Махотин Б. А. "К живым истокам", Смоленск, 1989 г.
 
Далекое и близкое в названиях городов.
 
      Каждый город с чего-то начинается. В Древней Руси его началом мог быть обнесенный частоколом участок земли, на котором первопоселенцам обеспечивалась определенная безопасность от нападения враждебных племен, а также диких зверей. Дошедшие до наших дней летописные строки «рубить город» как нельзя лучше подтверждают ту мысль, что наши далекие предки в понятие город вкладывали конкретное содержание - «огороженное место, ограда».
     На территории Смоленщины при возведении городов использовался подручный материал - бревна, главным образом дубовые. Прочность и долговечность деревянному укреплению придавала земля, уложенная между двумя рядами частокола, а надежность в обороне - удачно выбранное положение на местности (высокий холм, крутой берег реки, та или иная водная преграда).
     Со временем интенсивного заселения и освоения Смоленщины восточнославянскими племенами совпало и появление на ее территории весьма многочисленных укрепленных поселений - городов. Не случайно скандинавские (варяжские) купцы и дружинники, побывавшие в здешних краях, назвали впервые увиденную ими землю Гордарикой - «страной городов».
     Наследниками былой Гордарики стало многочисленное семейство сельских населенных пунктов, ныне именуемых Городцами и Городищами, Городками и Городнями (Городнами) - свыше 60 названий. Еще большее их число разбросано по всей области в виде археологических памятников - городищ.
     В связи с дроблением Киевской Руси на удельные княжества прежнее понятие города постепенно стало стираться. Не ограда или ограждение давало право городу быть таковым, а его административные функции при том или ином князе. В дальнейшем появились города в качестве уездных или губернских центров (штатных городов). В настоящее время в нашей стране к городам относятся те населенные пункты, в которых число жителей достигло 12 тысяч человек. При этом к собственному имени населенного пункта добавляется номенклатурный термин город.
     Города Смоленщины концентрируют ныне свыше 60 процентов населения области, огромные материальные и духовные ценности. Носителями духовных ценностей являются названия самих городов, а внутри их - названия улиц, площадей, парков, скверов, а также отдельных памятников природы и истории города.
     Рассмотрим названия городов Смоленщины в хронологическом порядке - от самых первых упоминаний о них в древнейших летописях до современных документальных подтверждений о рождении нового города.
     В ряду самых древних городов стоит Смоленск (IX в.), за ним следуют Рославль, Дорогобуж и Ельня (XII в.), Вязьма и Духовщина (XIII в.), Велиж и Рудня (XIV в.), Поречье (Демидов), Гжатск (Гагарин) (XV в.) и Сычевка (XVIII в.). Относительно молодыми считаются Сафонове, Починок и Ярцево, которые, будучи сельскими поселениями, впервые упоминаются во второй половине XIX века. Починок и Ярцево городами стали в 1926 году, а Сафонове статуса города было удостоено только в 1952 году. И самым молодым городом Смоленщины в ближайшие годы станет Десногорск, численность населения которого уже сейчас приблизилась к городскому. А по названию он уже и сейчас «город на Десне».

Смоленск

      В памятниках истории и культуры, в камне и бронзе, в тех «семи холмах», на которых Смоленск стоит, в самом названии города есть что-то неповторимое, самобытное.
      Когда в светлое время суток, особенно при восходе солнца, подъезжаешь к городу с востока, первое, что открывается взору,- «ожерелье» крепостной стены с ее могучими, точно былинные богатыри, башнями. Выдающееся военно-оборонительное и архитектурное сооружение Московского государства конца XVI - начала XVII века, воздвигнутое под руководством и при непосредственном участии зодчего Федора Коня, стена поражает грандиозностью и величием.
      За крепостной стеной, простирающейся вдоль низменного левого берега Днепра, четко выступают контуры взметнувшегося ввысь златоглавого собора Успения Богородицы. Собор привлекает не только великолепием и строгостью архитектурных форм, но и своим положением на месте овеянного легендарными событиями Соборного холма.
      А вот и современный железнодорожный вокзал - архитектурный памятник послевоенных лет. Нельзя не отметить, как своими внешними чертами он перекликается со старинными башнями крепости.
      Да, смоляне строят свой город, заботясь о его прошлой и будущей красоте. Поэтому он древний и молодой. Если пройдешься по улицам и площадям Смоленска, то убедишься, как тесно переплелось в нем старое и новое. Возведенная в наше время Смоленская телевизионная вышка соседствует со старинным садом Блонье (ныне сад имени М. И. Глинки). Рядом с современным стадионом «Спартак» - Королевский бастион начала XVII века с воздвигнутым на нем памятником Софийскому полку по случаю 100-летней годовщины со дня его героического подвига при защите Смоленска от французских войск 4-5 августа 1812 года. Возле нового здания Дома офицеров Советской Армии находятся Никольские ворота с одноименной башней, в которой разместился междугородный телефонный пункт. В расположенном вдоль крепостной стены сквере Памяти героев, у Вечного огня, захоронены защитники Родины, павшие в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Здесь же на территории сквера возвышается знаменитый памятник с орлами, воздвигнутый в честь героических русских армий, сражавшихся против Наполеона в 1812 году.
