Иеромонах Рафаил (Ивочкин).
 
История Православия в Рославльском уезде (XII – XX вв.) (часть 4)
 
      Среди чтимых икон в уездных храмах - икона Божьей Матери древнего Византийского письма в селе Епишево.
      Революционные события в России затронули все стороны жизни, повлекли за собой и коренной переворот в отношениях между государством и Церковью. Уже после захвата власти большевиками началась подготовка законодательства об отделении Церкви от государства. Революционные преобразования сопровождались эксцессами, жертвами которых становились православные храмы, монастыри, духовные лица. Эти события не обошли стороной и смоленскую землю.
      В Смоленской епархии Русской Православной Церкви в это время действовало 17 монастырей (10 мужских и 7 женских), 13 соборных церквей, 649 приходских, 33 домовых, 33 приписных, 57 кладбищенских. Клир состоял из 40 протоиереев, 828 священников. При церквах было 535 библиотек, 34 больницы, 98 богаделен, 668 школ. В Смоленске имелась Духовная семинария62, в уездах - духовные училища.
      В Рославле была 1 соборная церковь, мужской монастырь, 5 приход¬ских церквей, 1 кладбищенская, 7 часовен. И все это уничтожил русский бунт, «бессмысленный и беспощадный».
      Одним из первых декретов Советской власти был «Декрет о Земле», принятый 26 октября (8 ноября) 1917 г. Декрет отменял помещичью собственность на землю и передавал помещичьи, монастырские и церковные земли со всем инвентарем и постройками в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. В Рославле земельной собственностью владел Спасо-Преображенский монастырь. Обители также принадлежало пять домов, находящихся в черте города. 13 января 1918 г. постановлением Рославльского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов все здания монастыря, находящиеся вне его ограды, были переданы в ведение Рославльской городской управы.63
      В августе 1917-сентябре 1918 г. в Москве проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви. Известно, что по его решению все храмы должны были устроить в знак протеста против Декрета об отделении Церкви от государства крестные ходы. В городе Рославле такой крестный ход состоялся 15 февраля 1918 г. Во время этого шествия среди населения распространяли листовки со статьей под названием «Воззвание Собора». Появление этих листовок вызвало отрицательную реакцию у гражданского комиссара города Рославля. Он посчитал их «погромными, вооружающими несознательных рабочих и крестьян против Советской власти»64. По мнению гражданского комиссара, листовки подготовила шайка монархистов и контрреволюционного духовенства.
      Следствие установило, что примерно 29 - 30 января 1918 г. священник Павел Ширяев и учитель 1 - го городского училища Листвин заказали в типографии 3000 экземпляров статьи из газеты «Русские ведомости» от 28 января 1918 г. № 19.
      Комиссар юстиции Рославльского уезда, принимая во внимание тот факт, что статья была перепечатана из легального центрального издания, прекратил дело за отсутствием состава преступления.
      Этот пример показывает, что органы Советской власти вначале относились сдержанно к действиям духовенства в городе65. Со стороны священнослужителей также заметно лояльное отношение к новой власти. Например, настоятель монастыря игумен Рафаил (Баутин) собрал и передал на нужды Красной Армии 532 руб. 22 коп., о чем сообщила местная газета «Рославльский коммунист» в январе 1919 г. С чем это было связано, сейчас трудно судить: или со стремлением духовного лица сохранить монастырь, или с переменой его взглядов на происходящее в стране. Но обвинить настоятеля монастыря в угодничестве и заискивании перед представителями власти или страхом перед ними нельзя, т. к. всю свою жизнь он отдал служению Церкви, служению без страха перед каким - либо давлением извне66.
      Уже летом 1918 г. начались закрытия церквей и преследования духовенства. Священнослужители и члены их семей стали «лишенцами», т. е. были лишены ряда гражданских прав, этого требовала Конституция и законы новой власти.
Архимандрит Рафаил
(1869-19470), 1920 г.
      Своего пика антицерковные репрессии в начальный период Советской власти достигли в 1922 г., когда была организована кампания по изъятию церковных ценностей под предлогом помощи голодающим Поволжья. Несмотря на то, что верующие по призыву Патриарха Тихона собрали большие суммы денег и продовольствие, органы власти и ЧК устроили настоящий грабеж и разорение церквей. Изъятие ценностей проходило не всегда спокойно. Иногда случались столкновения, приводившие к жертвам (в Шуе Ивановской губернии, в Смоленске).
