Сидорова Т.А., старший научный сотрудник
Рославльского историко-художественного музея
 
Короткий, но яркий этап …
Первый директор Рославльского музея С.М. Соколовский –
один из известных представителей «Золотого десятилетия» краеведения на Смоленщине.
 
      Образованный в 1888 году Смоленский музей-заповедник отмечает свой славный юбилей. У его истоков стояли такие корифеи, как С.П.Писарев, В.И. Грачев, И.Ф. Барщевский, М.К. Тенишева и многие другие. Нынешний год знаменателен не только тем, что областному музею исполняется 110 лет, но и тем, что несколько районных, а в прошлом уездных музеев Смоленщины празднуют, по мере скромных возможностей, свое 80-летие. В числе юбиляров оказался и наш Рославльский историко-художественный музей, носивший на заре своего создания название Музея природы и истории края.
      В связи с этими датами было бы небезынтересно осветить некоторые моменты, объединяющие историю изучения Смоленского края не только в губернском городе, но и на периферии, в частности, на юге Смоленщины - в Рославле и уезде. Таким своеобразном, связующим звеном между конкретно рославльским и, в целом, смоленским краеведением был яркий, неординарный для российской провинции человек - Сергей Михайлович Соколовский.
      Биография его достойна пера романиста. Родившись 24 июня I860 г. в семье вологодского учителя гимназии, он окончил в 1880 г. Александровское техническое училище. Тогда же начал службу в Вологде в почтово-телеграфном округе, но уже через два месяца был уволен «по политической неблагонадежности». В ноябре того же года был принят на работу техником Вологодской городской управы. А позже переехал в Полтаву, где трудился в губернском земстве. Именно здесь он впервые увлекся краеведением. Летом 1896 г. С.М.Соколовский вместе с семьей эмигрировал в Североамериканские Соединенные Штаты.
      Там, сменив множество профессий, он, наконец, приобрел небольшой участок земли в Калифорнии и стал фермером, а в качестве хобби занялся коллекционированием морской фауны. Собранную коллекцию он впоследствии подарил школе г. Сан-Бернардино, где учились его дети.
      В Россию этот увлеченный энтузиаст и исследователь вернулся в самом конце XIX в., недолго пожил в Полтаве, а в июне 1902 г. переехал в Рославль. Здесь до 1918 г. он работал техником уездного земства. Территория доселе незнакомого ему Рославльского уезда поразила его обилием археологических памятников различных исторических эпох и разной степени сохранности. В свободное от земской службы время он приступил к их планомерному и детальному изучению. В период с 1902 по 1927 гг. Соколовский провел археологические исследования по берегам реки Стомети, в верховьях рек Ипути, Вороницы, Остра, частично Десны. Всего им было раскопано 147 курганов, 18 городищ, несколько могильников.
      Результатом этого грандиозного и поистине подвижнического труда стало составление археологической карты Рославльского уезда в 1918 г. На ней были нанесены точные места расположения неолитических стоянок, курганов, городищ, селищ и других объектов. Этот замечательный документ был выслан на 1-ю очередную Выставку Главнауки .
      Примечательно, что карта не утратила свою ценность и по сей день, на современном этапе она является важным источником информации для всех исследователей, занимающихся изучением древней историй края, а, кроме того, без нее не мыслима экспозиция по теме "Древний Ростислав" в нашем городском музе.
      С 1908 г. С.М.Соколовский сотрудничал в Смоленской ученой архивной комиссии. С этого момента прослеживаются довольно четко его творческие, научные связи с историками и меценатами из Смоленска. В течение некоторого времени он состоял действительным членом общества изучения Смоленской губернии, музею которого подарил в 1915 г. старинную рукопись. Сергей Михайлович пожертвовал несколько предметов археологии, быта и церковной утвари музею княгини М.К. Тенишевой. По данным бывшего старшего научного сотрудника Рославльского музея ныне покойного В.А.. Ерохова, эта известная собирательница русской старины предлагала С.М.Соколовскому за предметы периода неолита из его коллекции 6000 рублей. Однако от этой сделки археолог-любитель отказался, считая, что все вещи, найденные при раскопках на территории Рославльского уезда, является частью истории именно данного региона и представляют интерес в первую очередь для рославльчан . Достойно внимания, что и другие члены семьи Соколовского также не остались в стороне от краеведческой работы и участия в пополнении смоленских коллекций. Так, его дочь Э.С. Соколовская и Н.Р.Никольская в 1912 г. передали в уже упоминавшийся ранее музей Общества изучения Смоленской губернии два гербария, содержавших соответственно 216 и 268 видов местной флоры .