      Археологические находки свидетельствуют, что на месте нынешнего Смоленска уже 2 тысячи лет назад жили люди, которые умели плавить железо и изготовлять из него орудия труда, предметы домашнего быта. Однако письменное упоминание о городе относится к более позднему периоду - второй половине IX века. Его мы находим в Устюжском летописном своде. В нем рассказывается о том, как в 863 году дружина новгородского князя Игоря под водительством Аскольда и Дира, плывя вниз по Днепру на Царьград, не осмелилась «явистася к Смоленьску, зане град велик и мног людьми» . С того памятного события и ведется летосчисление города, имя которого - Смоленск.
      Существует несколько версий о происхождении названия города. Остановимся на двух из них, заслуживающих, на наш взгляд, наибольшего внимания.
      Первая и, пожалуй, самая правдоподобная версия основывается на том, что жители города, расположенного на оживленном речном пути «из варяг в греки», занимались смолокурением. Основной продукт смолокурения - смола - шел на смоление лодок с целью придать им большую прочность, сохранить от рассыхания и гниения. Строительству лодок и тесно связанному с ним производству смолы благоприятствовали подступавшие к городу сосновые леса. Люди, проживавшие в местности, где основным продуктом производства была смола, получили коллективное прозвищное имя — смоляне, а их основной центр поселения стал именоваться Смоленском. Подобного рода профессиональные группы людей размещались и в других местах, прилегающих к Смоленску. Свидетельством тому могут служить названия таких селений, как Смоляки, Смоляны, Смолково, Смолка, Смолики, Смоли.
      Совсем недавно появилась совершенно новая трактовка происхождения названия города. Согласно ей в основе лежит широко распространенный в славянских странах географический термин смол(ь) со смысловым значением «вид почвы, черная, болотистая земля». В данном случае название города ассоциируется с сельскохозяйственным уклоном занятий местных жителей - обработкой богатых перегноем почв и производством продуктов земледелия.
      При внимательном анализе различных версий о происхождении названия города нетрудно выделить в них общую предполагаемую корневую основу -смол-. Она сохраняется в коллективном профессиональном прозвании - смоляне. В связи с этим рождение названия города логично рассматривать в такой последовательности: смола - смоляне - Смоленск. В дословном переводе Смоленск будет означать «город смолян».
      Важные страницы в истории Смоленска раскрываются в названиях улиц, площадей и всех тех объектов, которые, являясь неотъемлемой частью современного города, представляют собой его топонимию.
      Для Смоленска и его окрестностей характерно абсолютное преобладание названий с русской (славянской) смысловой основой, что свидетельствует о длительном и устойчивом характере заселения и освоения здешних мест ближайшими предками смолян - кривичами. В хронологическом порядке эти названия подразделяются на целый ряд групп или пластов - от древних до современных.
      Письменные источники донесли до нас самое древнее название внутри города - Смядынь, урочище, впервые упоминаемое в 1015 году. В то далекое время существовала одноименная речка с вдающейся в ее устье Смядынской бухтой, служившей удобной пристанью для речных торговых судов.
      В топонимии Смоленска Смядынь выделяется не только исключительной древностью своего названия, но и загадочностью этимологии. Первую попытку объяснения сделал смоленский историк Н. В. Андреев, сблизив Смядынь с названием речки Смердеч . В данном случае этимология обоих названий восходит к древнерусскому слову смердячий в значении «сильно или остро пахнущий». Воздух, пропитанный смрадным запахом смолокурен и насмоленных лодок,- вот та объективная реальность, которая, по всей видимости, и отразилась в названии Смядыни.
      На территории Смядыни в 1145 году был воздвигнут один из самых ранних на Смоленщине каменных монастырей - Борисоглебский, названный в честь причисленных к лику святых князей Бориса и Глеба. Широкой известностью среди местных жителей пользовался расположенный на его территории колодец. За обилие и первозданную чистоту воды, прошедшей много раз обряд освящения, он именовался не иначе как «святым».
      Недалеко от монастыря, на высоком придолинном склоне, обращенном к Днепру, в 1191-1194 годах была построена церковь Михаила Архангела, получившая впоследствии имя Свирская. Название Свирской церкви объясняется тем достоверным историческим фактом, что первые поколения смоленских князей и их дружинников были выходцами из Северской земли . Сама церковь, в которой совершал молитву князь, его семья и приближенные, приобретала в этом случае символическую окраску принадлежности северским (свирским) людям. Впоследствии имя княжеского храма перешло в название окружавших его Свирской улицы и Свирской слободы, населенных местными ремесленниками и торговцами.
