Сергей Ракочевский
"Опыт собрания исторических записок о городе Рославле", 1885 г.
Часть 4
 
      Рославльские окрестности, изобиловавшие лесом в недавние времена, в древности, вероятно, покрыты были дремучими лесами, и ищущему уединения отшельнику не представлялось ни малейшего труда выбрать место по нраву; но если уже выбор пал на то место, где видим мы теперь монастырь, то возможно думать, что в ту пору, было оно и пустынно и далеко от людского шума. - || - || - || - || - || - (фрагмент текста – около 6 строк – утрачен) - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - || - … две части; на одну выстроить на том взгорье церковь во имя его Ангела, а другую на помин души раздать старикам, родственникам его. – Завещание кухаря воеводою было выполнено, а старики, облагодетельствованные покойным, поселились в близи могилы своего благодетеля, где была уже выстроена деревянная церковь во имя СВ. Илии, и это было основанием существующего и в настоящее время монастыря». Но переданный рассказ нельзя называть преданием, как потому, что его совсем не слышно в массе местных жителей, так и потому, что он всецело почерпнут из старинной рукописи, в тридцатых годах, под заглавием «летописи града Рослова», ходившей по рукам местных грамотников. Куда девалась она – не известно; но в своем малолетстве, нам случалось выслушивать чтение целого ряда басен, помещенных в ней; одна из таких басен повествовала почти следующее: Близ Рославля даже и белые медведи важивались в непроходимом лесу, за р. Глазомойкою: это там, где уже в наше время выстроена каменная церковь Рождества Богородицы. За одним из таких медведей поскакал на борзом коне неустрашимый охотник, княжий любимый боярин, Юрья: медведь ударился в чащу, Юрья за ним, и, на всем скаку лошади, налетел на торчавший толстый сук высохшего дерева; лошадь убежала, Юрья повис и, не дождавшись помощи, умер на дереве. Опечалился князь, узнав о смерти любимого боярина, и велел лесистую эту гору называть Юрьевскою горою. Подобным же образом, с началом существования Рославльского монастыря соединяется воспоминание о другом любимце княжеском – кухаре Илье, по свидетельству той же рукописи, положившем начало монастырю завещанием денежной суммы на построение первой церкви во имя Пророка Илии. Память грозного пророка должна была быть чтима предками нашими с самых первых лет принятия христианства, как видоизменение в языческого верования в Перуна громовержца, поэтому, и засвидетельствованное рукописью посвящение первого храма памяти Пророка Илии не представляет ничего неправдоподобного; пожалуй, - допустимо несколько и вероятие в несомненность былого существования богача – княжеского повара, Ильи Кухаря, если принять к сведению наименование упоминаемого в актах с 1699 года селения Кухарева, находившегося в 5-ти верстах от г. Рославля; но самое повествование о предсмертном распоряжении Ильи Кухаря уже решительно не правдоподобно, и рассказ о его завещании не выдерживает ни малейшей критики. В самом деле, странно желание христианина того века быть погребенну особо от прочих и не по соседству с Божьим храмом, хотя бы предназначенное для могилы место даже и отличалось красотою видов. К тому же, все подобные рассказы, записанные в старинных сборниках и не имеющие хронологических указаний, едва ли могут быть полезны истории.