      Октябрь 1917 г., безусловно, изменил подход государства к музейному делу и охране памятников. В бурное время политических переворотов, экономического кризиса, насилия и кровопролития гражданской войны наиболее образованные представители новой власти понимали, что в интересах этой власти сохранить культурный потенциал в прошлом могущественной Российской империи. Парадоксальным кажется тот факт, что именно после революции в условиях военного коммунизма, голода и неразберихи образовались многие провинциальные музеи, а в период разрухи после гражданской войны они развивались и плодотворно работали.
      Эти годы оказались, по-своему, удивительно продуктивными для развития музейного дела в России, что дало основание видному историку, председателю археологической комиссии АН СССР, председателю Союза краеведов РСФСР, профессору С.О.Шмидту назвать период с 1917/18 по 1927/29 гг. "Золотым десятилетием" советского краеведения . Отчасти этот всплеск интереса к истории родных мест объяснялся тем, что многие представители столичной интеллигенции, уехав на периферию, под влиянием различных неурядиц, включились в работу местных краеведов, значительно обогатив ее своими знаниями и опытом. Практически, до начала 30-х гг. из присутствие в провинции обеспечивало наличие сильных краеведческих кадров.
      В марте 1918 г. в России была создана коллегия по делам му¬зеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса, а в мае того же года в структуре вышеназванного наркомата был создан специальный музейный отдел. На Смоленщине (в то время - Западная область, Западная коммуна) охрана памятников находилась в ведении созданного в середине 1918 г. художественно-археологического подотдела при губернском отделе народного образования (ГУБОНО). Орган же, призванный руководить конкретно работой музеев, появился лишь в 1919 г., а с 1921г. он носил название Губ музей и подчинялся все тому же ГУБОНО 27 мая 1918 г. первым уполномоченным подотдела ОНО Западной области по охра¬не памятников искусства, и старины в Рославльском уезде был назначен С.М.Соколовский .
      Свою деятельность в новой должности он начал с обращения "К гражданам Рославльского уезда", цитату из которого мы позволили себе привести ниже: "По постановлению Отдела Народного Образования Западной области от 27 мая за № 5 я уполномочен наблюдать и охранять доисторические памятники Рославльского уезда ... от умышленной порчи их раскопкой, распашкой, застройкой и проч.
      ..Ссылаясь на это постановление отдела, прошу Волостные Советы Рославльского уезда ... широко оповестить местное население, что с настоящего времени ни под каким видом не может быть допущена порча и уничтожение доисторических памятников уезда...
Хранитель доисторических памятников Рославльского уезда С.М.Соколовский" .
В июле 1918 г. Соколовский организовал в Рославле Общество изучения местного края, стоявшее у истоков музея, и написал его Устав. Кроме охраны памятников археологии, на Сергея Михайловича возлагалась обязанность сберечь от грабежей и полного уничтожения культурные ценности из рославльских усадеб. Возможно, еще и этим источником комплектования фондов было обусловлено довольно быстрое учреждение музея 18 июля 1918 г. Именно этим числом датировано общее краткое Положение о деятельности музея, подписанное организационной группой кого обществами этот день по праву считается днем рождения Рославльского музея. Он получил название естественно-исторического музея (или Природы и истории края). Основу его составили археологическая и минералогическая коллекций С.М. Соколовского, а также некоторые вещи -произведения искусства, и предметы быта - из окрестных усадеб.
      Следует особо подчеркнуть, что сам первый заведующий музея ж своих отчетах относил, основание своего любимого детища к 1918 г. Руководствуясь декретом "Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах", Рославльский уисполком выделил для музея двухэтажный особняк бывшего мелкого домовладельца Фунтикова, располагавшийся на ул. Интернациональной, более известной горожанам как Смоленское шоссе. Однако на первых порах музейные коллекций, фонды, библиотека, да и квартира самого Соколовского соседствовали в этом здании с бойцами - автомобилистами 2-го Воздухоплавательного Дивизиона, что было вполне обычно в условиях гражданской войны. Вот что докладывал С.М.Соколовский в 1919г. на губернской конференции: "...Помещение Рославльского музея в настоящее время занято одним из учреждений военного ведомства, благодаря ему музей невозможно открыть для обозрения населения..." . В течение более двух лет экспозиция не была доступна посетителям из-за отсутствия витрин, позволявших разместить часть экспонатов. И все же, не смотря на, эти трудности, в музее проводились массовые мероприятия, в популярной форме разъяснявшие населению специфику музейного дела.
Окончательно юридический статус музея как государственного учреждения был закреплен 2 июля 1920 г., когда отдел управления Рославльского исполкома, разрешил Соколовскому заказать штамп и печать музея в мастерской Злотникова. Торжественное открытие естественно-исторического музея было приурочено к третьей годовщине Октябрьской революции 7 ноября 1920 г., объявление о чем было напечатано в местной
      газете . Тогда же музей принял первых посетителей, а С.М. Соколовского окончательно передал ему в дар свои коллекции. В семи отделах музея к моменту открытия насчитывалось 3067 предметов , а в библиотеке находилось до 1000 томов.