      С западной стороны к Смядыни примыкала Кловка - бойкое торговое место на низменном участке левобережья Днепра. Название это восходит к праславянскому слову клав в смысловом значении «кусок дерева, бревна, спиленного пня». Вероятнее всего, такое название могло возникнуть в связи с тем, что самая важная и оживленная часть древнего торга имела деревянную мостовую, сложенную из бревен, плах и досок. Существует и второй вариант объяснения названия - от одноименной речки Кловки. Сторонник этого варианта, смоленский историк прошлого столетия С. П. Писарев, это название объясняет понятием «замыкание, запирание», поскольку речка когда-то была преграждена (выше Кловской бухты) плотиной, подпиравшей искусственное озеро (Кловское) .
      К востоку от Смядыни, по низменному берегу Днепра, простиралась Варяжская слобода с церковью Иоанна Богослова на варяжках (вражках), а за нею, вверх по течению,- Немецкая слобода. В названиях Варяжской и Немецкой слобод нашли отражение давние торговые и культурные связи смолян с народами Северной, Центральной и Западной Европы. В частности, возникновению Немецкой слободы благоприятствовал торговый договор, заключенный в 1229 году при смоленском князе Мстиславе Давыдовиче с Ригой, Готландом и немецкими городами. На территории Немецкой слободы располагались жилые дома иностранных купцов, постоялые дворы для приезжих гостей, склады с товарами и «немецкая божница» - католическая церковь, на месте которой до наших дней сохранились остатки так называемого немецкого кладбища.
      Из природных объектов Смядыни наиболее заметным был Чуриловский ручей, устье которого располагалось возле переправы через Днепр. В названии ручья прлсутствует корень чур со смысловым значением «черта, граница». Заслуживает внимания и другое объяснение этого названия - от бывшей церкви святого Кирилла (древнерусский вариант имени - Чурило).
      Второй район наиболее старых названий находился в восточной части левобережья Днепра. Воспоминания старины глубокой здесь навевают многие названия, среди которых Соборный холм. Известность пришла к нему с того времени, когда на этой вершине Владимир Мономах в 1101 году «заложил каменный собор Успенской богородицы, окончательно отделанный его внуком Ростиславом в 1137 году» . Строительство собора совпало с важной исторической вехой в жизни города - обособлением от Киева и превращением в самостоятельный центр великого княжества. Олицетворением этой вехи стало и само название собора, в котором имя великого князя приравнивалось к именам мудрых и могущественных богов. Мономахов собор и Мономахов холмл. Они существовали до 1611 года, когда старый храм был разрушен при его осаде поляками, а затем несколько десятилетий строился новый (1677-1740). Им стал Успенский собор, освященный также во имя Успенской богородицы. С этого же времени и Мономахов холм сменил свое имя, став Соборным холмом.
      Вдоль низменного левобережья к востоку простиралась пригородная слобода Рачевка, получившая свое название от одноименной речки. Само же название речки происходит от глагола рачить в значении «ловить раков». Их любители - рачники - и могли быть основателями слободы.
      На левом берегу Днепра, за Рачевкой, располагалась овеянная легендами и преданиями Молодецкая (ныне Шейновская) гора. Древнее предание гласит, что на этой горе стоял молодец, а на Девичьей горе за Днепром - девица. Они бросали друг другу камни, которые и видны в окрестностях этих гор . Возможно, истина заключена в другом объяснении названия: здесь в живописном уголке на окраине города устраивались веселые молодежные игрища и гулянья во время старинного обряда «умыкания» - добровольного согласия невест выйти замуж после их «похищения». А «похитителями» становились добрые молодцы с Молодецкой горы, похищенными - прекрасные девушки с расположенной на противоположном берегу Девичьей горы. И чтобы заслужить расположение своих избранниц, женихи должны были показать молодецкую удаль - переплыть реку и добыть себе семейное счастье.
      О событиях тысячелетней давности напоминает гора, которая служила местом поклонения главному богу восточных славян - Перуну. В образе деревянного идола восседало грозное божество в своей кумирне до тех пор, пока по велению киевского князя Владимира не произошло ее разрушение, а языческий экспонат не был сброшен в Днепр. По случаю обращения смолян-язычников в христиан на месте бывшей кумирни была построена деревянная церковь в честь Василия (такое имя было присвоено князю, носившему ранее языческое имя Владимир), и гора стала называться Васильевской. Это название просуществовало вплоть до XVII века, то есть до постройки Воскресенского монастыря и переименования горы Васильевской в Воскресенскую.