      В Рославле эта кампания прошла спокойно. Епископ Рославльский Вениамин обратился к пастве с воззванием о передаче ценностей на нужды голодающих, которое было зачитано с амвона всех церквей 67. Духовенство храмов откликнулось на призыв своего архиерея и добровольно передало церковные ценности представителям Советов. Не остался в стороне и Спасо-Преображенский монастырь, владевший серебряными изделиями общей массой 38 кг. Чтимые иконы в монастыре украшали серебряные оклады с бриллиантами, топазами и изумрудами. Все это было сдано в пользу государства. Но среди населения города Рославля появилась и продолжает ходить до сей поры легенда о спрятанных архимандритом Рафаилом монастырских сокровищах. Указываются и места, где они были зарыты. Возможно, малую часть серебряных вещей настоятель и сумел спрятать или передать на хранение верным людям, которые затем, после пережитых испытаний, вернули их в обитель (в ризнице монастыря сейчас хранятся серебряные вещи, которые с точностью датируются дореволюционным временем и, судя по надписям на них, принадлежат монастырю).
      Точная дата изъятия ценностей из городских храмов и монастыря нам не известна. Возможно, это 1922 г., т. к. в более поздних документах (из архива УФСБ) об этом нет упоминаний68.
      Об изъятии церковных ценностей из храмов в уезде сведений не имеется.
      В то же время, стремясь расколоть Русскую Православную Церковь, власть пыталась создать так называемую «обновленческую» церковь, лояльную к ней. На Смоленщине также была провозглашена «обновлеченская» епархия. С помощью власти новое Высшее Церковное Управление (ВЦУ) стало превращать православные храмы в «живоцерковные», используя ложь и угрозы для переманивания к себе духовенства.
      В Рославле и уезде многие приняли ВЦУ как законный орган управления Церковью69.
      Помимо приверженцев патриаршей Церкви и раскольников-обновлен¬цев, на Смоленщине существовала еще одна небольшая раскольническая группа - сторонники «Союза возрождения», которую возглавлял епископ Антонин (Грановский), выступавший за радикальные церковные реформы.
      Приверженцы Епископа Антонина отправили ему телеграмму, где выразили поддержку нового течения:
«Группа Рославльского духовенства, не примкнувшая к «Живой церкви», числам 12, столькими же мирянами, приветствует течение возрождения церковного. Ждет жизненного осуществления задач его»70.
      Среди подписей есть имена архимандрита Рафаила и насельников монастыря. Неизвестно, чем мотивирован такой шаг. Возможно, настоятель монастыря и братия были кем-то введены в заблуждение. В дальнейшем они категорично отказались подчиняться каким бы то ни было обновленческим группировкам и признали главой Церкви Патриарха Тихона.
      Раскол в Церкви был выгоден Советскому государству. Объединенная Церковь под управлением одного лица являлась сильной угрозой людям, строившим страну на атеистическом фундаменте. Поэтому священнослужители, принявшие сторону законного Патриарха, испытывали гонения.
      Одними из первых подверглись репрессиям со стороны новой власти епископ Рославльский Вениамин (Глебов) и архимандрит Рафаил (Баутин). В 20-х числах февраля 1923 г. в их квартирах сотрудники ГПУ провели обыски. 27 февраля Смолгуботдел ГПУ вынес распоряжение о задержании. 8 марта епископ и архимандрит были арестованы без предъявления обвинений.
      В конце августа 1923 г. архимандрит Рафаил возвратился в свою обитель и начал большую работу по восстановлению мира в приходах города, порушенных беспорядками. Он требовал поминовения Патриарха на богослужениях во всех церквах города и уезда. Монастырь стал центром православия для граждан Рославля. Постепенно верующие перестали посещать обновленческие храмы, а в монастыре всегда было много прихожан. Братии в это время насчитывалось 20 человек. Настоятель монастыря и насельники заново освящали оскверненные обновленцами храмы, изменяли состав принтов и приходских советов. Подобные действия не могли остаться без наказания со стороны раскольников и власти. В конце 1923 г. архимандрита Рафаила вторично арестовали и выслали из города. Подверглись репрессиям и его ближайшие соратники - игумен Феодосии, несколько иеромонахов и монахов монастыря71.
