Сергей Ракочевский
"Опыт собрания исторических записок о городе Рославле", 1885 г.
Часть 3
 
      Весьма вероятно, что горесть о потере брата, «коего безвременная смерть – говорит Карамзин – была предметом всеобщего сожаления» , долго не оставляла Владимира и, можеь быть, побудила его назвать вновь созданный город незабвенным именем нежно любимого брата.
Как известно, городом называли наши предки огороженное пространство, способное служить окрестному народонаселению охраною от нападения врагов; а мы знаем, что в 1150 году Смоленский князь Ростислав, определяя епископу дань со Смоленского княжества, упомянул в грамоте, кроме Ростиславля или нынешнего Рославля , еще Мстиславль, Ельну и Пацынь - три пункта, расположенные относительно Рославля точнотак же, как расположены в треугольнике углы относительно центра; поэтому, можно догадываться, что и несколько раньше, во времена Владимира Мономаха, край этот не был безлюден и мог сознавать нужду в городе, как в укрепленном месте, помещенном в центре округи.
      Всматриваясь в ближайшие окрестности г. Рославля, мы находим, что на восток от него, ближе к Остри, довольно возвышенная и ровная местность – для постройки городских зданий и расположения улиц – была бы гораздо удобнее занятой ныне городскими кварталами, а соседство многоводной реки, кроме удовлетворения хозяйственным нуждам обывателей, могло бы быть не бесполезно и в санитарном отношении; но пренебрегая всеми очевидными выгодами, основатель г. Рославля предпочел построить его на неровной местности, при слиянии ничтожных двух речек Становки и Глазомойки, на правом берегу первой из них. Видимая нелогичность такого предпочтения наводит нас на догадку: не направление ли пути, пролегавшего через дремучие леса от Брянска к Смоленску, в связи с природными удобствами местности, побудило Мономаха, закладывавшего город, не столько обращать внимание на удобства будущих обитателей его, сколько на стратегическое его назначение, и предпочесть поэтому избранное место всякому другому?
      Возвышеннейший пункт правого берега р. Становки, на котором мы видим земляное древнее укрепление или, выражаясь языком летописей, город, во времена Мономаха, быть может, и обладал всеми выгодными к возведению города условиями, представляя для обороны природные удобства, но, в течение стольких веков, его поверхность могла измениться и от одних уже физических причин, и теперь, быть может, представляется нам далеко не в том виде, в каком была при Владимире. Первобытный вид этой поверхности, по направлению от укрепления к югу и западу под дворами и, площадями и улицами, потерпел, вероятно, самое полное видоизменение и, для представления былого своего отношения к высоте укрепления, уже не может дать нашему воображению никакой точки опоры; северную сторону укрепления омывает запруженная Становка, а восточную – очевидно, по направлению крепостного рва – огибает проезжая дорога, прилегающая своей окраиною к широкому низменному прибрежью изогнувшейся на юго-восток Становки, прибрежью, в древности бывшему непроходимейшим болотом, судя по некоторым признакам.
      За Мономахов город признаваемое нами, древнее земляное укрепление и само вероятно потеряло данные ему первоначально формы, да и трудно предположить, чтобы уцелели они под совокупным действием веков и событий: окружавший подошву укрепления ров заплыл или засыпан и только на небольшом протяжении сохранились его признаки, общая правильность формы усеченного конуса, приданная укреплению, нарушена к стороне пруда или обвалом или раскопкою, образовав платформу на середине высоты насыпи; кольцеобразно венчавший насыпь вал существует только с одной северной стороны и, может быть, утратил значительную часть своей высоты; но и при всем этом, отвесная высота укрепления доходит до 10 сажен, в окружности основания насчитывается 345 сажен, а верхняя кругообразная площадь равняется 50625 квадратным аршинам. Об этом памятнике древности народная память не сохранила никаких преданий, даже имя его давно позабыто и остается неизвестным: так, с двадцатых годов текущего столетия обыкли называть его Бурцевою Горою, по фамилии владевшего им Н.