РОСЛАВЛЬ В ГОДЫ ПОСЛЕВОЕННОЙ
СТАЛИНСКОЙ ПЯТИЛЕТКИ
 
      В марте 1946 года Верховный Совет СССР принял закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 - 1950 годы. Верховный Совет установил, что «основные задачи пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 - 1950 годы состоят в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах».
      Советский народ с воодушевлением взялся за выполнение первого послевоенного пятилетнего плана. Как указывал товарищ Сталин, «Рабочие, крестьяне и интеллигенция нашей страны восприняли пятилетний план как боевую программу, отвечающую их жизненным интересам. Можно надеяться, что советские люди, во главе с коммунистической партией не пожалеют сил и труда для того, чтобы не только выполнить, но и перевыполнить новую пятилетку».
      С большим подъемом восприняли четвертый пятилетний план и трудящиеся города Рославля. Они также включились в социалистическое соревнование за выполнение и перевыполнение пятилетнего плана.
      Очень многое предстояло сделать рославльчанам за годы послевоенной пятилетки. Надо было восстановить фабрики и заводы, жилые дома, коммунальное хозяйство и культурные учреждения не просто такими, какими они были до войны, а с применением новейших достижений советской техники, с учетом возросших требований к культуре производства, с учетом новых повышенных культурных запросов советских людей во всех сферах жизни. Иначе говоря, восстановление должно было сопровождаться реконструкцией, переходом на более высокий уровень техники, на более высокую базу культуры.
      Трудности восстановления и реконструкции промышленности города усугублялись тем, что в области, опустошенной» войной, некогда было ждать полного восстановления фабрик и заводов и лишь после этого сдавать их в эксплуатацию. Большинство из них, чтобы скорее начать производство, вводилось в действие отдельными очередями или цехами. В первые годы пятилетки на Смоленщине, в том числе и в Рославле, на многих предприятиях обычной была такая картина, когда тот или иной цех еще стоял в лесах, а в нем уже работали люди и давали продукцию. В этих условиях крепло содружество строителей, монтажников и рабочих восстанавливаемых предприятий. И если где-либо задерживались восстановительные работы, коллектив предприятия приходил на помощь строителям. На стройках трудились и те рабочие и специалисты, предприятия и цехи которых еще находились в стадии восстановления. Когда же их цех вступал в строй действующих, они занимали сваи места у станков.
      Остро стоял вопрос и с производственными кадрами. Пока восстанавливалось то или иное предприятие, время использовалось для подготовки новых кадров молодых рабочих. Старые производственники обучали молодых и сами овладевали новой техникой и новыми методами и приемами работы. Повсюду организовывались стахановские школы. Кроме того, в Рославле были открыты три школы ФЗО и железнодорожное училище трудовых резервов.
      1946 год был для советского народа первым мирным годом после окончания Великой Отечественной войны и первым годом послевоенной сталинской пятилетки. Следуя указаниям партии и правительства, товарища Сталина, горя желанием скорее восстановить родной город, рославльчане отметили 1946 год самоотверженным трудом, вводом в действие восстановленных промышленных предприятий. Вступили в строй городская электростанция, первая очередь вагоноремонтного завода и первая очередь шпагатной фабрики. Партийная организация города главное внимание в области промышленности уделяла выполнению плана строительно-восстановительных работ и выполнению действующими предприятиями производственной программы. Коллективы шпагатной фабрики, кирпичного завода, торфопредприятия «Остер» план 1946 года завершили досрочно. Вагоноремонтный завод приближался к довоенному уровню производства и занял второе место во Всесоюзном социалистическом соревновании.
      Так же напряженно работали трудящиеся Рославля и во втором году пятилетки. Увеличилась мощность введенных в действие предприятий, вступили в строй действующих стекольный завод и первая очередь маслозавода № 5.
      Коллективы промышленных предприятий города, работники железнодорожного узла и строители развернули социалистическое соревнование за досрочное выполнение пятилетнего плана. Изыскивались дополнительные резервы для повышения производительности труда и увеличения выпуска продукции. Рабочие, инженеры и техники вступали между собой в индивидуальное социалистическое соревнование. Многие принимали обязательства в три с половиной - четыре года завершить свои личные пятилетки.
      В феврале 1948 года рославльские паровозники, стремясь увеличить оборачиваемость локомотивов и число проведенных маршрутов, сэкономить как можно больше топлива, первыми на Западной железной дороге стали водить поезда по кольцу. Инициатором кольцевых маршрутов в Рославльском депо выступил экипаж комсомольского паровоза машиниста И. Владимирова. Молодые паровозники, взяв состав на станции Рославль, провели его в Жуковку, а оттуда, не заходя в депо, совершили маршрут до Смоленска и, взяв в нем другой поезд, привели его в Рославль. Только за эту первую поездку комсомольцы-стахановцы сэкономили полторы тонны угля. По их примеру кольцевая езда стала широко применяться на всей Западной железной дороге. Рославльские паровозники не остановились на этом и через два месяца выступили на Западной дороге инициаторами еще одного нового дела - вождения тяжеловесных составов.
      Местная и государственная промышленность Рославля с каждым месяцем увеличивала выпуск продукции. Коллектив маслобойного завода первым в Рославле отказался от государственной дотации и принял повышенные производственные обязательства.
      На предприятиях и железнодорожном узле сотни рабочих завоевали почетное звание стахановцев. Токарь паровозного депо Виктор Саввушкин к 1 мая 1948 года завершил с начала пятилетки свою девятую годовую норму. Электросварщики этого же депо А. Ворохалов и Б. Осипенков выполнили по семь годовых норм, кузнец С. Прудников, слесари И. Николаенков и А. Сердюк - по шесть годовых норм. Более пяти годовых норм за два года выполнили рабочие вагоноремонтного завода А. Гуторов, И. Левченков, А. Терентьев, П. Рыженкова, В. Близученков.
      Рославльчане быстро подхватывали все то новое, что рождалось на предприятиях страны в процессе борьбы за скорейшее завершение пятилетнего плана. Мастер механического цеха вагоноремонтного завода Реутов первым в городе подхватил замечательное начинание Николая Российского. На ряде предприятий развернулось соревнование за сверхплановые накопления.
      Государственный план 1948 года по выпуску валовой продукции предприятия Рославля выполнили с превышением. Число стахановцев выросло до 1 094 человек, ударников - до 1 786 человек; 6 500 рабочих перевыполнили свои годовые нормы, 268 стахановцев выполнили с начала пятилетки по пять годовых норм, 77 - по шесть, четыре - по восемь годовых норм.
      Первым еще в августе завершил годовую программу коллектив маслобойного завода. Благодаря механизации трудовых процессов себестоимость продукции значительно снизилась. 20 ноября рапортовали о завершении годового плана рабочие электростанции, 24 декабря - члены артели имени Розы Люксембург. Артель по сравнению с 1947 годом на 56 процентов увеличила выпуск валовой продукции и дала на два миллиона рублей трикотажных изделий. Досрочно выполнили годовой план вагонное депо, шпагатная фабрика, овощесушильный комбинат и другие предприятия города.
 


стр.