И МОЖЕТ СОБСТВЕННЫХ ПЛАТОНОВ…

 

15 мая в школе № 7 прошел День науки, во время которого подводились итоги деятельности школьного научного общества учащихся (НОУ).
За год работы «научники», как их называют в школе, кроме подготовки общих мероприятий, занятий прошли путь совершения собственных маленьких открытий. Ребята выбрали интересующие их темы, нашли необходимую информацию, отобрали самое интересное и нужное, подготовили презентации своих работ (в том числе и компьютерные), выступили с предзащитой перед одноклассниками и подготовились к выступлениям перед самой строгой аудиторией – старшеклассниками.
Учащиеся девяти классов разделились на пять секций, на заседания которых были представлены самые разные проекты.
Наиболее взыскательная, даже несколько скептически настроенная публика – ровесники членов НОУ – проявила живейший интерес к выступлениям товарищей. Ведь ребята выбирали темы, интересные им самим и их друзьям.
Тайны алхимиков раскрывала Ольга Старовойтова; завораживающий блеск алмазов в не менее завораживающем и ярком проекте представил Александр Дзубан (его компьютерная презентация «Многоликий углерод» увлекла даже тех, кто не интересуется химией). Практико-ориентированные проекты «Искусство керамики» (Юлия Глебова), «Пища глазами химика» (Анна Покусайло), «Чипсы: вред или польза?» (Евгения Волкова, Инна Никифорова, Анастасия Лукирская) были не только полезны, но и интересны, неожиданны и, что совсем уж не свойственно научным работам, даже вызвали аплодисменты. Продуманные, привлекательные компьютерные презентации проектов позволили гармонично соединить в них красоту природную и красоту человеческой мысли.

В ходе работы химической секции стало ясно, что обращение научного руководителя проектов В.А. Филипченко к ребятам «уважаемые коллеги» - не просто слова. Авторы проектов и учитель действительно стали коллегами в ходе совместной работы.
Красота слова, литературного образа, текста была главной темой заседания литературной секции, которое вела В.А. Морозова. Собственные мысли ребят и цитаты, мнения критиков и впечатления юных читателей соединились в выступлениях Артура Кудрова, Виктории Почтенной, Екатерины Цыганковой, Олеси Пановой.
На заседании секции «Социология», которое вела Е.О. Мажейкина, речь шла о проблемах, волнующих современную молодежь, о том, что мешает достичь гармонии, душевной красоты. Уже сами формулировки тем вызывали бурную реакцию присутствующих, которые не могли удержаться от их немедленного обсуждения.
Учащиеся 10а и 11а классов представили два собственных бизнес-проекта по строительству молодежного клуба в Рославле (автор - Юрий Самоделков), который решил бы проблему цивилизованного досуга многих молодых людей. Татьяна Шаповалова рассмотрела проблему ранних браков и предложила разработанные группой одноклассников советы тем, кому в свои 15-17 лет «уж замуж невтерпеж». Несколько шокировали факты, иллюстрации проектов «Подростковая беременность и аборты» (Любовь Козлова), «Суицид у подростков» (Наталья Колосова), «Алкоголизм у подростков и молодежи» (Ольга Молодовская).
Авторы проектов говорили на простом, понятном подросткам языке, о реальных проблемах, не поучая, а делясь своими мыслями, предлагали собственные советы, варианты решения проблем.
С заседания секции искусства ее участникам не хотелось расходиться, хотя речь шла о не совсем простых вещах: «Общие черты авангарда в живописи». Этот проект представила ученица 11в класса Елена Беляева, она же сама и провела заседание секции. Елена – лучший специалист в школе по истории искусства, выпускница ДХШ. Современное искусство, непонятное непосвященным, стало ближе для присутствующих, тем более что их окружал настоящий вернисаж из работ юных художников.
Завершился День науки «круглым столом» «Красота, добро и истина». Заместитель директора школы В.А. Филипченко, психолог Е.О. Мажейкина говорили о том, что новому веку нужны люди не просто знающие, но и умеющие решать проблемы, быстро ориентироваться в море информации. Опыт работы в НОУ помогает приобрести, развить эти умения.
В НОУ работают одаренные дети, которые не всегда могут реализовать себя на обычном уроке. Удовольствие, интеллектуальное наслаждение, испытанное в момент, когда проблема решена, работа закончена, пелена незнания спала и засияла открытая тобой истина, удачное выступление - не забудутся. Пусть сейчас они открывали уже кем-то открытое, но с этого и начинается будущий исследователь, который потом, во взрослой жизни, откроет новое, найдет выход, решит проблему.
И как важно найти своих единомышленников, которым тоже интересно узнавать новое, решать интеллектуальные проблемы.
Не остаться в одиночестве одаренным детям тоже помогает научное общество учащихся, которое будет работать, пока в школе есть такие дети и творческие педагоги. То есть всегда.

И. ДМИТРИЕВА.