И. Бурцева , а в делах Рославльского городового магистрата, последней четверти прошлого столетия, называют его Городским Земляным Валом и просто Земляным Валом. И однакож, Городской Земляной Вал, этот давно позабытый древний город, представшийся верным убежищем от нападения врагов, бывший долго – и даже в предпоследнее время – центром местного управления и, может быть, послуживший жилищем удельному князю, в период наибольшего размножения уделов (вспомним Романа, Вячеславля внука), едва ли наконец не вызвал к бытию и самый город Рославль. Чтобы убедиться в его первенствовавшем значении, достаточно взглянуть на план г. Рославля 1776 года : расположенные параллельно Земляному Валу, кругообразно, кварталы перерезаны улицами, идущими от него, как идут радиусы от центра, а проезжая дорога из Брянска в Смоленск проходит у его подошвы; это последнее обстоятельство как будто подтверждает нашу догадку о важном значении проезжего пути в год заложения города. С незапамятных времен, 21 мая, ежегодно бывает сюда крестный ход. По окончании литургии в Соборном храме, духовенство, со крестами и хоругвями, сопровождаемое множеством народа, вступает в укрепление и, отпев в часовне молебен равноапостольным царям Константину и Елене, с крестным ходом же обходит один раз вокруг всего укрепления, а затем возвращается в собор. Время учреждения этого крестного хода не известно, как равно и причина его; но можно думать, что 21 мая когда-нибудь случилось весьма важное для города событие, за глубокою древностью уже позабытое . Говорят, что в пятидесятых годах настоящего столетия городское здешнее духовенство ходатайствовало в Синод об отмене этого крестного хода, так как он никакими не установлен и совершается только по древнему обычаю; но ходатайство духовенства Синодом уважено не было, и не уважено будто бы именно в уважении древности обычая, никакими справками в архивах необъяснимого.
      Налево, при въезде в укрепление, видна каменная часовня, находящаяся на месте прежней деревянной; она построена в 1855 году, усердием инженер-подполковника А.М. Борисова. Когда копали ров для ее фундамента, то в земле, среди множества человеческих костей, найден был старинный бронзовый перстень, ныне хранящийся у наследников А.М. Борисова, на нем можно еще рассмотреть углубленное поясное изображение человеческой фигуры, благословляющей обеими руками, вокруг всего изображения ореол из лучей, а внизу – две непонятные буквы.
      Заложению ль города предшествовала заселенность соседней местности, или – на оборот – существование посада вызвано возведением города укрепленного, решить трудно; но, во всяком случае, нужно заметить, что если взъезд в укрепление – как видим мы ныне – устроен с севера и обращенная к запруженной Становке северная часть насыпи значительно ниже южной, то, следовательно, и приступы врагов угрожали укреплению, в большинстве случаев, не с северной, а скорее с южной, либо с западной стороны; а в таком случае, открытое пространство между речек Становки и Глазомойки, на котором ложились бросаемые с высоты укрепления снаряды и по которому пролегала проезжая из Брянска в Смоленск дорога, служившая врагу путем, не должно было иметь никаких для врага прикрытий, а тем менее – посадских строений, для коих безопаснейшим, а потому и удобнейшим в то время местом могло считаться левое прибрежье р. Становки, посредством плотины у пруда соединявшееся с правым: там-то, может быть, впервые и выстроился посад, под именем города Ростиславля, ежегодно взносивший с 1150 года Смоленскому епископу Мануилу «три гривны а почестья гривна и четыре лисицы» , около 120 рублей на наши деньги , сумма не большая и, вероятно, соответственная малочисленности народонаселения самого города Ростиславля.
      Несколько впереди укрепления, вниз по течению р. Становки, на высоком левом берегу расположен Спасский мужской монастырь, год основания которого нам уже решительно не известен, хотя и нельзя не считать его одним из самых старинных здешних учреждений: он существовал ранее еще 1560 года . Говоря о монастыре, кстати заметим, что даже самый выбор места, где расположены его здания, подтверждает как будто мнение наше о не населенности правого берега р. Становки в древности. В самом деле – какому чернецу, ради душевного спасения пренебрегавшего не только удобствами жизни, но и самою жизнью, могло в то время придти в голову, избегая военных опасностей всеми мерами, за жилищами мирян прятать от зоркого вражеского глаза свою отшельничью келью и не жаждать пострадать за Святую веру? Не правда ли, что подобный эгоизм отнюдь не согласуется с теми понятиями, какие – не без основания, конечно, - сложились в народе о - || - || - || - || - || - (фрагмент текста – около 6 строк – утрачен) - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - - || - || - …венному пути вражеских нашествий, - избранное им место, на левом берегу р. Становки несколько впереди укрепления, предпочел именно в следствие большей опасности его? Болотом и речкою отделенная от того открытого пространства, где ложились направляемые на Брянскую дорогу крепостные снаряды, обитель не мешая защитникам и своими зданиями не прикрывая нападавших, в случае обходного движения врагов, подвергалась разорению первая, прежде посада, прикрываемого укреплением.

