Сидорова Т. А., старший научный сотрудник
Рославльского историко-художественного музея
Трагедия генерала Качалова
  Вина за катастрофу 1941 года была оперативно
переложена Сталиным на видных военачальников.
Раздражённый и крайне жёсткий приказ Ставки
Верховного Главнокомандующего от 16 августа
назвал дезертиром генерала Качалова, который
погиб на поле боя, защищая родину
и советскую власть.
   
      Важным этапом начального периода Великой Отечественной войны было Смоленское сражение, длившееся два месяца (с 10 июля но 10 сентября 1941 г.). В ходе него советские войска ценой колоссальных потерь всё же сумели нанести некоторый урон немецко-фашистской группе армий «Центр». Существенную роль в тех трагических событиях сыграла 28-я армия под командованием генерал-лейтенанта Владимира Яковлевича Качалова1 , сражавшаяся в июле-августе 1941 г. на юге Смоленщины в районе города Рославля. Воины этой армии почти на две недели прикопали к себе четыре корпуса вражеских войск, причинив им немалый урон в живой силе и технике. Отметим, что интерес к тем событиям не иссякает и сейчас, по прошествии более чем шестидесяти лет.
      Одна из причин повышенного внимания к личности и судьбе командующего группой войск 28-й армии - рассекречивание ряда архивных документов в 1990-е гг. В числе таких материалов одним из наиболее известных, несомненно, является приказ № 270 Ставки Верховного Главнокомандующего Красной Армии от 16 августа 1941 г., напрямую касающийся В.Я. Качалова. В нём имя генерала "неоднократно упоминается в самом нелицеприятном контексте.
      Грозные строки этого документа и сегодня производит гнетущее впечатление. Подписанный Председателем Государственного комитета обороны (ГКО) И.В. Сталиным, его заместителем по ГКО В.М. Молотовым, Маршалами Советского Союза С.М. Будённым, К.Е. Ворошиловым, С.К. Тимошенко, Б.М. Шапошниковым и генералом армии Г.К. Жуковым, приказ вышел под грифом «без публикации» в тот тяжёлый момент, когда стало ясно, что Смоленское сражение проиграно, несмотря на огромные неоправданные жертвы и героизм защитников Смоленского плацдарма, до сих пор не оценённый в полной мере. О генерале В.Я. Качалове здесь говорится предельно жёстко и несправедливо: «Командующий 28-й армией генерал-лейтенант Качалов, находясь вместе со штабом группы войск в окружении, проявил трусость, сдался о плен немецким фашистам. Штаб групп Качалова из окружения вышел, пробились из окружения части групп Качалова, а генерал-лейтенант Качалов предпочел сдаться в плен, предпочёл дезертировать к врагу» 2.
      Впрочем, на момент издания приказа этот грозный текст не имел уже никакого значения лично для командующего 28-й армией. Ночной танковый бой у деревни Старинка 4 августа 1941 г. стал последним в военной биографии генерал-лейтенанта В.Я. Качалова. Он погиб результате прямого попадания снаряда в танк, когда во главе оставшихся частей своей армии пытался прорвать кольцо окружения под Рославлем и отойти к реке Десне, где находились войска Резервного фронта 3.
      28-я армия была сформирована в Архангельском военном округе и 21 июля 1941 г. передана Западному фронту 4из Фронта резервных армий 5.
      Боевая задача, поставленная перед группой войск этой армии, заключалась в том, чтобы из района Рославля, взаимодействуя с 16-й и 20-й армиями, нанести удар но Смоленску. Однако, выполнить данный приказ было невозможно, поскольку бойцам и командирам качаловской армии в процессе наступления пришлось самим вплоть до начала августа отражать массированные атаки немецких войск, включавших и части 2-й танковой группы генерал-полковника Гудериана. Превосходящим силам противника Каналов мог противопоставить лишь три дивизии: две стрелковые -145-ю и 149-ю - и одну танковую - 104-ю.
      Интересно, что командир 104-й танковой дивизии генерал-майор Василий Герасимович Бурков, познакомившись со своим будущим противником генералом Гейнцем Гудерианом, задолго до лета 1941-го высоко оценил талант немецкого танкового теоретика. Вспоминая впоследствии предвоенные годы, кадровый военный, профессионал-танкист Бурков сообщал: «Первые мои встречи произошли с Г. Гудерианом ещё в 1932 г., когда в г. Казани проводились шестимесячные совместные учебные сборы советских и немецких танкистов, на которых подробно рассматривались перспективы использования танковых войск в будущей войне. Уже тогда Гудериан привлекал к себе внимание как человек, ищущий новые пути в боевом применении танковых войск» 6 . Летом же 1941 г., через девять лет после упомянутых сборов, оба их участника сошлись лицом к лицу в жесточайшей, совсем не учебной схватке. И, надо полагать, в тс горячие дни конца июля - начала августа ни тот, ни другой не вспоминали о совместных теоретических занятиях в прошлом.
