Выстояли, движемся вперёд

12 октября 2017г. | Дубовский С.А.

Рославльский вагоноремонтный завод является градообразующим предприятием, от положения дел на котором во многом зависит социально-экономическая ситуация  в городе и районе.
Как сегодня работает, чем живёт завод, каковы  его перспективы? Об этом и многом другом  рассказал в интервью  нашему корреспонденту  генеральный директор  АО «Рославльский ВРЗ» Юрий Александрович Черняк.

- Юрий Александрович, со времени Вашего последнего интервью «Рославльской правде» прошёл без малого год. За это время новостей с Рославльского вагоноремонтного завода было довольно мало. А отсутствие новостей само по себе считается, как правило, хорошей новостью и признаком стабильности... 
- На самом деле новостей было очень много. Просто в связи с большой загруженностью некогда было встретиться и пообщаться с прессой, рассказать о ситуации на заводе.
Прежде чем говорить о делах сегодняшних, хотелось бы ещё раз вспомнить недобрым словом 2015 – 2016 годы - наверное, самый тяжёлый период жизни завода в новейшей истории. По большому счёту, даже в 90-е годы было легче.
Системный кризис железнодорожного машиностроения очень больно ударил по всем железнодорожным предприятиям. Не буду сейчас анализировать причины, их множество. Назову лишь падение объёма перевозок грузов в связи с кризисными явлениями в экономике, перепроизводство подвижного состава в 2013 – 2014 годах, повышение ставки рефинансирования Центробанком, выросший вследствие этого кредит или лизинг для покупателей вагонов и падение тарифов за использование подвижного состава.
Если в 2014 году стоимость аренды вагона составляла 900 рублей в сутки, то в 2016 году она падала до 400 рублей. Понятно, что ни один собственник подвижного состава, кроме самых крупных, не был в состоянии обслуживать лизинг вагонов и хотя бы что-то зарабатывать, чтобы покрыть издержки эксплуатации подвижного состава.
Для примера можно сказать, что пять лет назад акционерное общество «РЖД» реализовало путём продажи 100-процентного пакета акций четыре завода, которые входили в состав общества, в том числе и Рославльский ВРЗ. Из этих заводов одного уже нет, он не пережил кризис. Другой сократил численность работающих с трёх тысяч до 500 человек из-за уменьшения объёмов производства. И ещё один, опять же из-за малых объёмов производства, даже при нынешней неплохой рыночной ситуации перешёл на трёхдневную рабочую неделю.
Мы в этот кризис устояли, выдержали. Я хотел бы отметить наш коллектив, который не сломался. Во все трудные времена мы были вместе – и руководство, и рабочие. Благодаря этому завод выжил и сегодня достойно и стабильно работает.
Хотелось бы отметить ещё один момент, который привёл к сегодняшним позитивным результатам. В 2015 – 2016 годах, несмотря на отсутствие финансовых возможностей, тяжёлую ситуацию по закупке материалов и комплектующих, мы продолжали развиваться, продолжали ставить на производство новые модели подвижного состава, и, должен сказать, что сто процентов всего, что мы в эти два года наработали, сейчас вышло на рынок и пользуется большим спросом.
- Можно ли сказать, что в нынешнем году кризис полностью преодолён? Каковы показатели работы завода за прошедшие месяцы 2017 года?
- В нынешнем году рыночная конъюнктура развернулась в нашу пользу. Те предприятия, которые выжили в кризис, в том числе и наше, чувствуют себя вполне благополучно.
За прошедшие девять месяцев мы построили 1361 новый вагон, реализовали более 10000 колёсных пар (это, кстати, абсолютный рекорд за все годы существования нашего завода), 560 тележек.
Финансовый результат этой работы - 4 миллиарда 560 миллионов рублей.
Портфель заказов на четвёртый квартал заполнен полностью, и уже можно с уверенностью сказать, что в 2017 году мы превысим показатели 2014 года – самого успешного года в истории предприятия, когда мы выпустили продукции более чем на шесть миллиардов рублей.
Сейчас объём производства на нашем заводе в рублёвом выражении более чем в два раза превосходит объём производства всех предприятий Рославля, вместе взятых.
Ещё хотелось бы назвать цифру налогов, которые мы заплатили за девять месяцев в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды – более 278 миллионов рублей. Так что успешная работа завода – это благо не только для наших сотрудников и акционеров, но и для города, области и страны.
- В тяжелые для любого предприятия времена неизбежна потеря кадров. Столкнулись ли Вы с этой проблемой? Будете ли Вы принимать на работу новых сотрудников? 
- Да, в течение предыдущих двух лет какая-то часть работников с завода ушла. В условиях кризиса отток части персонала неизбежен, это понятно и объяснимо. Но костяк коллектива сохранился, и сегодня мы активно набираем новых сотрудников, в первую очередь рабочих. В нынешнем году мы приняли уже более 100 человек.
