«…И мне в угоду вам легко взойти на сцену»

16 января 2020г. | По материалам газеты «Рославльская правда»

Эти слова из стихотворения Бэллы Ахмадуллиной сами собой напросилась в заголовок будущей статьи, когда я шла на встречу с героиней нашего рассказа – актрисой Рославльского народного театра «Первый класС» Инной Алексеевной Кравцовой.Но есть у этой строки неожиданное продолжение – «…Не верьте мне, когда я это говорю». И это не случайно – труд актёра нелегок, и пришедшему на спектакль зрителю невдомек, сколько сил и нервов, бессонных ночей стоит за той или иной ролью. А мы, сидящие в зале, видим только результат, и нам кажется, что играть на сцене – это легко и просто.
Как становятся актёром? Откуда в сердце залетает та Божья искра любви к театру? Что этому предшествует и предшествует ли? Итак, обо всем по порядку.Родителям Инны Алексеевны и в голову не приходило, что их дочь полюбит театр до такой степени, что посвятит ему всю свою жизнь. Ее мама Вера Васильевна была бухгалтером. И сколько Инна помнит, она всегда была занята – с утра до вечера. Каждодневные бумаги, цифры, сверки, квартальные и годовые отчеты – ей было не до дочери. «Нет», «нельзя» или «ну ладно, можно» вместо ласковых слов – вот и всё воспитание. Иногда девочка приходила за мамой на работу, но той всё было некогда идти домой, и тогда маленькую Инну, укрыв чем придется, укладывали спать на пухлые бухгалтерские книги, и они казались ей мягкой периной.
Одному только учила дочку мама – быть честной. И это качество сохранилось в Инне по сей день. Сколько шишек она набила по жизни из-за своей прямолинейности и принципиальности! Но эти же качества закалили ее характер и позволили в любых обстоятельствах оставаться самой собой.
Своего отца – Алексея Васильевича Проскурина – Инна не знает. Его, попавшего под волну послевоенных репрессий, арестовали, когда ей не было и года. Вскоре он умер в тюрьме. Отцом она звала отчима – Петра Федотовича Ковалева, инвалида Великой Отечественной войны, за которого после смерти отца мама вышла замуж. На фронте он был стрелком-радистом. В один из полетов их самолет подбили, пришлось прыгать с парашютом, который почему-то раскрылся только возле самой земли. Петр Федорович остался жив, но от жесткого приземления колени выбило просто в обратную сторону.
Наверное, он был неплохим человеком, если бы не пагубное пристрастие к алкоголю. Инна вспоминает, как, придя по просьбе матери за отцом на танцы, куда его постоянно звали как прекрасного гармониста, она дергала его за рукав и просила: «Пап, пошли домой, ну пошли, пап!» Вот и всё «столкновение с искусством»
Раннее детство Инна провела в Псковской области – там, где и родилась. И в школу пошла в д. Подберезье, что там же на Псковщине. Росла она нескладной, как жеребенок – была очень худой, не по годам высокой, с длинными неровными ногами, не имела, как она говорит, ни голоса, ни слуха. Все это порождало в ней жуткую неуверенность в себе. Одно время ей очень нравился балет. Она вырезала из журнала «Огонек» картинки с изображением балерин и бережно хранила их в старом мамином ридикюле-сумочке.
И тут в ее жизнь вмешался Его Величество Случай. Когда Инна училась в первом классе, её учительница Прасковья Георгиевна (фамилия, увы, в памяти не сохранилась), бывшая, наверное, поклонницей великой Айседоры Дункан, начала учить свою ученицу танцевать. В белом хитоне, с длинным шарфом на проволоке, совершенно счастливая кружилась Инна под музыку… Это был ее дебют на сцене. Мечта танцевать и дальше не оставляла ее, тем более, что позже одна из подруг детства умудрилась из псковской тьмутаракани попасть в прославленный танцевальный ансамбль Игоря Моисеева…
В середине 60-х семья переезжает в Рославль.