      Наступление 28-й армии на Смоленск, начавшееся 23 июля, к 27 июля захлебнулось. К этому времени дивизии Качалова достигли Починок, где проходили тяжёлые бои. Увязнув в них, армия постепенно попадала в окружение. О драматизме ситуации, в которой она оказалась, скупо свидетельствует один из рядовых участников тех событий, солдат-пехотинец 145-й стрелковой дивизии Андрей Трубач: «Вечером 1 августа в подразделения дивизии прибыл командующий генерал Качалов, отдал приказ на отвод частей в восточном направлении, указав два маршрута отвода: на Лысовку - Старинку и второй - к Рославлю... Через топкие болота и леса подразделений 595 стрелкового полка пробилась к Десне...
      Долго ещё в течение августа мелкими гриппами пробивались паши бойцы к востоку, к реке Десне» 7.
      Положение армии усугубилось тем, что Рославлем, оказавшимся в её тылу, овладела 4-я танковая дивизия противника. Гудериан, прекрасно понимавший стратегическую выгоду этой, казалось бы, незначительной победы, в своих воспоминаниях впоследствии отмстил: «Главный объект нашего наступления - Рославль - был захвачен» 8. Так качаловцы оказались в кольце. В течение дня 3 августа окружённые дивизии оказывали отчаянное сопротивление врагу. Но силы были слишком не равны. После гибели В.Я. Качалова ответственность за вывод из окружения уцелевших частей легла на плечи начальника штаба 28-й армии генерал-майора Павла Григорьевича Егорова 9 . Наверное, как жестокий парадокс можно расценить тот факт, что именно Егоров был автором вышедшей в 1940 г. в «Воениздате» книги «Окружение и разгром в исторических примерах». И мог ли он сам, да и его читатели предполагать тогда, что буквально в следующем году ему лично доведётся постичь суровую и невероятно жестокую практику вывода поиск из окружения в реальных условиях Великой Отечественной войны.
      Так получилось, что некоторое число бойцов, ряд штабных офицеров и все три командира дивизий 28-й армии (генерал-майор А.А. Вольхин, генерал-майор Ф.Д. Захаров и полковник В.Г. Бурков), пробившись к реке Десне, вырвались из вражеского кольца и вместе с частями 43-й армии продолжили оборонительные бои. А генерал П.Г. Егоров и батальонный комиссар М.Е. Смирнов преодолеть кольцо окружения не смогли. Они погибли в районе деревни Утехово, расположенной также под Рославлем на московском направлении. Вот почему и упрёк в адрес политработников, сурово сформулированный в уже упоминавшемся приказе № 270, в данном случае вновь оказался неактуален: «Следует отметить, что при всех указанных выше фактах сдачи в плен врагу члены Военных Советов армий, командиры, политработники, особоотделъщики, находившиеся в окружении, проявили недопустимую растерянность, позорную трусость и не попытались даже помешать перетрусившим Качаловым, Понеделиным, Кирилловым и другим сдаться в плен врагу…» 10 .
      Конечно, неразбериха начальных месяцев войны, непомерные потери советских войск в боях на Смоленщине, неравенство в соотношении сил с противником, практическое отсутствие связи с окружёнными группировками стали истинными причинами столь низкого уровня информированности Ставки о состоянии дел в соединениях, отрезанных от основных армейских частей. Если уж о судьбе советских генералов, погибших на рославльской земле, было известно так мало, что одного из них в течение двух лет считали предателем (со всеми вытекающими для его родных жестокими последствиями в форме репрессий), а другого тридцать лет - пропавшим без вести, то что же говорить о тысячах убитых солдат и офицеров, похороненных и не похороненных до сих пор в лесах под Рославлем на смоленском, московском, брянском и белорусском направлениях!