      По другую сторону Земляного Вала, в расстоянии 300 сажен от него, вверх по течению р. Становки, на левом берегу, древность оставила нам еще один памятник своего быта, - круглый, плосковерхий курган, возвышающийся над уровнем речки на 17 аршин, верхняя площадь его равняется 2,880 квадратным аршинам, а под основанием он имеет 8,019 квадратных аршин; в народе слывет он Городком, а в официальных бумагах прошлого столетия – Сотниковым Городищем. Городище это, по нашему мнению, или капище, весьма древнее, или – не очень древнее, незначительное укрепление. В первом случае, древностью оно далеко превосходит Земляной Вал, а во втором – уступает ему. Не приспособленное к обороне, не увенчанное валом и не окруженное рвом, оно не столько удобно может быть принято за остаток военного укрепления, сколько за остаток языческого капища. Как известно, устраивались такие капища в древности на прибрежьях рек, служивших обычными путями сообщения в сплошных тогдашних лесах, от подошвы же Сотникова Городища, русло обмелевшей Становки пролегает даже и теперь в осьмидесяти шагах, а в древности, при обилии влаги, обыкновенном в лесных чащах, находилась вероятно у самой подошвы его. В самом строении кургана присутствие насыпанного грунта заметно только в верхней его части, две же трети его высоты состоят из нетронутого, природного песчаного грунта (на каком вырастают хвойные деревья обыкновенно), совершенно сходного с грунтом смежной прибрежной возвышенности, тянущейся с севера; оконечность этой возвышенности вероятно и послужила основанием ему. От самого берега Становки, начинаясь под прямыми углами, два широкие лога, по обе стороны основания кургана, параллельно тянулись к северу, постепенно суживаясь и исчезая в песчаной возвышенности; их-то соединение, широким перекопом и отделило от прибрежной возвышенности основание кургана, дав и материал для возведения его.
      В своем месте мы уже говорили о значении слова «город» в древности; оставшийся след когда-то существовавшего города, называли городищем, как и до сих пор озерищем след бывшего озера, дворищем – след бывшего двора, огнищем – след бывшего огня. Таким образом, и предки наши, при виде покинутого и забытого кургана, сходного с тогдашним строением городов, не могли дать ему иного названия, кроме «городища», или – по незначительности размеров его – «городка». В последствии, - может быть, городок этот, или городище, показался пригодным местом для обороны, как передовой наблюдательный пост за движением врага по Становке и по дорогам, ведущим с запада, и вот, сотня удальцов под командой сотника, разместилась на его вершине, послужила делу верой и правдой, и стал народ называть городище Сотниковым.
      Каково бы ни было однако ж происхождение Сотникова городища, - превращено ль оно из капища в военное укрепление, вызвано ль к существованию единственно тогдашними стратегическими соображениями, но, во всяком случае, получить значение передового оборонительного поста, полезного для г. Рославля, оно могло только тогда, когда вражеские приступы к Городскому Земляному Валу, даже и безуспешные, не могли уже оставаться без последствий для благосостояния г. Рославля, то есть, во времена позднейшие, когда уже и правое прибрежье р. Становки занято было строениями. Положительно можно утверждать, что в начале XVII столетия г. Рославль уже состоял под прикрытием Сотникова городища, и на правом побережье р. Становки, где расположена ныне лучшая часть города с торговою площадью, находились уже не только строения посадских, но и четыре церкви: Благовещенская, Никольская, Успенская и Пятницкая; на противоположном, левом берегу р. Становки, среди посада стояла и пятая церковь – Воскресенская. Городской Земляной Вал представлялся, таким образом, окруженным строениями. Положительно утверждать так мы позволяем себе в виду следующих обстоятельств, засвидетельствованных документами: «8 августа 1682 года, Рословской земской староста Ивашка Иванов, да посацкие люди Стенька Герасимов, Стенька Рокачевский, Ивашка Семенов, Гришка Дубинин с товарищи, четырнадцать человек», били челом на соседних некоторых помещиков, на Благовещенскаго попа Осипа, на Осипа попа Никольскаго, на попов Успенскаго и Пятницкаго и на старцев Спасскаго монастыря в неправильном завладении старинною посадскою их тяглою землею и всякими угодьями, которыми, «при Королевском Величестве, они посацкие люди исстари владели» . Через год, «во 191-м году сентября в 3-е, по приговору боярина князя Василия Васильевича Голицына, велено против челобитья Рословских мещан, про их мещанскую землю около города, разыскать шляхтою и старожилы: много-ль волок земли за ними при короле было, и есть–ли к той их земле межи и грани?… И в этом же 191 году сентября в 6-е, в Рослав, к стольнику и воеводе Василию Потемкину, из Приказа княжества Смоленского о том грамота послана: а сыск о той земле и опись была-ль – того в Приказе княжества Смоленскаго известно не имеется» . Не мало прошло времени в ожидании решения на поданное челобитье; наконец, посадские, утомясь ожиданием, били челом вторично, и вот результат вторичного их прошения:
От Великого Государя, Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, в Рослов, стольнику Нашему и воеводе, князю Алексею Юрьевичу Мещерскому.