      В заднепровской части города центром сосредоточения старинных названий была территория вокруг храма Петра и Павла, построенного в 1146 году. Недалеко от него, чуть ниже по правому берегу Днепра, простиралась Рыбацкая набережная — свидетельство существовавших в прошлом вдоль побережья рыболовных угодий. С северной стороны к Петропавловскому храму примыкало княжеское охотничье угодье Тетеревники. Как говорит само название, предметом для охоты князя была ценная промысловая птица - тетерев. Существовал штат охотников, содержащих тетеревиные садки. В связи с этим не исключено, что далекое прошлое тетеревиных садков продолжает жить в названии одного из микрорайонов города - Садки.
      Западнее Тетеревников, в окружении светлых сосновых боров, со стороны расширенной днепровской поймы выделялась Серебряная гора. Она получила свое красивое имя от словно переливающей серебром речки Серебрянки.
      Своеобразный пласт топонимии сформировался в XV-XVII веках, когда Смоленск дважды подвергался длительной оккупации польско-литовскими войсками и дважды встречал своих освободителей. Условиями военного времени вызвано было появление оборонительных объектов с соответствующими названиями.
      Самым известным и примечательным из них стала Смоленская крепостная стена. Ее оборонно-стратегическое значение в свое время отметил Борис Годунов, всесильный правитель Московского государства. Ознакомившись с проектом зодчего Федора Коня, он сумел оценить не только чисто оборонное значение, но и архитектурную красоту творения, какого не увидеть «во всей поднебесной» и которое можно считать «ожерельем всей Руси православной на зависть врагам и гордость Московского государства» . Своим присутствием при закладке крепости Годунов выразил волю смолян и всей страны надежно защищаться от иностранного порабощения. Поэтому не случайно Смоленская крепостная стена, построенная во времена его правления, стала называться Годуновской.
      Зодчий Федор Конь, сын каменных дел мастера Болдинского монастыря Дорогобужского уезда Смоленской губернии, сумел придать строительству стены народный характер, чем и вызвал другое название - стена Федора Коня.
      Не одно столетие прошло с тех пор, как во всей мощи и красоте предстала Смоленская крепостная стена. За этот период не единожды сдерживала она нашествия иноземных завоевателей и подвергалась варварским разрушениям. Девять ее башен было взорвано при отступлении Наполеона из России в 1812 году. К настоящему времени от прежней стены в 6,5 километра осталась ее меньшая часть, а из 38 башен, известных по описи 1609 года, существуют только 17. Но все то, что сохранилось, волнует воображение, придает городу неповторимую индивидуальность. В этом отношении для Смоленска крепостная стена играет примерно такую же роль, что и Эйфелева башня для Парижа, Акрополь для Афин или Колизей для Рима.
      Особую привлекательность городской стене придают ее крепостные башни со своеобразными названиями. Если начать обход из городского парка культуры и отдыха в сторону улицы Дзержинского, то по юго-западной стороне стены следуют башни: Копытенская, Бублейка, Громовая; по южной - Донец и Маховая; по юго-восточной - Никольская (Еленевская), Зимбулка, Долгачевская (Шембелева), Воронина, Заалтарская (Белуха) и Авраамиевская; с восточной - Орел (Городецкая), Позднякова и Веселуха (Лучинская); по северной - Костыревская (Красная, Пороховая), Волкова (Стрелка) и Воскресенская (Водяная). Обращает на себя внимание зависимость названий башен от былого практического назначения, топографической привязки к известным зданиям, проезжим дорогам, речным долинам, городищам. Многие имеют двойные и даже тройные названия, в том числе по фамилиям и прозвищам людей, а также по образным сравнениям с другими предметами и их признаками.
      Так, например, через боковые ворота большой четырехугольной башни Копытенской, стуча копытами по мостовой, выходил выгоняемый ранним утром на пастбище и возвращался поздним вечером домашний скот. Еленевская башня (позднее по имени ближайшей церкви она стала называться Никольской) имела прямой выход на Ельнинскую дорогу.
      Некоторые башни использовались как сигнальные опорные точки. Бублейка свое название получила от того, что при приближении врага с нее подавались шумовые или звуковые сигналы (били в бубны, то есть барабанили). В минуты опасности на башне Маховой рождались сигналы зрительного восприятия: днем махали какими-либо хорошо видимыми предметами, в ночное время сигналили огнями.
      Практическое назначение с хозяйственным уклоном имели башни Водяная и Пороховая. В период польско-литовской интервенции Водяная башня была своеобразной «отдушиной» по забору воды из Днепра через специально прорытый ров. Современное название она получила позже - от Воскресенской горы и церкви. В подвальной части башни, получившей название Пороховой, когда-то хранился порох. Два других названия - Костыревская и Красная - у этой башни возникли по ассоциации цвета: она сложена из красного кирпича и действительно сравнима с цветом костра.
