ВОЗНИКНОВЕНИЕ РОСЛАВЛЯ
 
      Рославль построен в конце XI века на возвышенном месте в треугольнике между речками Становкой и Глазомойкой, недалеко от впадения их в реку Остер. В военном отношении это место для того времени было очень удачным. Его определил опытный военачальник, задавшийся целью построить здесь мощную крепость. И в самом деле, крепость с трех сторон - с юга, востока и севера - имела естественные препятствия в виде рек с болотистыми берегами, а внутри треугольника находились два древних городища. При выборе места под город учитывались, невидимому, и древние традиции, тяготение населения к этому пункту, а также и то, что здесь пролегала зимняя дорога в Северскую землю.
      Постройка крепости Ростиславля (как она была названа) смоленским князем Владимиром Мономахом вызывалась насущной необходимостью прикрыть город Смоленск с юга от наиболее беспокойного соседа - Черниговского (Северского) княжества.
      Черниговские князья Святославичи стремились завладеть Смоленским княжеством и уже делали такую попытку в 1095—1096 годах. После Любичского съезда князей (1097 год) Владимир Мономах наряду с другими землями (Переяславской, Ростово-Суздальской) оставил за собой Смоленское княжество. Тотчас лее после Любичского съезда и начата была постройка крепости на южной границе Смоленского княжества .
      В 1098 году крепость была готова. «Заложи город на Въстри», - записал летописец. Этот год и считается датой возникновения города Рославля.
      Владимир Мономах назвал эту крепость Ростиславлем в память своего трагически погибшего младшего брата Ростислава. В 1093 году Владимир Мономах вместе с Ростиславом выступил против половцев. В битве половцы одержали верх, и братьям пришлось отступить. Когда они переплывали реку Стунгу, Ростислав утонул. Владимир не мог его спасти. Название города Ростиславль сохранялось и в исторических источниках XII века - летописях под 1165 годом и в грамоте смоленского князя епископской церкви 1150 года.
      Вскоре после смерти Владимира Мономаха снова возобновилась борьба между Смоленским и Черниговским княжествами. В 30-х и начале 40-х годов XII века велась борьба всех мономаховичей с черниговскими ольговичами (Всеволод, Святослав, Игорь). В 1137 году Смоленский полк помогал киевскому князю Ярополку завоевывать Черниговское княжество. Смоленский князь Ростислав с полком направился по зимней дороге мимо Рославля на юг. По дороге он разорял городки по реке Сожу, изгоняя черниговские гарнизоны. Борьба продолжалась несколько лет.
      Второй поход по завоеванию Посожья был организован в 1142 году. Никоновский летописец указывает, что Ростислав взял четыре города ольговичей. Кроме этого, Ростислав захватил около Гомеля всю волость, а крепость - центр ее - не смог взять. В это время к Смоленску было присоединено среднее Посожье с городами: Прупой (Пропойск), Кречют (Кричев), Басея, Доброчково.
      Нижнее течение с Гомием (Гомелем) и Любичем осталось за Черниговом. Для того чтобы среднее Посожье удержать за Смоленском, Ростислав всячески укреплял его, усиливал старые городки и возвел новую и очень мощную для того времени крепость на реке Вихре (недалеко от ее впадения в Сож). Эту крепость Ростислав назвал в честь своего отца Мстислава - Мстиславлем.
      В 1148 году братья Изяслав и Ростислав нанесли удар по Черниговскому княжеству. Первый наступал с юга от Киева, а Ростислав с севера, из Смоленска. Чернигов взять они не смогли, но зато земли в низовьях реки Сожа. основательно разорили.
      Черниговские князья запросили мира и обязались больше не нападать на Смоленское княжество. Старший среди черниговских князей, Святослав Ольгович, породнился со смоленским князем. Но этот мир был непродолжительным. Черниговские феодалы не желали навсегда отказаться от Посожья. В 1149 году снова вспыхнула междоусобная война.
В 1152 году смоленские полки опять разоряют нижнее Посожье.
      Феодальные распри, подогреваемые алчностью представителей смоленской и черниговской княжеских династий, продолжались до самого, конца XII века, то затихая на краткое время, то снова возгораясь.