      Лишь в сентябре 1943 г., после освобождения Смоленской области от фашистских оккупантов, стали проясняться истинные обстоятельства гибели В.Я. Качалова. Нашлись свидетели из числа жителей деревни Старинки, подтвердившие, что из подбитого танка было извлечено тело уже мёртвого генерала, по приказу немцев похороненное в отдельной могиле на краю поля. Рядом с ней находилось ещё одно - братское - захоронение павших бойцов. В послевоенные годы специальная комиссия занималась эксгумацией и идентификацией останков командарма, в 1954 г. перезахороненного в посёлке Стодолище. Здесь на могиле был установлен памятник погибшему генералу. Его именем но традиции советского времени назвали совхоз («Качаловский»), на землях которого в 1941 г. происходили бои.
      В экспозиции и фондах Рославльского историко-художественного музея вплоть до середины 1990-х годов мемориальные материалы о прославленном генерале - защитнике города исчерпывались несколькими фотографиями с изображением В.Я. Качалова в период гражданской войны, предвоенными снимками, немногими и очень скупыми архивными справками, а также воспоминаниями ветеранов 28-й армии. И лишь с 1995 г. положение изменилось к лучшему: началось плодотворное и взаимообогащающее сотрудничество с поисковым отрядом «Память» под руководством И.А. Жарынцева.
      С 1991 г. поисковики каждый полевой сезон проводили раскопки на местах боёв 28-й армии. Благодаря их усилиям и энтузиазму были подняты останки нескольких сотен бойцов, обнаружены солдатские медальоны с чудом сохранившимися вкладышами, найдено разнообразное воинское снаряжение и вооружение как советского, так и германского производства. В заслугу поисковому отряду и лично И.А. Жарынцеву следует поставить организацию (совместно с сотрудниками военкомата и районной администрацией) захоронения в 1996 г. у деревни Доротовка шестидесяти урн с прахом бойцов качаловской армии, погибших в период Смоленского сражения.
      Настоящей сенсацией стало обнаружение в 1994 г. на месте первоначального захоронения В.Я. Качалова полуистлевшей петлицы кителя с тремя окислившимися металлическими звёздочками, соответствовавшими званию генерал-лейтенанта. С большой степенью вероятности можно предположить, что она принадлежала именно погибшему в этих местах командарму. О разыгравшейся здесь когда-то трагедии маршал Г.К. Жуков в своих послевоенных, тщательно отредактированных и профессионально обработанных мемуарах написал совсем иначе, чем в жестоком 1941 г.: «Группа В.Я. Качалова оказалась в тяжелом положении, не многим удалось отойти и соединиться со своими. В этих сражениях пал смертью героя командующий группой генерал В.Я. Качалов» 11 .     

Петлица, найденная в 1994 г. поисковым отрядом «Память» у д. Старинка Рославльского района Смоленской области на месте гибели В.Я. Качалова. Фото С. Дубовского

Бурков Василий Герасимович (17.04.1901, с. Кураково в Татарии -13.12.1957, г. Ленинград). Добровольцем участвовал в боях гражданской вой¬ны, в 1920-1922 гг. - комиссар, в 1922-1923 гг. - командир бронепоезда. В 1925 г. по окончании артиллерийских курсов усовершенствования командного состава - командир дивизиона бронепоездов в Витебске. В 1930-1933 гг. - командир учебного танкового полка в Ленинграде, 1933-1936 гг. - зам. нач. автобронетанкового управления в Хабаровске, в 1940 г. в Среднеазиатском Военном округе руководил формированием 9-й (впоследствии 104-й) отдельной танковой дивизии. С июля 1941 г. 104-я танковая дивизия участвовала в Смоленском сражении, под Рославлем, понеся большие потери, сумела прорваться из кольца окружения благодаря личному мужеству командира дивизии, получившего тяжелое ранение 4 августа в бою у д. Старинки. В ноябре 1941 г. назначен начальником командного факультета Московской Военной академии механизации и моторизации, эвакуированной в Ташкент. С апреля 1942 г. - командир 10-го танкового корпуса, с 1942 - генерал-майор, с 1943 - генерал-лейтенант, участник Курской битвы. После тяжелого ранения под Прохоровкой назначен начальником Ленинградской военной бронетанковой школы. Награждён орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, многими медалями, югославским орденом «Партизанская Звезда».