      В эти годы С.М.Соколовский вел разностороннюю работу и в уезде и в губернии. Он не только был организатором просветительской, исследовательской и собирательской работы на посту председателя Общества и заведующего музеем, но и активно участвовал в спасении художественных и бытовых ценностей из повестки в окрестностях Рославля, поскольку с лета 1919 г. возглавлял еще и секцию по делам музеев и охране памятников истории и старины при Внешкольном подотделе УОНО. Причем, обследование рославльских усадеб в первой половине 20-х гг. Соколовский проводил как самостоятельно, так и совместно с губернскими представителями.
      В Смоленске высоко оценивали вклад Сергея Михайловича Соколове кого в развитие краеведения. Белорусский археолог А.Н. Лявданский, работавший в 20-е гг. научным сотрудником Смоленского областного музея, с похвалой отзывался об археологической работе рославльского исследователя, хотя тот и не обладал "специальными знаниями, находясь без специальной литературы в уездном городке и не имея средств на поездки в центр..." И далее:"0собенно великая работа проделана им по составлению археологической карты уезда" .
      В 1919 г. Л.Я.Лавровский, Член Смоленской ученой архивной комиссии выражал Соколовскому благодарность на губернской конференции заведующих секциями по делам музеев и охраны памятников за его доклад и работу по исследованию Рославльского уезда .
      Увы, не только похвалы слышал в свой адрес С.М.Соколовский. Звучали и негативные оценки его археологической деятельности. В первую очередь подвергалось критике качество проводимых им раскопок. Этот недостаток отмечал такой авторитетный специалист как Е.Н. Клетнова, профессор Смоленского университета, окончившая в свое время Московский Археологический институт с золотой медалью. Думается, что справедливые упреки в отсутствии чертежей при раскопках курганов и недостаточном внимании к стоянкам, с одной стороны, в значительной степени исчерпываются большим объемом проведенных Соколовским работ и искренним его бескорыстием, с другой стороны.
      С.М.Соколовский с упоением занимался любимым делом - музей¬ным строительством, по крупицам пополнял его фонды. К сожалению, развитие Рославльского музея сдерживалось крайне скудным финансированием из местного уездного бюджета. Выделяемых денег едва хватало на хозяйственные нужды. О проведении закупок для пополнения коллекций приходилось только мечтать. Из-за хронического безденежья отсутствовала, в штатном расписании и ставка научного сотрудника, которая появилась в Рославльском музее лишь в 1923 г.
      Остается только преклониться перед энергией и подвижническим трудом немолодого и не очень здорового человека, который в таких нелегких условиях сумел сберечь и преумножить музейные ценности. В конце 1926 г., когда С.М.Соколовский серьезно заболел, музей состоял из 11 отделов, и в нем хранилось 6469 предметов, библиотека же увеличилась более, чем в 1,5 раза.
      Здоровье С.М.Соколовского было подорвано и в связи с преклонным возрастом, и в связи с объективными трудными условиями жизни и работы. Толчком же к резкому ухудшению его состояния послужила попытка Губмузея раскассировать Рославльские музей путем изъятия из него лучших экспонатов,
      1 мая 1927 г. С.М.Соколовский умер от кровоизлияния в мозг. Этот удивительный человек был настолько популярен и авторитетен среди рославльчан, что вскоре после его смерти по их инициативе Смоленский губисполком принял решение присвоить имя С.М.Соколовского Рославльскому музею, организация которого стала главным делом его жизни.
      После смерти С.М. Соколовского летом 1927 г. музей переехал в другое здание, он разместился в бывшей гостинице, находившейся на углу улиц Пролетарской и Интернациональной, где, кстати сказать, музей располагается и в настоящее время. Новым заведующим музеем был назначен сын Сергея Михайловича Б.С.Соколовский, который до этого работал научным сотрудником. Дело своего отца ему довелось продолжать в более неблагоприятных условиях, поскольку в государственной политике наметились изменения по отношению к музейному делу. Работа музеев подвергалась все более жесткой идеологизации, и контролируемой из центра, что совершенно исключало возможность самобытного и творческого их развития. Нарастала волна репрессий.
      Таким образом, "Золотое десятилетие" краеведения в России логич¬но и неизбежно кануло в небытие, Символично, что год кончины одного из деятелей этого периода, первого директора Рославльского музея С.М.Соколовского случайно совпал с закатом "Золотого десятилетия", как бы ознаменовав завершение короткого, но яркого этапа в истории отечественной культуры.
      Нетленным памятником героическим усилиям подвижников музейной науки и практики тех далеких лет остались в России сотни музеев, порой буквально из пепла возрождавшихся в послевоенное лихолетье. Будем надеяться, что имена их создателей будут упоминаться не только в дни юби¬лейных торжеств. Возможно, когда-нибудь и над входом в Рославльский музей появится надпись "...имени С.М. Соколовского".

17.12.1998 г.