      Нет необходимости описывать подробности походов и сражений, случаи заключения черниговскими и смоленскими князьями союзов с князьями других земель для борьбы с противником, притворных замирений и затем нарушений мира, попыток заглушить споры брачными узами и т. п. Упомянем еще лишь о последних столкновениях в конце XII века, ярко раскрывающих поводы для феодальных ссор, в результате которых разорялись многие города и села, а жители испытывали на себе всю тяжесть таких опустошений.
      В среднем и нижнем течении реки Сожа князь Давид Ростиславович захватил у сябров - общинников места, где водились бобры и выдры, и организовал на них ловецкие хозяйства, которые давали ему значительное количество дорогих предметов экспорта - шкурок бобров и выдр. В 1180 году черниговские князья также пытались захватить бобровые ловы по рекам Днепру и Сожу. Это привело к ссоре старшего из черниговских князей - Святослава Всеволодовича с Давидом Ростиславовичем. Отношения между черниговскими и смоленскими князьями снова ухудшились. Лишь в 1182 году они «договорились» жить в мире. За отказ от притязаний на Посожье ростиславичи согласились содействовать упомянутому черниговскому князю Святославу Всеволодовичу занять Киевский стол. Таким путем на короткий срок было удовлетворено честолюбие черниговских князей, а драгоценные шкурки бобров достались ростиславичам.
      В 1195 году из-за дележа южных русских волостей возник конфликт между киевским князем Рюриком Ростиславовичем и владимиро-волынским князем Романом.
      Князь Роман вступил в союз с черниговскими князьями, чтобы предотвратить выступление смоленских полков на помощь Киеву. А черниговские князья, преследуя свои цели, заключили военный союз с Полоцком, бояре и купцы которого тяготились хозяйничаньем Смоленска на Западной Двине. Черниговские полки, направляясь на север к Витебску, «воеваша Смоленскую волость», по пути разорили прежде всего Посожье. Но вскоре черниговским князьям пришлось отступить, так как им угрожал удар с юга, со стороны киевского князя Рюрика Ростиславовича.
      В конце концов долголетняя борьба с Черниговом за Посожье (с 1137 года) закончилась в пользу Смоленского княжества. За Черниговом осталось только нижнее течение реки Сожа с городами Гомием (Гомелем) и Любичем, а все остальные земли бывшего племени радимичей вошли в состав великого Смоленского княжества. Граница прошла где-то около самого Гомия.
      Для характеристики состояния хозяйства Верхнего Посожья в период феодальной раздробленности, определения уровня развития и значения отдельных отраслей мы располагаем лишь немногими сведениями .
      Не подлежит сомнению, что основным занятием населения оставалось пашенное земледелие. Как и в других местах русской северной лесной полосы, в земледелии и здесь применяли трехпольную систему, сеяли самые разнообразные культуры - рожь, просо, ячмень, овес, лен, коноплю и другие. Главное значение среди зерновых культур принадлежало ржи. Кроме этого, как видно из грамоты Смоленского князя Ростислава (1150 г.), в земледелие внедрялись и огородные культуры. Ремесло в городах развивалось, медленно. Вместе с тем,, оно возникало в отдельных населенных пунктах, где имелись те или иные природные сырьевые запасы. Эти места в дальнейшем получают название «Буд» или «Рудней». Даже до наших дней кое-где сохранились эти названия: Фадеева Буда (Стодолищенский район), Большая Буда, Новая Буда, Валеная Буда (Хиславичский район), Рудня, Пречистая Буда, Пустая Буда (Ершичский район), Буда (Екимовичский район).
      Важнейшей и наиболее товарной отраслью хозяйства были ловы бобров, выдр и вообще охота на пушных зверей. Охотой занималось не только сельское население, она была развита среди горожан настолько, что князь Ростислав в виде почестья (один из видов городской дани) получал с городов шкурки лис и куниц. Охота давала рославльскому сябру, (крестьянину) и средства для уплаты даней князю.
      На каких пушных зверей велась охота, видно из сообщения летописца о встрече в 1160 году смоленского князя Ростислава с черниговским князем Святославом Ольговичем, когда они, примирившись, устроили пир. На пиру князья одаривали один другого разными предметами. Святослав подарил пардуса , двух борзых коней и дорогое окованное серебром седло. Ростислав же одарил Святослава шкурками - «собольими и горностаями, и черными кунами, и песцы и белыми волками» .
      Интересно отметить, что охота на бобров и выдр еще в середине X века превратилась даже в особую отрасль княжеского хозяйства.
