущей пашни. В эпоху Смуты, в 1611 году монастырь был разрушен поляками и при них не восстанавливался. В ходе Русско-Польской войны 1632-1634 гг., после освобождения Рославля русской армией, началось восстановление монастыря. Были построены одноглавая деревянная церковь Преображения Господня, деревянная колокольня, восстановлены кельи, весь монастырь был обнесен деревянной оградой. Он существовал и после того, как в 1634 году Рославль вновь отошел к Польше. В XVII веке рядом с монастырем образовалась Лобырева слобода, где жили ремесленники работающие на монастырские нужды. После возвращения Рославля в состав России (1654 год) монастырь получил жалованные грамоты на пустоши в деревне Любовке и в подмонастырской слободе. В 1682 году посадские Рославля обвинили монастырь в захвате посадских земель. Дело рассматривалось в Москве и тянулось несколько лет. В конце концов, Петр I прислал грамоту воевод, в которой говорилось, что спорные земли принадлежат монастырю. В середине ХУШ века в Монастыре проживало 11 монахов, и ему принадлежало 85 душ вотчинных крестьян, и 7 десятин 902 сажени земли (примерно 8 га.) В 1764 году, после секуляризации церковных земель Екатериной II, Рославльский монастырь перешел в разряд заштатных монастырей, и должен был существовать только на свои собственные средства От этого времени сохранилось описание монастыря сделанное его настоятелем Илларионом Литягой в августе 1774 года. Еще в конце XIX века оно хранилось в архиве смоленской духовной консистории. Его в своей книге приводит С.С. Ракочевский: «В Рославльском Спасском монастыре церковь Божия деревянная, об одной главе, во имя Преображения Господня, также и колокольня деревянная, на вратах входных в монастырь. Настоятельских келий четыре, против оных имеется еще две, из коих в одной Духовное правление; монашеских келий две деревянные. Трапеза, кухня и амбары также деревянные. За церковью был сад яблоневых и фруктовых деревьев. Монастырь был окружен деревянной оградою, длиной 48 саженей с аршином». К этому времени в монастыре проживало всего два престарелых протодьякона, он явно клонился к упадку и в конце ХУШ века был упразднен. Вновь монастырь был открыт в 1804 году по указу Александра. После чего рослальчане обратились к его настоятелю Порфирию построить в нем каменную церковь, для чего был начат сбор средств на ее строительство. 17 июня 1811 года митрополит Смоленский Серафим подписал грамоту о строительстве каменной церкви Преображения Господня с пределами св. Троицы и пророка Ильи. В 1819 году храм был построен и освящен. «В середине XIX века в монастыре ведется интенсивное строительство. Его начало было положено в 1843 году, когда монастырь продал часть своей земли, на которой стояли деревянная колокольня, братские кельи и скотный двор, строительству шоссейной дороги Москва-Варшава, за. 1816 рублей. На эти деньги был построен двухэтажный деревянный корпус на 16 келий. Правда в 1846 году он сгорел, и на его месте был построен новый одно¬этажный корпус. В 40-е годы около монастыря было построено каменное здание Рославльского духовного училища, которое работало в городе с 1826 года. С этого момента смотрителями училища становятся настоятели монастыря. В эти же годы было положено начало новому благоустройству монастыря. В 1848 году проживавший в монастыре рославльский купец Н.Н. Ракочевский в звании «бельца» перед пострижением в монахи, пожертвовал собственные сбережения на строительство каменной зубчатой стены вокруг монастыря. Ее строительство было завершено в 1857 году. Во время этого строительстве монастырь получает еще одно пожертвование. Кашинский купец Калинин передал в дар монастырю вестовой колокол весом 102 пуда и 8 фунтов (1654 кг) с надписью «от неизвестного». В 50-е годы на территории монастыря строится одна из красивых церквей Рославля. Начало строительства было связано с завершением строительства шоссе Москва-Варшава в 1850 году. Строитель шоссе А.А. Вонлярлярский в память окончания работ заложил в юго-западной части монастыря часовню. Позже на средства пожертвованные Фон Мекк и стараниями настоятеля Назария к часовне была пристроена алтарная часть, а внутри ее был поставлен иконостас. В 1872 году здание часовни было освящено как церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского. В последнее десятилетие XIX века, при настоятеле Вонифатии монастырь принимает надлежащий вид» и хорошо благоустраивается. В эти годы приделы св. Троицы и св. пророка Ильи в главном храме монастыря становятся теплыми, строится новое здание келий с паровым отоплением. В 1893 году в монастыре открывается церковно-приходская школа, строятся два дома вне монастыря, которые сдаются в наем. Но и в конце XIX века Рославльский монастырь оставался небольшим заштатным монастырем, в нем проживало всего 19 монахов. После прихода к власти большевиков Православная церковь фактически была поставлена вне закона. Храмы и монастыри разрушались, а священники подвергались репрессиям. Точная дата закрытия Спасо-Преображенского монастыря неизвестна, но уже в 20-е годы службы в нем не велись. 1929 году в зданиях монастыря разместился Рославльский музей истории и природы края. Но он пробыл здесь не долго, и вскоре переехал в бывшее здание городской гостиницы, в котором находится по сегодняшний день. После Великой Отечественной войны в Рославле был образован Спасо-Преображенский приход, в который передавалась церковь Преображения Господня. До 90-х годов это был единственный храм в городе, где велось богослужение. Остальные монастырские постройки в 40-50-е годы были розданы различным городским организациям, В бывшем здание духовного училища разместился филиал Рославльского государственного банка, здание келий было отдано под общежитие одному из городских училищ, еще в одном здании в 50-70 годы находилась - городская стоматологическая поликлиника. Возрождение Спасо-Преображенского монастыря началось в начале 90-х годов. В 1993 году настоятелем Спасо-Преображенского прихода был назначен отец Сергий и тогда же приходу были переданы все здания Спасо-Преображенского монастыря. 28 декабря 1996 года Священный Синод Русской православной церкви принял решение о преобразовании Спасо-Преображенского прихода в мужской монастырь. В том же году при монастыре была открыта православная гимназия. В последующие годы в монастыре была открыта воскресная школа для взрослых и детей, библиотека православной литературы. С лета 1997 года выходит газета «Преображение». В 1998 году в монастыре проживало 10 монахов. В 90-е годы Спасо-Преображенский монастырь стал одним из культурных центров Рославля им проводиться большая просветительская и благотворительная деятельность. Довольно часто монастырь посещает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Сейчас Русская Православная церковь переживает второе рождение, после 70 лет полного забвения, и задача Рославльского монастыря, как и других вновь открывающихся храмов и монастырей, приобщать людей к русской истории и культуре. Примечания: 1. Ракочевский С.
Опыт собирания исторических записок о городе Рославле, - Рославль, 1885.
С. 25. |
|
|