      Одна из башен - Донец - служила местом размещения стрельцов, среди которых немало было выходцев из донских казаков. Постоянным местожительством казаков с Дона служила улица при спуске к Пятницкому ручью - Донщина, просуществовавшая до 1812 года, когда в пожарах войны сгорело 20 ее домов. О прочных связях смолян с «донцами», принимавшими активное участие в обороне крепости, свидетельствует и то, что в одной из башен (Воскресенской) размещалась церковь, освященная во имя Тихона Задонского. Примерно ко второй половине XVII века относится и расселение донских казаков в заднепровской части города, где возле Петропавловской церкви появилась своя Донщина.
      В названиях башен Стрелка (Волкова) и Лучинская (Веселуха) отчетливо выступает топографическая привязка их к речной долине Днепра, где они построены. Та часть долины, для которой характерно прямолинейное ее расположение, благоприятствующее хорошему обзору, дала название башне Стрелке. А то место, где река делает крупную излучину, подсказало название башни Лучинской. Вторые наименования этих башен говорят или о фамильном происхождении названия (башня Волкова), или о том, что башня была расположена на месте отдыха горожан на лоне красивой природы (Веселуха).
      Некоторые из башен имеют названия культового происхождения: Авраамиевская - от монастыря, основанного преподобным Авраамием, Заалтарная - оттого, что стояла за алтарем бывшей деревянной церкви.
      Из башен, названия которых образованы от фамилий конкретных исторических личностей, наиболее известна Шембелева башня. Генерал Шембель, вернувшись в Смоленск после изгнания французов, передал горожанам надвратную икону Богоматери .
      Весьма спорное смысловое значение у башни Зимбулки. Допустима версия о существовании прозвищного имени Зимбулка, от которого и произошло название малой четырехугольной башни.
      И наконец, существуют названия-метафоры, олицетворяющие грозные силы природы. Таково наименование башни Громовой, угрожающе выдвинутой впереди стены и позволявшей вести круговой обстрел из всех орудий четырехъярусного расположения. Своей мощью башня была грому подобна, чем и заслужила название.
      Башня Орел расположена на самом высоком, с хорошим обзором месте, а потому и получила название зоркой и могучей птицы.
      Ныне не сохранились, но были интересными башни Днепровская и Молоховская. Они располагались на противоположных сторонах крепостной стены, соответственно контролируя главный магистральный путь, проходивший через укрепленный центр. Днепровской надвратной башне ставилась наиболее сложная и ответственная задача - оборона того участка крепостной стены, который прикрывал самую густонаселенную и деловую часть города со стороны старого Днепровского моста. Здесь был сосредоточен основной узел сопротивления врагу на узкой низменной полосе днепровского левобережья. Значительно позже, когда оборонное назначение стены потеряло свою первоначальную силу, на месте Днепровской надвратной башни в 1793-1814 годах была построена Богоматеринская надвратная церковь. В настоящее время здесь, в здании, возведенном на цокольном основании церкви, размещается Смоленский областной театр кукол.
      В названии другой надвратной башни, Молоховской, отразилось направление пути в Молоховский стан Смоленского уезда. Смысловое же значение названия стана раскрывается в тесной связи с одноименным населенным пунктом, возле которого на речке Молохве располагались водяные мельницы для помола зерна. Отсюда понятно происхождение самого наименования от исходного слова молох - «молоть, перетирать, крушить».
      Интересно название Грановитой башни: в Нем отражены особенности ее форм, заключающиеся в сочетании плоскостей и углов (граней) и расположение башни на грани (границе) поворота стены с юга на юго-восток. С этой башней связаны героические усилия русских вернуть родной Смоленск его законному владельцу - Московскому государству. На ее взрыв вынуждено было пойти русское воинство, дабы вырвать свой город из рук врага.
      При осмотре Смоленской крепостной стены обращают на себя внимание земляные насыпи, расположенные между отдельными ее участками. Одна из них примыкает с запада к городскому парку культуры и отдыха, другая расположена в парке Пионеров возле кинотеатра «Октябрь». Это бастионы Королевский и Шеинов. Первый из них воздвигнут с внутренней стороны на том участке крепостной стены, где польские саперы вели подкоп, а в ноябре 1610 года с помощью взрыва проделали пролом. Ответом на действия противника явилась мужественная оборона города смолянами. Но силы были неравными. Польским войскам Сигизмунда III, несмотря на упорное сопротивление небольшой горстки оставшихся в живых храбрецов, удалось захватить город. Готовясь к ответным действиям со стороны московских войск, поляки еще более укрепили земляную насыпь, придав ей современную форму. С тех пор бывшее укрепление в виде земляного сооружения носит название Королевский вал (бастион).
