Л.В. Алексеев,
доктор исторических наук, профессор.
  Южная застава Cмоленской земли
 
      Всякий средневековый город — центр ремесла и торговли — возникал не на пустом месте, а там, где существовало скопление местного земледельческого населения, способного прокормить его жителей и у которого продукция горожан находила сбыт. Кем и как была заселена в древности территория, где позднее встал Рославль?
      Древнейшая летопись — «Повесть временных лет», написанная в первые десятилетия XII в., сообщает, что Смоленск был племенным центром восточнославянского населения кривичей: «Кривичи седять на верх Волги, на верх Двины и наверх Днепра, их же град есть Смоленск». Археологи уже давно по найденным в курганах украшениям с большой точностью определили территории расселения древних восточнославянских племен. Установлена и граница распространения смоленских кривичей. Па юге она проходила от Орши севернее Мстиславля и Рославля. Южнее этой границы жило уже другое древнеславянское население — радимичи, северная часть которого также входила в Смоленскую землю. Ростиславль (ныне Рославль) возник на дороге из Смоленска в Чернигов.
      В домонгольское время древний Рославль был упомянут в письменных документах лишь однажды и много позднее своего возникновения.
      Первое упоминание о нем находим в знаменитом комплексе смоленских епископских грамот XII—XIII вв. В прежние времена, когда комплекс еще не был должным образом изучен, он датировался по дате одного из его документов—1150 г. Теперь установлено, что епископские грамоты представляют комплекс нескольких разновременных документов, из которых ранний (Устав Ростислава смоленского) датируется 1136 г., а поздний (Грамота о погородье и почестье)—1211 —1218 гг.
      Именно в последней, среди шести других крупнейших периферийных городов Смоленской земли, и упомянут Ростиславль.
      Названный по имени смоленского князя Ростислава город был выстроен как центр его личных владений на торговом пути в Южную Русь. Кроме того, он играл роль заставы-крепости, способной оборонять всю Смоленскую землю на ее юго-западных рубежах.
      Археологические раскопки, проведенные на Бурцевой горе — городском детинце, показали, что древнейшие культурные отложения в Рославле относятся к середине XII в. и что город был отстроен Ростиславом между 1136 и 1159 гг.
      Культурный слой, залегающий непосредственно над материком, начинается с пожарища, уничтожившего первоначальное поселение. Одной из самых уникальных находок этой части культурного слоя является костяное резное навершие княжеского посоха. Известно, что каждый древнерусский князь имел свой родовой знак. Основу его составлял трезубец прадеда с пририсованными к нему собственными отметинами, чем он отличался от других княжеских знаков. Знак на рославльском навершии ближе всего к трезубцу Владимира Мономаха (1053—1125) и к трезубцу его отца Всеволода Ярославича (1030—1093) — сына Ярослава Мудрого. Все это предки строителя Ростиславля — Ростислава смоленского.
      Помимо навершия посоха было найдено еще несколько предметов: ключ от замка„ похожий на те, что датировались на Руси XI—началом XIII в., кошелек в виде мешочка с ремешком и внутренним швом, сшитый из одного куска кожи (аналоги встречались при раскопках в Пскове, Новгороде, Москве, Бресте), а также шарнирные ножницы с инкрустацией. Подобные ножницы были найдены в домонгольских слоях древнего Новгорода и на Бородинском городище на Смоленщине. Обгоревшие вещи говорят о том, что мощная, неприступная крепость с валами по периметру площадки и стенами на них — первоначальное поселение в Ростиславле — сгорела от пожара но второй половине XII в.
      Археологические изыскания Л. В. Алексеева позволили директору Института археологии СССР Академии наук СССР академику Б. А. Рыбакову принять за условную дату возникновения Рославля 1137 год. Следовательно, в 1987 г. городу исполнилось восемьсот пятьдесят лет. Что же касается епископской грамоты о погородье и почестье, то она говорит уже о сложившемся городе. В то время по величине денежного сбора в пользу смоленского епископа (три гривны) Рославль был на седьмом месте среди других 12 крупнейших центров княжества, а по почестью (натуральные дары)—на втором среди пяти.
      Археологические раскопки показали, что после пожара, уничтожившего первоначальное поселение, город сравнительно быстро восстановился. Были обнаружены деревянные постройки, строительство которых отнесено к концу XII — первой половине XIII в.