В связи с этим хочу поделиться с рославльчанами хорошей новостью. В последних числах сентября были подведены итоги тендера по компании «ТрансКонтейнер». Мы этот тендер выиграли, и копилка заказов завода пополняется ещё 200 вагонами, а именно фитинговыми платформами с возможностью перевозки танк-контейнеров. Эти платформы, кстати, мы разработали в разгар кризиса в 2016 году. С учётом перспективности этого направления нам сейчас надо будет принять на работу ещё порядка 50 – 60 человек, а в будущем году эта цифра может быть удвоена.
Думаю, что, учитывая достойную заработную плату на нашем предприятии, эту задачу мы решим, хотя есть определённые сложности на нашем рынке труда. Мы все эти сложности знаем: часть работоспособных молодых людей трудится вахтовым методом в столице, а часть, к сожалению, вообще не стремится работать. 
Но к нам всё равно приходит много молодёжи. Да, приходят они на работу учениками. Но у нас есть лицензия на  обучение персонала, и если человек стремится работать, мы в течение трёх месяцев готовим из ученика специалиста. Так что если молодые люди в Рославле хотят получить нормальную профессию, трудиться на нормальном, стабильно работающем предприятии, с отчислениями в Пенсионный фонд, с «белой» зарплатой и полным соцпакетом, приглашаю их к нам, пока ещё сегодня есть вакансии.
- В каких специалистах сегодня нуждается завод?
- Больше всего мы нуждаемся сейчас в сварщиках на автоматических и полуавтоматических машинах и в слесарях по ремонту подвижного состава. То есть именно те профессии, которым учат в наших средних специальных учебных заведениях. Разумеется, если есть необходимость, мы готовы доучить или переучить молодых специалистов, например, с ручной сварки на автомат или полуавтомат. 
Кроме того, есть вакансии на малярных участках и в ремонтных цехах, но их совсем немного.
- Первое, что интересует человека, который устраивается на работу, это, конечно, зарплата. Сколько сейчас получают заводчане?
- Крупные объёмы производства, расширение сети заказов, безусловно, сказались и на заработной плате сотрудников. По состоянию на сентябрь  рабочие основных профессий зарабатывали более 50 тысяч рублей в месяц, а с первого октября, учитывая устойчивое финансовое положение, по согласованию с нашими акционерами, мы увеличиваем зарплату сотрудникам всех категорий ещё на семь процентов.
- Устойчивое финансовое положение только на текущий год или на ближайшую перспективу?
- Что касается 2017 года, портфель заказов не только полностью сформирован, но и по многим позициям мы уже получили предоплату за октябрь и ноябрь.
Сейчас мы занимаемся формированием заказов на следующий год. По основным видам нашей продукции портфель заказов на 2018 год заполнен примерно на 70 процентов. Мы, как правило, оставляем определённый объём заказов незаполненным, чтобы иметь возможность принимать небольшие, но очень выгодные заказы, которые всегда появляются в течение года. Так что будущий год мы должны пройти не хуже нынешнего, и даже, надеюсь, превзойдём показатели 2017-го.
- Юрий Александрович, в будущем году завод, да и весь наш город, отмечает очень красивую и значимую дату – 150 лет со дня основания Рославльских железнодорожных мастерских – нынешнего АО «РВРЗ»…
- Да, завершающийся год – это год, предшествующий 150-летию нашего завода. В России мало предприятий, которые имеют столь давнюю и богатую историю. Завод был основан в октябре 1868 года, выстоял во всех перипетиях: и в революцию, и в двух мировых войнах, был в кратчайшие сроки восстановлен после освобождения Рославля во время Великой Отечественной войны (уже в 1944 году был выпущен первый отремонтированный вагон). Поэтому нам есть чем гордиться, нам есть кого помнить. 
Я считаю, мы достойно приняли эстафету от прежних поколений, и когда мы в октябре следующего года будем праздновать наш юбилей, это будет праздник не только наших работников, но и всех рославльчан, поскольку де-факто мы являемся градообразующим предприятием.
Сегодня ситуация такова, что на наш завод, кроме всего прочего, ложится огромная социальная нагрузка: это и помощь нашим работникам и ветеранам, и помощь учреждениям и жителям города… Но мы и к этой нагрузке тоже готовы.
- Юрий Александрович, как руководитель крупного завода и как депутат областной Думы Вы хорошо знаете ситуацию на промышленных предприятиях региона. Как Вы считаете, есть ли в ближайшие годы перспективы у других предприятий нашего района, или Рославльский ВРЗ по-прежнему останется единственным крупным и стабильно работающим заводом?
- Надеюсь, что единственными мы не останемся; надеюсь, что предприятия, которые были когда-то флагманами нашего города, преодолеют кризисные явления и будут двигаться вперёд.
Должен сказать, что нынешняя администрация Смоленской области и лично Губернатор Алексей Владимирович Островский очень серьёзно относятся к промышленной политике. По большому счёту, те руководители, которые хотят работать, хотят решать проблемы, стоящие перед коллективами, могут рассчитывать на помощь и Губернатора, и администрации, и депутатского корпуса. Мы об этом знаем не понаслышке. Легко никому не было и не будет, но, как известно, дорогу осилит идущий.



Источник "Рославльская правда": Выстояли, движемся вперёд  



©Администрация муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области