В. Засульская,
до выхода на пенсию - преподаватель
немецкого и русского языка школы № 5.
"Рославльская Правда", 2004 г., № 86-87, стр. 2.
 
Протоиерей Всеволод Корицкий
 
      Прочитав статью «Вознесенская церковь» иеромонаха Рафаила («РП» №№ 4-5), я решила восполнить пробелы в истории нашего города и храма. Для этого я внучка митрофорного протоиерея Всеволода Михайловича Корицкого, благочинного Рославльского округа с 1944 по 1953 гг. использовала записи из его дневника.
      Всеволод Михайлович Корицкий родился с городе Стародубе бывшей Черниговской губернии (ныне - Брянская область) в семье священника в 1864 году. В 1884 году закончил Черниговскую духовную семинарию и через год был рукоположен в сан священника.
      В Рославль отец Всеволод переехал в 1930 году и жил, как инвалид, на иждивении детей. К этому времени он имел большой послужной список, был награжден многими церковными наградами и орденами Святой Анны 2-й и 3-й степеней.
      Во время оккупации города по инициативе отца Всеволода 1 сентября 1941 года Вознесенская церковь была открыта для богослужений, и он был избран прихожанами на должность священника. Мой дедушка пытался отыскать исторические сведения об этом храме. К сожалению, «никаких данных письменного характера не было: так как церковь была кладбищенской, никаких документов не велось. Но если все же они и были когда-то, то после неоднократных ужаснейших катастроф - разграбление церковного имущества, многократные угрозы закрытия и превращение в склады различного рода - все это исчезло».
      В дневнике лишь те сведения, что и в данной статье, - устные воспоминания прихожан.
      Став настоятелем Вознесенской церкви, протоиерей Всеволод начал с восстановления храма: организовал сбор икон, находившихся в собственности прихожан или спасенных ими при разграблении, обустраивал по возможности внутренние помещения.
      С первых дней открытия церкви обратился с призывом к верующим организовать сбор продовольствия для советских военнопленных, чтобы спасти их от голодной смерти.
      В то время большинство взрослых, подростков и детей были некрещеными. К церкви потянулись жители города и окрестных деревень. В те страшные дни многие из бывших безбожников обратились к вере своих предков, считая спасением принять крещение и обрести тем самым Божью благодать.
      Крестьяне приносили хлеб, картофельные лепешки и оладьи - что могли, но от чистого сердца. Все это собиралось и незамедлительно переправлялось в лагерь военнопленных, который находился на территории нынешнего 12-го микрорайона, где сейчас стоит городская больница. Благодаря этому удалось спасти многих наших солдат от голодной смерти.
      При возможности отец Всеволод также вызволял военнопленных под личное поручительство. Многие из спасенных шли в «примаки» и трудились в сельском хозяйстве, впоследствии некоторые даже связывались с партизанами.
      Сам отец Всеволод был человеком очень скромным и никогда не бахвалился своими заслугами перед советской властью, считая такое поведение естественным для христианина. После смерти Сталина, когда многие были реабилитированы, эти люди, приезжая в Рославль, приходили к нему, чтобы выразить свою признательность и глубокое уважение за все, что было для них сделано. Были и письма с благодарностью, но приходили они уже после смерти священника, и поэтому не сохранились. С одним из таких людей мне довелось встретиться в 1991 году.
      Но вернусь к записям о состоянии Вознесенского храма и кладбища. Ко времени открытия церкви в 1941 году кладбище было обнесено каменной оградой, были большие ворота с железными створами. Возле них - сторожка, тоже каменная, сейчас там церковная библиотека.
      На кладбище росла березовая роща, превратившаяся в парк. Громадные старые деревья давали много тени, так что даже в самый солнечный день там царил полумрак. Почти на всех могилах стояли добротные железные кресты, было много хороших дорогих каменных надгробий.
      Но в 1942 году деревья были вырублены немецкими интервентами, а сторожка использовалась как мастерская для ремонта автомашин. Протоиерей Всеволод неоднократно обращался в немецкую комендатуру с просьбой прекратить вырубку кладбищенских деревьев, но тщетно. Зима в тот год была суровой, а подвоза дров из деревень не было, так как немцы отбирали привозимое топливо для себя.
      Сначала жители города разбирали уцелевшие от пожара бесхозные дома, а затем от безысходности стали рубить и деревья между могилами. В результате к началу 1943 года на кладбище не осталось не только растительности, но даже деревянных крестов.
      «При рубке громадные деревья, - вспоминает настоятель Вознесенской церкви, - падая, разбивали и опрокидывали памятники, гнули и ломали железные кресты, решетки, и привели кладбище в самый жалкий вид».
      Весной 1943 года церковный приход произвел посадку молодых деревьев вместо вырубленных. Из 200 саженцев прижилось около 75%. К 1953 году они стали уже большими деревьями, а от корней лип пошла молодая поросль, березы начали разрастаться. В 1948 г. горкомхоз провел вторую посадку саженцев. Так постепенно кладбище превратилось в тенистый старинный парк.
      После освобождения города в сентябре 1943 года была создана специальная комиссия по расследованию фактов фашистских преступлений. В состав этой комиссии вошел и настоятель Вознесенской церкви отец Всеволод. Он присутствовал при вскрытии братских могил и подписал протокол, а затем отслужил панихиду. На этой траурной церемонии присутствовало много людей из города и ближайших деревень.
      В своих записках протоиерей Всеволод вспоминает о том страшном времени. Как правило, ночью в этой части кладбища проводились массовые убийства путем расстрела и в машинах-душегубках, а затем братские захоронения. Вокруг стояли немецкие часовые, чтобы не допустить никого к месту казни, поэтому свидетелей этих преступлений не было. Но иногда, стоя возле церкви, можно было слышать крики и стенания убиваемых.
      В 1944 году Вознесенский храм был принят в ведение отдела по делам архитектуры при Смоленском облисполкоме. Инспектор этого отдела Чулаковская приняла здание и имущество храма по описи и затем сдала все это по особому договору в бесплатное пользование религиозной общине в лице настоятеля церкви и церковного старосты.
      Согласно договору община принимала на себя обязанности содержать здание церкви внутри и снаружи в полном порядке, то есть производить за свой счет ремонт - очередной и текущий. Практически это означало, что через каждые три года белили стены, красили крышу и проводили другие необходимые работы, используя финансовые средства специального ремонтного фонда, который пополнялся за счет добровольных пожертвований прихожан.
      К 1951 году были обновлены крыши храма и колокольня, заменены все старые деревянные части здания, реставрированы карнизы, дважды проведена покраска масляной краской. После этого проштукатурили всю церковь и колокольню снаружи, а на западном входе сделали новое цементное крыльцо.
      В 1953 году предстоял внутренний ремонт храма, но денег на это не осталось. Учитывая большие налоги и слишком малые средства от верующих, собрать нужную сумму, к сожалению, не удалось.
      В марте 1953 года настоятель церкви занемог и по состоянию здоровья ушел за штат. Умер он 18 февраля 1954 года. После отца Всеволода настоятелем Вознесенского храма был назначен протоиерей Анатолий (Шанин), который соборовал и совершил весь обряд погребения моего дедушки.
      Мне очень хочется, чтобы светлая и благодарная память об этом достойном человеке осталась в сердцах моих земляков.