Примечания:

1. Смотр. Истор. госуд. Российск. Карамз. 4-е изд. 1833 г. т. II, стр. 105.
Слово «Ростиславль» могло видоизменяться в следующем порядке: Ростиславль, Ростъславль, Ростславль, Росславль,
Рославль и – даже – Рослав.
2. Смотр. Историко-статистич. опис. Смолен. епарх. соч. Трофимовского, изд. 1864 г. стр. 1.
3. Городской земляной Вал даже еще в начале XIX столетия числился достоянием города; но после отечественной войны, он был подарен Императором Александром I Рославльскому городничему Митрофанову (смотр. Памятн. книж. Смоленск. губ. на 1858 год, часть II, стр. 114); а после смерти Митрофанова, досталась она Н.И. Бурцеву, который женился на вдове Митрофанова. Николай Иванович Бурцев, служивший в Рославле штатным смотрителем училищ, более 40 лет владев Земляным Валом, успел развести сад на его вершине, а по окружности насадил липовую алею. В 1856 году, Бурцев продал его здешнему купцу К.И. Мухину, а от Мухина, в 1867, купил его Г. Садовский.
4. Снятый с натуры не в очень отдаленное от нас время, план этот, по видимому, не имеет для нас важного археологического значения; но в архивах Рославльского городского магистрата сохранилась часть дела, начатого производством в 1788 году, по жалобе священно- и церковнослужителей Николаевской церкви на купца Ивана Ракочевского, самовольно завладевшего участком церковной земли в городе. В доказательство прав своих на владение спорным участком, челобитчики, указывая межи в натуре, ссылаются на сберегаемую ответчиком купчую крепость, написанную в 1684 году, то есть, после присоединения г. Рославля к государству Российскому через 30 лет. Вот эта то, со стороны челобитчиков, ссылка на неизвестную впрочем нам купчую и доказывает положительнейшим образом, что существовавшие еще в 1788 году городские улицы и кварталы, не успев разместиться согласно новому Высочайше утвержденному 24 марта 1780 года плану и расположенные пока так, как в 1776 году нанесены на план, находились на тех же самых местах, на которых были они и во времена совершения упомянутой купчей, а иначе, ссылка на них не могла бы иметь практического значения при судебном разбирательстве этого дела.
5. Один любознательный, почтенный старик, житель деревни Фролова Рославльского уезда П.М. Филимонов рассказывал пишущему эти строки, что приобрев в молодости случайно летопись Рославльских событий, которая ныне утратилась, он прочел в ней следующую легенду о причине учреждения этого крестного хода: «Рославцы, услышав о приближении татарских полчищ со стороны Курска, перепугались, засели в крепость, постились и молились три дни. По прошествии этих трех покаянных дней, кающихся осиял необычайный свет, и явился муж, державший меч, в одной руке, а в другой – скипетр: все узнали в нем Святого равноапостольного царя Константина, - «творите ежегодно память мою – сказал он, - и никогда неверные не подчинят вас своей власти». С тех пор установлен крестный ход с молебствием равноапостольным царям Константину и Елене.
Смотр. Дополн. к Акт. Ист. 1 № 4.
6. Для определения стоимости древней гривны, мы воспользовались указанием Карамзина, объяснившего в приводимой им Русской Правде, что в гривне считалось 20 ногать (Смотр. Истор. госуд. Российск. Карамз. 4-е изд. 1833 г. т. II, стр. 49), а по положению Русской Правды за украденный воз сена взыскивалось с вора 2 ногаты, в вознаграждение потерпевшего (в том же томе смотр. стр. 50). Определяя нам современную стоимость сена среднею ценою 13 1/4 копеек за пуд и полагая за воз 20 пудов, мы получаем 2 рубля и 65 копеек, или 1/10 древней гривны, следовательно, целая гривна будет равняться 26 рублям и 50 копейкам; из умножения этой суммы на три, получается 79 рублей и 50 копеек, или 3 гривны – вся цена лошади, Ярославовым законом определенная (смотр. тот же том, стр. 53.), а прибавив к этому еще одну гривну или 26 рублей и 50 копеек, вносимую в виде «почестья», и к этому присоединив 14 рублей, современную нам стоимость четырех лисьих шкурок, мы получим 120 рублей.