Иеромонах Рафаил (Ивочкин),
насельник Рославльского Спасо-Преображенского монастыря,
православный краевед.
 
Крестные ходы, история появления. Крестные ходы на Смоленщине
 
      Одним из внешних проявлений религиозности у православного человека являются крестные ходы. Пасха Христова, храмовый праздник, день памяти чтимого святого или чудотворного образа - всегда сопровождаются крестным ходом, этим торжествующим шествием христиан. Нашествие врагов, эпидемия, пожар - несет народ образ чтимого святого. Каково происхождение крестных ходов, в честь кого и когда они проводились на Смоленщине вот цель настоящей статьи.
      Крестные ходы появились в первые века христианской эры. Во время празднования Пасхи Христовой христиане совершали обхождения вокруг храмов с пением радостных песнопений. После обхождения храма, как бы вместе с обитателями невидимого мира, во мраке ночи мы стоим перед затворенными дверьми храма, как перед затворенным гробом Христа, как перед закрытыми вратами рая. Через это Церковь говорит нам - так было до Воскресения Христова. Потом мы прославляем Святую Троицу и Христа Воскресшего, - и сила Христа, и Яго имя отверзают нам врата рая и неба, подобно тому, как священнослужители открывают двери храма. Все мы, идущие вокруг храма - символизируем жен-мироносиц, пришедших рано утром к гробу Спасителя. Они не знали, что Он воскрес, они шли к запечатанному гробу. Но ангел отвалил камень от входа в пещеру, сказав «Христос Воскрес!». Мироносицы с радостью поспешили к апостолам с этой вестью. А пещера была полна сияния. Так и здесь. Храм залит счетом, слышатся ликующие возгласы. Мы как бы входим с мироносицами в пещеру и вместе с ними торжествуем восстание Христа. Таков богословский смысл крестного хода на Пасху.
      С течением веков крестные ходы стали совершаться не только на праздник Светлого Христова Воскресения. После прекращения эпохи гонений на христиан крестные ходы становятся повсеместными. Они настолько прочно вошли в чинопоследования православного богослужения, что сейчас любое значимое церковное торжество без них просто немыслимо.
      Свое название «крестный» эти шествия получили от несомого впереди креста. Иисус Христос, идя на страдания, нес на плечах крест. Поэтому и мы несем впереди хода распятие. Крест, икона Божьей Матери, свечи, церковные знамена-хоругви, иконы, мощи - вот неизменные святыни этих процессий. Это символы единения с Церковью небесной.
      На Смоленщине крестные ходы стали совершаться одновременно с принятием христианства. Это были и Пасхальные крестные ходы, и ходы с чтимой иконой нашего края - «Одигитрией Смоленской» В 1046 году греческий император Константин, выдавая свою дочь Анну за одного из сыновей великого князя Ярослава - Всеволода, благословил дочь иконой Божьей Матери «Одигитрия» Княгиня Анна хранила этот образ в Чернигове, перед смертью благословила им своего сына Владимира Мономаха, а Владимир в И03 году торжественным крестным ходом перенес икону в Смоленск. С тех пор эта икона стала именоваться Смоленской. Таким образом, первые крестные ходы на Смоленщине были связаны с этой древней православной святыней.
      Неоднократно, во время нашествия врагов, «Смоленская» икона была с крестным ходом обносима по русским войскам. Например, в ночь на 6-е августа 1812 года русские войска оставили Смоленск. Благословив воинов, чудотворную икону духовенство в сопровождении народа несло 30 верст, до села Цурикова. Здесь икону принял Смоленский епископ Ириней и отправился с ней в Москву, а оттуда в Ярославль. Это движение иконы, несмотря на опасность военного времени, везде сопровождалось настоящими торжествами. Не было юрода или деревни, где бы жители пи просили архиерея совершить перед иконой молебна. После изгнания врагов из Смоленска, 25 декабря первописанный образ был принесен в Успенский собор и поставлен на прежнем месте. Список с чудотворной иконы до изгнания французов неотлучно находился среди войск в 3-й гренадерской дивизии.