«И тут начинается путь в доброе созвездие моей жизни, – рассказывает Инна Алексеевна. – Моим еще одним учителем танцев стала Мира Николаевна Колобнева – удивительная, яркая, неутомимая, с желанием дарить людям радость и свой талант. В то время она только заканчивала танцевальное отделение культпро-светучилища, и для защиты диплома поставила со мной русский народный танец. Аккомпаниатором был баянист Владимир Владимирович Круглов, прекрасный музыкант и неунывающий человек, умевший безобидной шуткой поддержать и ободрить.
Ну и что, что вместо теперешних балетных станков и зеркал во всю стену у нас были расставлены в фойе городского Дома культуры стулья со спинками. Это было замечательное время! Но с танцами оказалось опять не по пути – танец подразумевает партнера, а мне с моим ростом подобрать его было непросто.
Но куда-то свой внутренний азарт надо было пристраивать, и я решилась на несвойственную мне авантюру. Как раз приблизительно в это время в Рославль приехал дипломированный режиссёр Владимир Иванович Величкин. И началось…
Вот тут я совершенно четко поняла, что хочу быть актрисой и больше никем. Но на мое решительное заявление «Буду поступать в театральный» мама отреагировала резко: «Таких, как ты артисток, до Москвы не переставишь – дорога коротка!» Ослушаться я не могла. Кто-то скажет, что, мол, не очень-то хотела. Нет, просто я – послушная да еще и закомплексованная дочь, и мамины доводы оказались весомее. Но я ни капельки не жалею, что не стала профессиональной актрисой. Смею надеяться, что нашла себя здесь, в Рославле.
Все, что я делала и что умею – это только благодаря тому, что встречались мне исключительно люди талантливые, чуткие и понимающие».
По сути Владимир Иванович Величкин стал первым учителем Инны Алексеевны на театральной сцене. Он преподал ей азы работы над ролью, поставил дыхание, научил читать стихи и видеть в реальной жизни какие-то мелочи для будущей роли. Сам отдавший театру всю жизнь, он вложил эту любовь и в души своих учеников.
В эти годы судьба свела Инну Алексеевну с еще одним человеком, который тоже во многом повлиял на ее актерскую и человеческую судьбу – учительницей географии школы №4 и ведущей актрисой Рославльского народного театра Екатериной Григорьевной Линде. Они стали не просто партнерами на сцене, но и друзьями в жизни.
«Екатерина Григорьевна, – говорит Инна Алексеевна, – была как бриллиант, вокруг которого собирались мы, как маленькие необработанные алмазики. Мы у нее учились, подражали ей, восхищались ее неуемной энергией, опытом, умением быть настоящим партнером, ее эрудицией и знаниями».
Завзятые рославльские театралы помнят эти замечательные спектакли – «Трибунал», «Без вины виноватые», «Мораль пани Дульской», «Амнистия», «Васса Железнова», «Юность отцов» и многие-многие другие, которыми блистал тогда Рославльский народный театр и его актеры не только у нас в городе, но и за его пределами. В них была занята и Инна Алексеевна.
80-90-е годы – самые творчески насыщенные в судьбе И.А.Кравцовой. Она не только активно играла как актриса, но и начала сама ставить спектакли как режиссер – «А что на дне колодца» в городском Доме культуры, сказки «Котёнок в чашке», «Пора, красавица, проснись!» и спектакль для взрослых «Пришел мужчина к женщине» в ДК «Россия».
«Обожаю работать с детьми, – признается Инна Алексеевна. – Они, как чистый лист, на котором ты, как режиссер, можешь «написать» все, о чем мечтал и что хотел высказать в той или иной роли. Когда я работала учителем начальных классов в школе №9, со старшеклассниками я поставила спектакль «Наташа». Потом вместе с завучем по внеклассной работе Натальей Николаевной Чугуновой и талантливыми, неравнодушными старшеклассниками мы поставили в 1988 году музыкальный спектакль «Сети Сулеймана», написанный самими учениками. Ах, какие это были ребята!