      Шеинов бастион появился в разгар русско-польской войны 1632-1634 годов. На этот раз не польские, а русские воины под водительством М. Б. Шеина осаждали крепостную стену. Осуществив подкоп, они произвели взрыв части стены вместе с Грановитой башней, но захватить город не смогли, так как королевское войско сумело укрепить проходивший перед стеной внутри города старый земляной вал и отстоять его. Только через 20 лет после этого, в 1654 году, истинно русский город был окончательно освобожден. Земляной вал навечно вписался в историю города под именем Шеинова бастиона. После освобождения Смоленска бастион неоднократно обновлялся, в том числе при Петре I.
      Из земляных объектов примечательна остаточная насыпь бывшей, старой стены, за внешней чертой которой в свое время прошла стена Федора Коня. Это тот самый Земляной вал, вошедший в историю в связи с борьбой за освобождение Смоленска из-под власти Литвы, которое произошло в 1514 году. На боковом срезе этого вала установлен памятный знак.
      В центральной части города, ограниченной поясом крепостной стены, сформировался своеобразный пласт старинных названий улиц, площадей, парков, торгов и других объектов.
      Из старинных названий улиц особого внимания заслуживают Молоховская (ранее она именовалась Большой Годуновской), Родницкая (позднее Резницкая) и Блонная.
      Название первой имеет непосредственную связь с Молоховской надвратной башней крепостной стены, а также одноименной площадью, располагавшейся за пределами былых укреплений.
      Родницкая улица располагалась вдоль одноименного оврага. Еще в XVI веке ее жители пользовались водообильным источником - родником Богатырским, а сама улица получила от него свое название. В дальнейшем появилось близкое по созвучию название - Резницкая. Народная легенда связывает его с резней, происшедшей между польскими и русскими войсками на расположенной по склонам оврага улице. Существует и другое объяснение - от занятия жителей улицы, специализировавшихся на забое (резке) скота.
      Блонная улица - одна из немногих, название которой уникально в лингвистическом отношении, потому что в нем запечатлен редкий географический термин болонь со смысловым значением «ровная площадка, открытое пространство, являющееся предместьем города или села». Действительно, то место, где когда-то располагалась Блонная улица, выходило за пределы деревянной (земляной) крепости. С течением времени оно оказалось в черте городской стены. И теперь о его прошлом напоминает название городского сада Блонье. Сейчас в ряде районов области, например Монастырщинском, термин блонь сохраняется только в значении «мокрый, пойменный луг».
      Оживление хозяйственной деятельности города, последовавшее вслед за его окончательным освобождением от польско-литовского владычества (1654 г.), раздвинуло границы его топонимии. Не только в стенах крепости, но и за ее пределами возникли новые улицы, торговые места и целые микрорайоны с названиями, отражающими профессиональные, социальные и национальные признаки населения. Так, на левобережной части Днепра, примыкавшей к Мономахову холму, простиралась Армянская улица. На ней располагались лавки, кустарные мастерские, среди владельцев которых была значительная прослойка армян и лиц других этнических групп, прибывших преимущественно с Кавказа. Еще выше, в сторону Молоховских ворот, располагалась Сенная площадь, на которой, как подсказывает название, торговали сеном.
      По окраинам, перешагнувшим границы крепостной стены, селился простой городской люд. Поселения, состоявшие из разных улиц, объединялись в концы, концы - в целые пригороды. Одним из наиболее значительных и густонаселенных концов считался Пятницкий, располагавшийся западнее Пятницкой надвратной башни. Исторические документы свидетельствуют, что название конца и башни произошло от ранее существовавшей церкви Пятницы на Малом торгу . Второй конец города - Крылошевский (Крылошанский) - простирался на восточной части левобережья до самой речки Рачевки. В названии этого конца и примыкавшей к его западной окраине бывшей одноименной башни с проездными воротами отражен реальный фактор - наличие среди местного населения значительной прослойки священнослужителей - клириков. Следовательно, не крыло птицы, а священный сан лежит в основе вышеназванного топонима.
      Жители, занимавшиеся перевозкой почты и грузов, назывались соответственно ямщиками и везовниками. По роду занятий и социальному положению они сближались между собой, образуя совместное поселение в правобережной части города - Ямщина. Селились они и по берегам соседней речки Вязовеньки, что, возможно, послужило причиной ее названия - от слов «везу, везти».
      Надежность обороны города во многом зависела от постоянного присутствия в нем служилого воинского сословия. Поселение донских казаков, несших охранную службу в самом городе и на западных границах страны, было названо Донщиной. На южной окраине левобережной части Смоленска, где население состояло преимущественно из стрельцов, возникла Стрелецкая слобода.