      При раскопках найдены типичные для слоев конца XII—начала XIII в. овальное железное кресало, самшитовый гребень, железное стремя, килевидный наконечник стрелы, пружинные ножницы, многочисленные стеклянные браслеты, шиферные пряслица, серп и другие предметы, многие из которых были привозными. Самшитовые гребни привозились с далекого Кавказа, шиферные пряслица производились на Волыни, из Киева и других мест попали в Рославль стеклянные браслеты. Находка серпа говорит о возможной причастности жителей к сельскому хозяйству, что было характерно для средневекового города.
      Самой важной и уникальной для всей Древней Руси была находка при раскопках остатков разбитой деревянной точеной чаши. На ней тонким резцом был вырезан высокохудожественный рисунок, раскрашенный зеленой и желтой красками. На нем изображен сидящий на возвышении в кресле князь в длинном расшитом облачении. Перед ним стоит группа вооруженных воинов (видны четыре фигуры) в характерных древнерусских шлемах — шишаках с бармицами. В отличие от князя воины в коротких одеждах — род расшитой внизу рубахи. В руке первого воина типичный древнерусский миндалевидный щит, в руке второго — поднятый кверху острием меч. Воины изображены с большой экспрессией, особенно первый, который явно спорит с князем. Он слегка подался вперед и с вызовом смотрит на своего начальника. Спор, очевидно, напряженный, и, защищаясь от нападок, князь разводит руками.
      Сфероконические шлемы на головах воинов, изображенных на рославльской чаше, были характерны для дружинников Древней Руси в XII — первой половине XIII в. Мечи с дисковидными навершиями, подобные тому, который держит второй воин, использовались с XII до начала XIV в., но наиболее они были распространены в XIII в. Для датировки изображения важен и миндалевидный щит. Как установил ленинградский знаток древнего оружия А. Н. Кирпичников, такими щитами пользовались около 1200 г.
      Итак, дата изготовления найденной в Рославле чаши с изображением воинов сомнений не вызывает, она относится к первой половине XIII в. Этим же временем следует датировать и деревянную постройку, в которой она обнаружена.
      Любопытен рисунок и другим: он, несомненно, отображает какое-то столкновение князя с дружиной. Можно думать, что в это время (XII—XIII вв.) с развитием феодальной раздробленности росла роль местных князей и знати. А когда слабели крупные князья, поднимала голову княжеская дружина и часто диктовала свои условия.
      Но вернемся к возрождению сгоревшего поселения. Строительство в Рославле во второй половине XIII в. не ограничивалось лишь возведением деревянных построек. Есть основание утверждать, что в конце XII — начале XIII в. в городе были выстроены две каменные церкви, выложенные из кирпича византийского образца — так называемых плинф. Во время раскопок экспедицией ленинградского археолога П. А. Раппопорта на площади имени В. И. Ленина были обнаружены плинфы конца XII —начала XIII в. Точно такие же плинфы были найдены при раскопках на Бурцевой горе. Их изготовление И. А. Раппопорт тоже отнес к концу XII — началу XIII в. Следовательно, уже в это время в городе велось интенсивное строительство.
      Наличие в Рославле двух церквей, построенных до монголо-татарского нашествия, указывает на то, что помимо княжеской крепости на детинце — Бурцевой горе — в городе в это время существовал, по-видимому, неукрепленный посад, где жили горожане-ремесленники. Кто кроме князя населял детинец? Судя по раскопкам, люди здесь жили в небольших домах, во дворах ставили хозяйственные постройки необычайно тесно. Однако это не были княжеские ремесленники: остатков ремесленных производств на Бурцевой горе почти не встречено. Разгадку, очевидно, следует видеть в двух уже описанных уникальных находках: навершии посоха с княжеским родовым знаком и дружинной чаше с изображением князя и дружины. Северо-восточная часть детинца была тесно заселена княжеской администрацией и княжескими дружинниками. Значительную часть детинца, по-видимому, долго занимал и княжеский двор. Жизнь на этом дворе не была интенсивной, отчего культурный слой в некоторых частях Бурцевой горы имел весьма незначительную толщину.
      Рославль был центром княжеской власти в его личном владении. Сюда, надо думать, стекались все доходы с окрестной территории.