      В прошлом в 207-м (1699) году Марта в 17-е, били челом Нам Великому Государю Рословской земской староста Петрушка Дульков и все посацкие люди: при Польском де короле, владели они лесом и всякими угодьями за рекою Острем на пятьнадцать верст, а ныне де тем лесом владеют разные помещики, а они де владеют землею только по Остр реку, а та де река от города Рославля меньше версты, и по бревна де и по дрова ездить им негде, … да тридцать моргов сенокосных завладели рословские Успенской да Николаевской да Пятницкой попы с причетники, … да Спасскому монастырю отошло пять волок да тридцать моргов, … да их же де земля за Острем рекою, в верховьях бортных ухожьев, при церкви Благовещания Пресвятыя Богородицы. И тою де их землею те попы и помещики владеют, а они в те леса ездят с их ведома и дают явочное … И Нам Великому Государю пожаловать бы их: велеть про их посацкую землю, как они владели изстари, розыскать … И Апреля в 6-е прошлаго 207-го года по Нашему Великаго Государя указу, послана память рейтарскаго строю квартирмистру Климу Халютину, велено ему, против того посацких людей челобитья, про их вышеписанную землю, которою завладели разные помещики и вотчинникиоколо города Рослава, розыскать шляхтою и рейтары и всяких чинов многими людьми, старожилы, с которыми у них, посацких людей, ссоры нет: теми землями при Польском короле посацкие люди владели и есть-ли той земле межи и грани? Да будь в сыску обыскные люди про те земли скажут, и межи и грани старинныя тем их посацким землям и всяким угодьям укажут, и ту их землю и всякия угодья описать и измнрить, к половине волоки; а кто их посацкою землею владеет, и тех людей допросить, по какому они указу теми землями владеют, и велеть им положить крепости, и с тех крепостей взять списки; а сыскавши, о том о всем к Нам, Великому Государю, велено писать, и сыск и с крепостей списки прислать к Москве, в Приказ княжества Смоленскаго. И Августа в , писал к Нам, Великому Государю, Клим Халютин и прислал про те земли обыски, а по тем обыскам написано: … «А что владеют рословские Успенские да Благовещенские да Николаевские да Пятницкие попы с причетники, да Спасскаго монастыря старцы, и та земля изстари того монастыря и тех церквей владения. … А что они же посацкие люди били челом Нам Великому Государю, будто их же землею владеют рословские Успенской да Благовещенской да Николаевской да Пятницкой попы с причетники да Спасского монастыря старцы, - и по Нашему , Великаго Государя, указу, в том против челобития их отказано, потому, что по сыскам и по крепостям те земли явились изстари того монастыря и тех церквей владения, а не их посацких … Писан в Москве, лета 7208-го (1700-го) Ноября в 23-е ».
      Не правда ли, что из обстоятельств приведенного дела, по вопросу о времени основания названных в челобитной приходских Рославльских церквей, нельзя вывести иного заключения, как только то, что из бывших в сыске старожилов ни одному уже не было известно начало учреждения четырех приходов этих в городе, и на предложенный вопрос ни один из старожилов не мог бы дать ясного, определенного ответа?
      Этот сыск состоялся в 1699 году; предположим, что старее семидесяти лет не оказалось ни одного старожила в округе, то и в таком случае, прошедшие Рославльские события, совершившиеся за шестьдесят лет, т.е. в 1639 году, были бы известны им, и однако ж они, свидетельствуя о церковных правах на владение спорною землею, выразились так: «а что владеют рословские Успенские да Благовещенские да Николаевские да Пятницкие попы с причетники, и та земля исстари тех церквей владения», или другими бы словами, так: сколько можем припомнить мы, и сколько мы знаем от наших от наших отцов, - всегда земля эта была во владении этих самых церквей.

Примечания:

1. В архивах Рославльской городской управы, в старинном деле о размежевании городских полевых земель» см. стр. 64.
В архивах Рославльской городской управы, в старинном деле о размежевании городских полевых земель» см. стр. 65.