А со своими малышами в 1993 году я поставила музыкальный спектакль по пьесе «Котенок в чашке», но уже не в школе, а во Дворце культуры «Россия». На фестивале в Твери мы получили призовое место среди детских драматических коллективов. Конечно, мне помогали все технические работники, художники Михаил Сотников и Виктория Михалева, хореограф Нина Тимофеева, а тексты песен на музыку Шаинского писали вы, Галина.
У меня в этом спектакле была потрясающая Мышка – ученица 2-го класса школы №9 Таня Макушкина. Она так вживалась в роль, что играла лицом, телом, жестами даже тогда, когда по ходу пьесы у нее не было слов. Из нее вышла бы настоящая большая актриса».
Можно сказать, что Инна Алексеевна перепробовала на сцене все. Кроме спектаклей она участвовала в новогодних утренниках, в городских праздниках, в самых разных концертах. Были в её жизни и роли в постановках в литературно-музыкальном зале «Гармония» в Выставочном зале музея, располагавшемся тогда в помещении Казанско-Пятницкой церкви. Зрителей собиралось столько, что, как говорится, яблоку негде было упасть. Это была настоящая духовная отдушина для рославльчан.
Казалось бы, зачем ей всё это надо – после работы, чуть перекусив, бежать на репетицию, оставлять семью, возвращаться домой уже поздним вечером и там учить текст роли, искать какие-то для неё изюминки, ну и, конечно, делать обычную женскую работу – стирать, убирать, проверять уроки у сыновей, гладить, готовить?
Вот что ответила мне на этот вопрос Инна Алексеевна:
«Актёрская работа – это тяжёлый и упорный труд, одного вдохновения мало. Ты или влюбляешься в театр на всю жизнь, или уходишь. Иногда мне кажется, что я не смогла бы пройти этот путь вновь. Оглядываюсь назад – и точно не смогла бы! Может, потому, что нет уже рядом тех, в ком черпала, сама того не сознавая, силу и терпение. А еще театр стал моей машиной времени, которая переносила в другие времена и в другие жизни. Играя, я жила в прошлом столетии, сражалась в годы гражданской войны, была служанкой и королевой, разведчицей и актрисой, врачом, учительницей, разными сказочными персонажами. И те роли, что мне довелось сыграть, будут со мной до конца, потому что они и есть моя жизнь».
Сейчас Инна Алексеевна играет в народном театре «Первый класС», руководит которым режиссёр Александр Сергеевич Симонов. Это новая страница в ее актёрской биографии. Спектакли «Пока она умирала», «Люкс №13», «Смешанные чувства», «Слишком женатый таксист», «Юбилей», композиция «Территория ее любви» к 100-летию Е.Г.Линде, и «Ох, уж эти тётки!» были очень тепло приняты зрителями. А за роль в последнем спектакле Инна Алексеевна Кравцова на театральном фестивале, проходившем в октябре в Вязьме, получила приз «За лучшую женскую роль».
– Как вы восприняли эту награду?
– Конечно, было приятно. Но в апреле нынешнего года победа нашей труппы в номинации «Лучший актерский состав» на ежегодном фестивале в Дятьково – это более правильно. На сцене один не воин. Очень многое зависит от партнеров, от режиссёра. Именно они дают каждому из актёров возможность раскрыться в роли. И я всем своим коллегам по сцене очень благодарна.
Сейчас труппа театра «Первый класС» работает сразу над двумя новыми спектаклями, в одном из которых занята и Инна Алексеевна. Какими – пока секрет. Но пройдёт время, и настанет момент, когда, как волшебная дверь, распахнется на сцене занавес, и зрители снова попадут в неповторимый мир театра. Так пусть же наступающий новый год принесет Инне Алексеевне и ее партнерам удачу, успех и благодарные аплодисменты зрителей!
Галина КУЗЬМИНА.Больше фото смотрите в наших группах ВКонтакте и Одноклассники.

    



©Администрация муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области