Понеделин Павел Григорьевич (17.03.1893, д. Парниково, ныне Ивановской обл. - 25.08.1950), советский военный деятель, генерал-майор (1940). Участник Первой мировой воины. В 1915 г. окончил Московскую школу прапорщиков. В Красной Армии - с 1918 г. В период гражданской войны командовал полком и бригадой. В 1926 г. окончил Военную академию им. Фрунзе, затем адъюнктуру. В советско-финской войне 1939-1940 гг. командовал стрелковой дивизией. С марта но август 1941 г. - командующий 12-й армией. 7 августа 1941 г. под г. Уманью попал в немецкий плен, в котором находился до декабря 1945 г. 13.10.1941 г. Военной коллегией Верховного Суда СССР заочно осуждён к расстрелу. Освобождён из плена американскими войсками и передай советской военной миссии во Франции. По возвращении из плена находился в тюрьме и по приговору 25.08.1950 г. был расстрелян. Реабилитирован Военной коллегией Верховного Суда СССР 29.02.1956 г. Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, медалью «XX лет РККА».
Кириллов Николай Кузьмич (30.11.1897, г. Саратов - 25.08.1950), совет¬ский военный деятель, генерал-майор. С 1916 г. участник Первой мировой воины. С февраля 1920 г. - в Красной Армии, командовал ротой и взводом в период гражданской войны. В 1930-е гг. - командир стрелкового полка, позднее - дивизии. В начале Великой Отечественной войны командовал 13-м стрелковым корпусом. В августе 1941 г. попал в плен. 13.10.1941 г. Военной коллегией Верховного Суда СССР заочно осуждён к расстрелу. В апреле 1945 г. освобождён союзниками из плена. По возвращении в СССР был арестован, находился в тюрьме. 25.08.1950 г. приговорён к расстрелу. Реабилитирован 29.02.1956 г. Награждён орденом Красной Звезды.

«Архив наследия – 2002», Москва, 2004, стр. 237-244.

Примечания:

1 Качалов Владимир Яковлевич (27.07.1890, с. Городище близ Царицына - 4.08.1941, у д. Старинка Рославльского р-на Смоленской обл.), советский военачальник, генерал-лейтенант. Участник Первой мировой (в 1916 г. окончил школу прапорщиков) и гражданской войн. С 1918 г. - в Красной армии (добровольно). Занимал должности начальника кавалерийской дивизии и полевого штаба 2-й Конной Армии. В 1928 г. окончил курсы «Выстрел», в 1935 - Военную академию им. М.В. Фрунзе. В 1938-1941 гг. командовал войсками Северо-Кавказского и Архангельского военных округов. В июне-августе 1941 г. - командующий 28-й армией, участвовавшей в Смоленском сражении. Погиб в бою 4 августа 1941 г. Награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I ст. (посмертно), медалью «XX лет РККА».
2 Скрытая правда войны: 1941 год. М., 1992. С.255.
3 Резервный фронт образован 30 июля 1941 г. на базе Фронта резервных армий и Фронта Можайской линии обороны. 12 октября 1941 г. объединен с Западным фронтом в единый Западный фронт.
4 22 июня 1941 г. Западный Особый военный округ преобразован в Западный фронт.
5 Фронт резервных армий образован 14 июля 1941 г., упразднён 25 июля того же года.
6 Боевые действия 104-й отдельной танковой дивизии в Смоленском сражении (июль-август 1941г.) / Сост. Л.С. Давидеико, В.В. Бурков (Машинопись) //РИХМ. ВФ. Ед. хр. 38.
7 Трубач А.И. Боевой путь 145-й Витебской Краснознамённой стрелковой Дивизии. 1995 // РИХМ. ВФ. Ед. хр. 3608. Л. 12.
8 Гудериан Г. Воспоминания солдата. Смоленск, 1998. С.252.
9 Егоров Павел Григорьевич (1.03.1896, г. Таруса, ныне Калужской обл. - 08.1941, д. Утехово Рославльского р-на Смоленской обл.), советский военачальник, генерал-майор (1940). Участник Первой мировой и гражданской войн. В Красной Армии с 1918 г. Окончил военную академию им. Фрунзе в 1925 г. В период 1925-1940 гг. служил начальником учебной части, помощником начальника, заместителем начальника учебной объединённой школы им. Ленина, начальником повторных курсов, помощником начальника отдела, помощником начальника управления в Генеральном штабе, командиром дивизии, начальником штаба Архангельского Военного округа. В июне-августе 1941 г. - начальник штаба 28-й армии. Погиб при выходе из окружения под г. Рославлем в августе 1941 г. До 1971 г. считался пропавшим без вести 4.08.1941 г. Награждён орденом Красного Знамени, медалью «XX лет РККА», почётным оружием.
10 Скрытая правда ... С.256.
11 Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Т.2. М., 1983. С.56.