      В период с XVIII века и до Октябрьской революции сформировался сравнительно молодой пласт городской топонимии, в котором отчетливо зазвучали христианские мотивы в названиях многих улиц, холмов, гор. Это было вызвано появлением в городе большого числа православных церквей и монастырей с характерным их положением на возвышенных местах. Типичными стали такие названия улиц, как Авраамиевская, Большая Благовещенская (бывш. Молоховская), Большая и Малая Вознесенские, Георгиевская, Духовская, Ильинская, Большая и Малая Казанские, Никольская, Одигитриевская, Покровская, Спасская и ряд других. С ними перекликались и названия гор - Вознесенская, Воскресенская, Казанская, Покровская, Тихвинская и проч. Христианская основа проявилась также в названиях улиц Костельная (от польского костела) и Кирочная (от немецкой кирхи).
      В целом ряде названий отразился сословный характер населения города - Большая и Малая Дворянские улицы, Верхняя и Нижняя Митропольские (Митрополичьи), Офицерская и Солдатская слободы; привилегированный характер учебных заведений для дворянских детей - кадетское училище и производное от него название Кадетской улицы. Некоторые улицы носили имена наиболее влиятельных особ: царей - Александровская, светлейших князей - Потемкинская и весьма немногие - имена прогрессивных общественных и военных деятелей, а также деятелей науки и культуры. В честь патриота-полковника периода войны 1812 года П. И. Энгельгардта, расстрелянного по приказу Наполеона у Молоховских ворот за связь с партизанами, были названы улицы Большая и Малая Энгельгардтовская. Одна из улиц носила имя меценатки М. К. Тенишевой. В 1899 году улица Кирочная стала называться Пушкинской в связи со 100-летием со дня рождения великого поэта.
      Административно-хозяйственная и культурная деятельность губернского города нашла свое отражение в названиях улиц Почтовая (на ней располагался Главпочтамт), Ковальская (название произошло от кузнечной профессии), Огородная, а также площадей - Театральная, Базарная, Торговая. Появились улицы, названные по их местоположению, - Загородная, Запольная, по направлению дорог - Витебское шоссе, Киевская Большая дорога, Большая Краснинская, Новая Московская, Старо- и Ново-Петербургская улицы. Природные факторы нашли отражение в названиях улиц Песочная, Озерищенская, Большая Моховая, Верхне- и Нижне-Моховая.
      Коренные изменения в топонимии Смоленска произошли после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Прежде всего были заменены названия улиц с церковным и сословным характером. Так появились улицы: Большая Советская (вместо Большой Благовещенской), Октябрьской революции (вместо Ильинской, ее продолжения - Выгонного переулка и части бывшего Краснинского предместья), Красногвардейская (вместо Авраамиевской), Реввоенсовета (вместо Спасской), Коммунальная (вместо Костельной) и т. д. Большая и Малая Дворянские, Кадетская стали соответственно улицами Глинки, Маяковского и Коммунистической. Ушли в прошлое названия улиц по именам высшей знати: бывшая Александровская стала Кронштадтской, Петемкинская - Краснознаменной, а еще позднее - улицей Исаковского.
      С героическими событиями прошлого связаны названия улиц в честь легендарных предводителей русского воинства, оборонявших Смоленск и изгнавших армию Наполеона в 1812 году, - фельдмаршала М. И. Кутузова, известных своей храбростью генералов П. И. Багратиона, Н. Н. Раевского, Д. П. Неверовского, Д. С. Дохтурова, а также в честь земляков: П. С. Нахимова - известного флотоводца, героя Севастопольской обороны (в ходе Крымской войны 1854-1855 гг.),М. Н.Тухачевского - выдающегося полководца времен гражданской войны.
      Трудно найти в нашей стране значительный по величине город, в котором не было бы улиц с именами вождей - Маркса, Энгельса, Ленина. Они есть и в Смоленске. Уютная, тихая бывшая Королевская улица в самом центре города переименована в улицу Карла Маркса, а Большая Никольская - в улицу Фридриха Энгельса.
      Главная улица нынешнего Смоленска носит имя вождя Октябрьской социалистической революции и основателя Советского государства Владимира Ильича Ленина. Такое название она получила в 1924 году после его смерти. В этом названии олицетворяется не только образ бессмертного вождя революции, но и частица истории. Здесь, в гостинице «Европейская», В. И. Ленин останавливался в июле 1900 года, с улицей связана организация в Смоленске опорного пункта первой общерусской нелегальной марксистской газеты «Искра».
      Именем Ленина названа и центральная площадь города-героя, на которой вождю воздвигнут величественный памятник из гранита. По этой площади проходят праздничные колонны демонстрантов, устраиваются народные гулянья. Прочно вошел в быт современный ритуальный обычай возлагать к памятнику В. И. Ленину живые цветы в дни особо важных и значительных событий в жизни страны, коллективов трудящихся, семей.