      К середине 20-х годов XX в. прямые гонения на Церковь несколько стихли. Однако власти продолжали вести борьбу с Православием. В 1925 г. начал действовать созданный Смоленский губернский совет Союза безбожников. Были открыты отделения Союза в уездах. В Рославле оно тоже существовало. Главной задачей Союза было развертывание атеистической пропаганды и активная борьба с религией. Ежегодно на Рождество и Пасху организовывались антирелигиозные карнавалы. На заводах и фабриках, а также в деревнях и селах проводились лекции и беседы о вреде религии для рабочих и крестьян 72.
      Новый страшный удар государство нанесло по Церкви в конце 20-х - начале 30-х гг. На смоленской земле, как и по всей России, закрывали храмы и преследовали священнослужителей. В Рославле и его уезде были закрыты и превращены в жилые дома, клубы, музеи, промышленные и хозяйственные склады многие церкви и Спасо-Преображенский монастырь. В июне 1929 г. эта обитель стала первой жертвой антирелигиозной деятельности местной власти. Газеты пестрели заметками о том, что верующим хватит имеющихся семи церквей, а в стенах монастыря должен располагаться местный краеведческий музей73. Велась переписка местного исполкома со ВЦИК о закрытии обители, собирались подписи среди населения города, школьников, рабочих против существования в городе монастыря74. Ниже приводится одна из газетных заметок того времени.
      «Несколько десятков монахов, беспечно спасавшихся в стенах «святой обители», занимались здесь пьянством и развратом. Трудящиеся после революции разогнали монахов с теплых насиженных местечек. Его храм продолжали посещать несколько десятков «кликуш».
      В городе ощущается острый жилищный кризис. Школы ютятся в темных, сырых, неблагоустроенных помещениях. Поэтому еще осенью и зимой прошлого года трудящиеся Рославля в своих многочисленных наказах горсовету, в период его перевыборов, требовали изъятия монастыря и передачи его на культурные нужды....
      Октябрьская революция согнала монахов с их насиженных гнезд и превратила их кельи в квартиры для трудящихся, но храм продолжал существовать до нынешнего года»75.
      Постановлением облисполкома от 13 июля 1929 г. рославльский Спасо-Преображенский мужской монастырь был закрыт, а его здания переданы на нужды музея. Верующие опротестовали закрытие обители. До августа велась переписка с вышестоящими органами власти о восстановлении монастыря.
      Однако решением ВЦИК от 16 августа 1929 г. (за три дня до престольного праздника - Преображения Господня) монастырь был упразднен и здание Преоб¬раженского собора передано под зернохранилище 76.



62 Митрополит Кирилл. Православие в истории Смоленской земли // Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 2000. - № 1. - С. 23.
63 Ивочкин Рафаил, иеромонах. Крестный путь Архимандрита Рафаила. - Смоленск, 2002. - С. 7.
64 Архивный отдел администрации муниципального образования «Рославльский район». Ф. - № 1446/373, связка № 3, Д. 61/240. О распространении духовенством города Рославля во время крестного хода 15\2 февраля провокационных воззваний «Собора».
65 Гавриленков А. Ф. , Лисовская О. В. и др. Страницы истории города Рославля. - Рославль,
2001.- С. 7 - 8.
66 Ивочкин Рафаил, иеромонах. Крестный путь Архимандрита Рафаила. - С. 9.
67 ЦЦНИСО. Ф. 154. Оп. 1.Д. 477. Л. 35.
68 Ивочкин Рафаил иеромонах. Крестный путь Архимандрита Рафаила. - С. 12 - 13.
69 ГАСО. Ф. Р - 2360. Оп. 2. Д. 2403. Л. 59.
70 Ивочкин Рафаил, иеромонах. Крестный путь Архимандрита Рафаила. - С. 17.
71 Там же. С. 40 - 41.
72 ГАСО. Ф. Р - 2360. Оп. 1. Д. 870. Л. 233.
73 Ускорьте передачу монастыря под музей - это даст возможность расширить опорную школу 9-летку // Смычка. - Рославль, - № 8. - Июнь 1929 г. - С. 3.
74 ГАСО. Ф. Р-2360. Оп. 1. Д. 340. Л. 150- 267.
75 Вместо монастыря - культучреждение // Смычка. - Рославль, - №51. - 1928. - С. 3.
76 ГАСО. Ф. 2361. Оп. 1. Д. 67. Л. 71.

стр.