Вниманию родителей! Понятия и формы жестокого обращения с детьми

16 октября 2020г. | Пресс-служба Администрации Рославльского района

Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.


Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).


Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.


Формы насилия над детьми.


Физическое насилие- действие (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится угрозой повреждения.

 

Влияние физического насилия на ребенка


1. Поведенческие и психологические индикаторы:


· задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

2. Признаки физического насилия над ребенком:


Раны и синяки:


· разные по времени возникновения;

· в разных частях тела ( например, на спине и груди одновременно);

· непонятного происхождения;

· имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

Ожоги:
· типография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округленные контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

Укусы:
· следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков.

«Синдром тряски ребенка»:


· возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга;
· у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глазах, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.


Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:


· родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициатором обращения являются другие люди;

· следы травм различной давности;

· родители дают противоречивые, путанные объяснения случившемуся;

· обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

· не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

· отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

· повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.


Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинского обслуживания, присмотре.

Влияние на ребенка:


· не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;

· ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
· нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние ребенка;

· не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

· устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.


Психическое насилие над детьми (эмоциональное дурное обращение с детьми):


· обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
· принижение его успехов, унижение его достоинства;
· отвержение ребенка;
· длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
· принуждение к одиночеству;
· совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
· причинение боли домашним животным с целью запугивания ребенка.

Влияние на ребенка:
· задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
· импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;
· попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни (у подростков);
· уступчивость, податливость;
· ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
· депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

 



©Администрация муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области