О чем думает Катя

5 июля 2018г. | По материалам газеты «Рославльская правда»

Танец - это искусство, которое отражает душу, он не возникает спонтанно. Это трудоемкий процесс, который объединяет в себе эмоции, настроение, музыку и движения танцующих. Современная хореография - довольно редкое явление в нашем городе.
Педагогов, которые решили посвятить себя этому искусству, можно пересчитать буквально по пальцам одной руки. Екатерина Антонова одна из них. Она молодой педагог, хореограф и руководитель детского коллектива «Домино». Екатерина воплощает творческие идеи и замыслы через искусство современного танца.
Именно свой, особый, индивидуальный стиль, неповторимый танцевальный почерк творческого объединения «Домино» и привел меня к ней.

Стройная, с тонкими чертами лица и большими выразительными глазами, Катя сидит напротив меня в неярком свете актового зала здания бывшей первой школы, где теперь располагается ЦРТДиЮ.
«Примерно в восьмом классе я пришла в Дом школьника  заниматься хореографией к Людмиле Михайловне Авдеевой. Были попытки заниматься танцами у других хореографов и раньше. Но именно у нее для меня началось все самое лучшее и классное в хореографии. Классический станок, французские термины, четкий и ясный смысл постановки танцев - это способствовало тому, что я заразилась любовью к  хореографии. Тогда, на уроках танцев, до меня донесли одну очень важную и простую истину:  хореография – это искусство. Не какой-то набор движений, а именно искусство».
Успешно отзанимавшись у Людмилы Михайловны, Катя поступила в Смоленский государственный институт искусств. Будучи студенткой заочного отделения, девятнадцатилетняя талантливая девушка устраивается в городской Дом культуры организатором детских игровых программ. В 2006 году уходит в городской парк  художественным руководителем. 
С хореографией Катя не расстается. Во время учебы в Смоленске успешно проходит пробы в областной драматический театр им. А.С. Грибоедова, но решает остаться в родном городе. В то время  она  участвовала в постановках  Рославльского народного театра. «Как я могу бросить свой родной театр? - вспоминает  она. - Я осталась в Рославле. Сейчас уже думаю, что так и должно было быть. Я человек не публичный и выступать со сцены, хоть это у меня и получалось, было не совсем мое».
Хореографии Екатерина училась, точнее, совершенствовала свои знания, по ходу творческой деятельности. Довелось подготовить танцевальный номер для Павловской школы, и ребята заняли первое место на одном из конкурсов. Работала хореографом в детском садике «Солнышко». В 2011 году  пришла работать в Дом школьника педагогом дополнительного образования. И здесь уже начинается её активная деятельность в направлении современного танца.
«Почему все-таки хореография?» - спрашиваю я. «Мне все время не хватало эмоций, движения», - отвечает она. В ходе нашего разговора у меня периодически всплывали такие «почему». Внешне собранная, строгая и даже немного скупая на слова, но в то же время разносторонне талантливая, творческая,  Катя становилась для меня все более интересной.
«В сентябре я сразу набрала группу деток, - продолжает она. - И это были потрясающие дети! Вот тогда и появилось «Домино». Почему «Домино»? Название пришло по наитию сразу же. Принцип домино простой: когда все части складываются в единое целое… Как пазл. И мы с детьми  каждое движение разбираем по частям, чтобы создать это единое целое». Три часа три раза в неделю. Пока Катя рассказывает, я думаю о том, какая же магия заставляет юных танцоров упорно трудиться из месяца в месяц и приходить снова и снова на занятия.
«С 5 до 8 вечера ребята занимаются хореографией, и эти часы надо выстроить так, чтобы максимально облегчить их работу. Поэтому всё и  выкладывается, как в домино. Сначала разминка (комплекс упражнений лечебной физкультуры), затем  полтора часа занимает классический станок, и уже в конце занятия - отработка, постановка, репетиционные моменты». 
На вопрос, строгий ли Екатерина Антонова педагог, Катя отвечает:
«Мы можем три часа заниматься от и до, а можем просто проболтать это время. Конечно, когда мы готовимся к конкурсам, я на нервах. Дети мне дарят валерьянку – да, совершенно серьезно, я не шучу, - смеется она и добавляет: «Я педагог в первую очередь и отвечаю за безопасность и здоровье своих детей, как бы банально это ни звучало, за их культуру на сцене: как они причесаны, как должны выглядеть во время танца, и еще очень много мелочей…»
Катя рассказывает о своих «доминошках» очень просто, без приукрашивания, «как есть». Но за ее сдержанными ответами прячется большое и глубокое, сильное чувство к детям. «Я их люблю. Им надо сказать большое спасибо, что они выдерживают три раза в неделю по три часа. И они очень стараются эти три часа. Я до сих пор помню весь свой прошлый выпуск. Они ушли от меня только в 2015 году, мои первые дети. Женька Ласточкина, Алинка Костина, Ксюха Федотова, Вероника Забелина… Я их называю «золотым составом». 
Потихоньку наш разговор подходит к самому главному, самому волнующему меня вопросу: о чем думает Катя, когда придумывает идеи для танцев? Откуда берутся эти легкие, но полные смыслов композиции: «Одиночество в городе», «Сон», «Симфония семи», «Перышко», «Музыке никто не нужен»…
Современная хореография построена на образах, она несет большой спектр смыслов. Зритель волен толковать суть танца так, как это видит именно он. Вот что удалось понять мне как человеку, совершенно не сведущему в этой области искусства, из нашего диалога.
«Идеи? Идеи я беру из головы. Никогда не подсматриваю, не переделываю чужие номера. Очень многое мне дает музыка, она создает образы. Меня вдохновляют и люди». 
Я прошу рассказать Катю об одном из своих любимых номеров. «Симфония семи». Семь человек на сцене, у них в голове звучит музыка - одна для всех. Эту музыку они передают друг другу, себе самим, и получается целая композиция, которая сама наполняется музыкой и наполняет собой других». 
Катя работает в сотворчестве с детьми, она делится своими идеями, заражает вдохновением своих подопечных, и они стараются воплотить ее творческие замыслы в жизнь. «Домино» не так давно, но активно участвует в различных областных танцевальных конкурсах. Самым первым и запоминающимся для детей и молодого педагога стало третье призовое место на «Ритмах века» в Десногорске.
Лирико-философские задумки Катиных танцев, раскрывающиеся в области эмоций и чувств человека, переживаний его внутреннего мира, идут в чудесном контрасте с ней самой. И когда я говорю моей собеседнице: ну о человеке же! Имея в виду, что композиции рассказывают и о ней самой,  Катя «ускользает», вспоминая танцевальный номер о Правилах дорожного движения. Диалог переключается, и мы уже говорим о влиянии внешнего мира на человека. «Всегда ли получается полностью выразить свою мысль через танец?» - спрашиваю я у Кати. «Не всегда, - честно отвечает она, - но мы очень стараемся. Я постоянно говорю своим девчонкам перед выступлением: мне нужно, чтобы вы выступили так, чтобы люди вам хлопали. Только тогда номер состоялся. Три минуты, которые вы существуете на сцене, вы существуете в этом номере. Не должно быть ничего лишнего. Есть только вы, музыка и то, что вы хотите донести до зрителя. Если это получается - люди аплодируют».
Незаметно для нас двоих пролетает два с половиной часа. За Катей уже приехал муж. «Костя всегда поддерживает меня. Кто еще будет вместе со мной ездить по конкурсам, переживать, возить костюмы... Таких, как он, больше нет», - говорит она. Мы быстро прощаемся и разбегаемся в разные стороны. 
Иду на автобусную остановку. У меня в голове легкий туман. Пожалуй, только «доминошкам» известны ответы на все мои вопросы, думаю я. Да и они, вопросы, уже ни к чему. Екатерине Антоновой не обязательно что-то пояснять, рассказывать, пусть это делает современная хореография ее танцев. О ней, о себе, о нас с вами… А вдруг! Когда там выступает «Домино»? Дайте-ка мне билетик!

Автор: Кристина НОВИКОВА



Источник "Рославльская правда": О чём думает Катя  



©Администрация муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области