      В каждом приходе Смоленской епархии имелись чтимые иконы. С ними также совершались крестные ходы.
      Крестные ходы совершались не только с чтимыми иконами. Во время прославления святых и в дни их памяти обычно выносились святые мощи. Если мощи угодников Божьих находились «под спудом», т.е. в могиле, то крестные ходы совершались на могилы. Говоря о почитании народом святых, канонизированных для всеобщего к ним молитвенного обращения, необходимо отметить благоговейное отношение нашего населения к местным угодникам Божьим. К таким почитаемым подвижникам благочестия относились пустынножители рославльских лесов. От могил этих пустынников-монахов совершались чудеса, что способствовало большому стечению паломников я Рославльские пустыньки. Среди пустынников наибольшим почитанием пользовался схимонах Никита, погребенный недалеко от села Ефимовичей в урочище «Монахов ров». Ежегодно, 13 сентября, в день его тезоименитства, на могилу схимонаха приходил крестный ход, насчитывавший для поклонения старцу до 3000 человек. На месте могилы в конце ХIХ века была устроена деревянная пятиглавая часовня. Посередине часовни, на месте захоронения, был установлен каменный саркофаг в форме обыкновенного гроба на ножках.
      Не забыты пи традиции и сейчас. К могиле схимонаха Никиты ежегодно совершаются крестные ходы.
      Неоднократно в Смоленской епархии совершаются крестные ходы и со святыми мощами. Наиболее яркий пример тому крестные ходы е мощами преподобного Герасима Болдинского в Болдинском монастыре.
      15 мая 2004 года в Вязьме состоялся торжественный крестный ход с частицей мощей святителя Питирима Тамбовского, переданной Тамбовским архиереем на Смоленщину.
      В дореволюционной России широкое распространение получили крестные ходы по засеянным полям, во время бездождия. В уездах Смоленской губернии ли ходы бывали в строго определенное в приходах время.
      Особым проявлением религиозности у населения Рославля и уезда было совершение крестных ходов на святые источники, расположенные иногда далеко и; города Рославля и приходских центров. Наиболее известным из святых ключевых колодцев являлся Никольский колодезь в селе Лугах. Подобные колодцы имелись в каждом приходе, но ни один из них не играл такой важной роли в истории Православия на территории города и уезда, как Никольский в селе Лугах. История этого колодца тесно связана с историей города Рославля. Неоднократно, во время эпидемий и пожаров в городе, икона святителя Николая, находившаяся в храме села Лугов, была приносима в Рославль. И всегда - после молитвы перед этой иконой - эпидемии и пожары прекращались. Местное предание свидетельствует, что всегда в таких случаях, как только приносили икону Святителя из Лугов, небесная помощь являлась бедствующим рославльчанам и спасала их. Особенно сильной была помощь святого Николая во время пожара 1855 года. С того времени, 18 июля, в день пожара рославльчане постановили приносить икону Святителя из Лугов в Рославль, совершать перед ней благодарственный молебен, а затем обносить крестным ходом чудотворный образ вокруг всего города. Чудотворная икона посещала наш город, где бывала сначала во всех храмах города, а затем в домах горожан. Причем даже иноверцы старались принять к себе икону святого угодника. Икона обычно гостила в Рославле около месяца, затем опять возвращалась в Луги. После закрытия Луговского храма в 1932 году крестные ходы из Лугов в Рославль были прекращены.
      Сейчас возобновлена традиция крестных ходов в село Луги на Никольский источник. Обустроен и сам этот источник заботами цеха тепловой автоматики и измерений САЭС. В 2004 году была написана икона святителя Николая, специально предназначенная для крестных ходов. Эта икона передана храму Св. Стефана Великопермского г. Десногорска. Образ написан по сохранившимся фотографиям, опубликованным в дореволюционных изданиях.
      В 2005 году исполняется 150 лет со дня начала регулярных крестных ходов из села Луги в город Рославль. В настоящий момент работает инициативная группа по подготовке юбилейных торжеств.
      Восстановление традиционных для Смоленщины крестных ходов - это большой вклад в возрождение духовности нашего Отечества.