      Бобровые хозяйства Верхнего Посожья, организованные для охраны и разведения бобров, продолжали играть важную роль в XII - XIII веках и в более позднее, время. О спорах и борьбе за бобровые гоны имеются сведения в актах литовской эпохи. Так, смоленский епископ Иосиф Салтан жаловался литовскому великому князю Александру о «шкодах» в его (епископа) бобровых гонах, которые «чинили» литовские паны и чиновники . Мало этого, эксплуатация отдельных бобровых гонов была даже предметом междугосударственных споров, причиной пограничных конфликтов. В 1504 году московское правительство обратилось с протестом к литовскому по поводу нападения на бобровые гоны дворянина Гаврилы Полтевича. В московской ноте говорится: «Тыми разы Гаврило Полтевич послал люди свои до отчины своей до Присторы бобров гонити, ино людей ево перебили и сети бобровые и собаки поотнимали». Значит борьба за бобровые гоны иногда принимала довольно жестокий характер. Приведенная выше фраза из московской ноты характеризует самый способ ловли бобров: на концах гона расставляли крепкие сети, а в воду пускали специально обученных собак-водолазов, которые гнали бобров в сети.
      Известен еще один документ о том, что реки Посожья были поделены на бобровые гоны, или участки. В жалованной грамоте мстиславльского князя Онуфриевской церкви говорится: «Дали есмо на церковь божию храму святого Онуфрия берегы на Сожи, гоны бобровые, почонши от Молотомля по Лобковский рубеж по Сожу» .
      На массовое распространение здесь бобровых и выдровых ловов указывают дожившие до наших дней названия населенных пунктов, мест, урочищ: Бобры, Бобровичи, Бобрики, Бобровщина, Выдрино, Выдры.
      Вырубка лесов по берегам рек, особенно осинника и дубняка, коброй которых питались бобры, привела к тому, что бобры уходили или погибали от бескормицы .
      В больших размерах рославльчане продолжали развивать пчеловодство, которое в описываемый период начинает носить пасечный характер. Но лесная пасека (ульи на деревьях) еще продолжает господствовать. Горожане раньше чем селяне перешли к устройству пасек в садах, около домов.
      По грамотам смоленского князя Ростислава можно судить о некоторых видах даней и повинностей населения Посожья. С города Ростиславля в пользу смоленского князя шло 30 гривен урока, или погородья (так называлась особая дань с городов), и 10 гривен и 40 лисиц (т. е. лисьих шкур) «почестья». В грамотах Ростислава перечислены лишь те налоги и повинности, с которых давалась «десятина» (т. е. десятая часть) епископской церкви. Основной данью с населения являлись «истые», или истинные, куны. Эту дань, переведенную на деньги-гривны, население должно было сдавать в погостах княжеским тиунам. Кроме этого, с осени князья делали объезды по своей земле и собирали «полюдье», т. е. приношения продуктами, мехами, вещами и. т. п. Существовали судебные штрафы за уголовные преступления (виры) и разные торговые сборы. В торговые сборы входили: мыто сухое (за провоз товаров по дороге. Подразделялось на подужное - летнее и полозное - зимнее), мыто водяное подразделялось на посаженное (с длины судна), шестовое, побережное, головщина, или костки (с лиц, сопровождавших товары), мостовщина (за переезд через мост), перевоз (за перевоз через, реку). Кроме этого, взимались многие налоги при продаже товара: явочное (при явке товаров), гостинное, амбарное, полавочное, свальное (за складывание товаров), весчее, канторное (при взвешивании), померное (за измерение), пятно или роговое (за продажу скота), порядное (при самой продаже) и, наконец, «Задние колачи» (при возращении с рынка).
      Князь имел доход от продажи хмельных налитков (мед, пиво, брага) в княжеских корчмах. Преобладающее количество налоговых изъятий было переведено на деньги, остались в натуральном виде только полюдье на селе и почестье в городах. Но и почестье находилось в процессе перевода на деньги. Исчисление налогов в гривнах (в денежном выражении) говорит о значении и росте товароденежных отношений на Смоленщине, хотя в целом, конечно, хозяйство было натуральным.
      Помимо разного рода повинностей, которые несли рославльчане в пользу князя, закрепощенные сябры (крестьяне) должны были выполнять различные работы также и в вотчине своего феодала.
      Рост эксплуатации населения не мог не вызвать обострения классовой борьбы, разного рода выступлений как крестьян (сябров), так и городских низов.