      Увековечены в названиях улиц и имена соратников вождя революции - Я. М. Свердлова, Ф. Э. Дзержинского, М. С. Урицкого, М. В. Фрунзе, М. И. Калинина, В. В. Куйбышева, С. М. Кирова и многих других.
      Имена смоленских большевиков В. 3. Соболева, В. А. Смольянинова и В. И. Смирнова, принимавших активное участие в становлении и укреплении Советской власти в самом городе и губернии, запечатлены в названиях улиц и площади. Названы также улицы в память о первых вожаках комсомола Смоленщины Е. Гарабурды и Н. Чаплина, рабочих-революционеров Петра Алексеева и Петра Моисеенко.
      В годы индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства во главе областной партийной организации стоял большевик-ленинец И. П. Румянцев, а в годы Великой Отечественной войны - Д, М. Попов. Их имена навечно слились с улицами в районах новостроек.
      В годы Великой Отечественной войны подлинными народными героями стали видные военачальники Советской Армии, многие из которых участвовали в Смоленском сражении, разрабатывали планы изгнания немецко-фашистских захватчиков с советской земли и полного их разгрома в собственном логове. Смоляне чтут их подвиги, что выражено в названиях улиц Маршала Г. К. Жукова, Маршала В. С. Соколовского, Маршала А. И. Еременко, Генерала М. Ф. Лукина.
      Не забыты все те, кто в суровое лихолетье встал на защиту родной земли и не вернулся с поля боя. Память о них увековечена в Кургане бессмертия, что расположен в парке Реадовка, в Вечном огне, зажженном в сквере Памяти героев. В центре города возле Дома пионеров установлен памятник Герою Советского Союза, юному партизану, погибшему в годы Великой Отечественной войны, Володе Куриленко. Его имя носит одна из улиц города.
      К замечательной когорте земляков, чьи имена увековечены в названиях улиц города, принадлежат: первопроходец космоса Ю. А. Гагарин, выдающиеся путешественники и исследователи Центральной Азии Н. М. Пржевальский и П. К. Козлов, известные конструкторы воздушных кораблей Б. Н. Юрьев и С. И. Лавочкин, видный ученый-инженер в области автоматики и телемеханики Б. Н. Петров, основоположник русской классической музыки композитор М. И. Глинка, первый русский почвовед В. В. Докучаев, знаменитый скульптор С. Т. Коненков, советские поэты М. В. Исаковский, А. Т. Твардовский и Н. И. Рыленков, известный писатель-фантаст А. Р. Беляев.
      О боевых подвигах и мирных свершениях рассказывают десятки улиц, названных в честь легендарных красных командиров периода гражданской войны, - В. И. Чапаева, Н. А. Щорса, Г. И. Котовского, Е. И. Ковтюха, смелых и бесстрашных летчиков тревожных довоенных и грозных военных лет - Валерия Чкалова, Антона Губенко, Ивана Воробьева, Марины Расковой, Полины Осипенко, Николая Гастелло, героев-комсомольцев - Александра Матросова и Зои Космодемьянской, героя-пионера Павлика Морозова, известных советских дипломатов - П. Л. Войкова и В. В. Воровского, отважных полярных исследователей - Г.Я. Седова и Д.И. Папанина, ученых с мировым именем - К.А. Тимирязева, К.Э. Циолковского, И.П. Павлова и И.В. Мичурина.
      Богата топонимия города, связанная с классической литературой. Более 45 улиц и переулков носят имена наиболее известных русских и советских писателей, в том числе Пушкина и Лермонтова, Крылова и Гоголя, Радищева и Белинского, Герцена и Чернышевского, Некрасова и Шевченко, Льва Толстого и Чехова, Горького и Маяковского, Николая Островского и Шолохова.
      Топонимическую индивидуальность городу, расположенному на «семи холмах», придают названия, связанные с природным ландшафтом. Это улицы Подлесная, Хвойная, Сосновая, Зеленый Бор, Ракитная, Парковая, Садовая, Вишневая и им подобные. В целом ряде названий отражены особенности рельефа: Набережная, Овражная, Высокая, Горная и Нагорная улицы. С выходами грунтовых вод в виде ключей связаны названия таких улиц, как Ключевая, Зеленый Ручей и Красный Ручей.
      Топонимия Смоленска - уникальный памятник истории одного из древнейших русских городов. Именно здесь в городской черте сложился тот пласт географических названий, в котором наиболее полно сочетается прошлое с настоящим. На их примере просматриваются характерные черты топонимии других городов области - связь с реальными историческими событиями, жизнью, хозяйственной и культурной деятельностью горожан в конкретных условиях природной среды.