Н.И. Корниенко
  Культура дореволюционного Рославля и уезда
 
      XIX и начало XX в. ознаменованы рядом выдающихся достижений в русской культуре, великим творческим взлетом учёных и изобретателей, писателей и композиторов, художников Внесли свой вклад в сокровищницу русской культуры, имеющей мировое значение, и уроженцы дореволюционного Рославля и уезда.
      В 1830 г. в Рославле родился будущий академик живописи Афанасий Ефимович Рокачевский. Здесь же, в уездном училище, он получил первоначальное образование, затем учился в частной рисовальной школе в Смоленске.
      А в 1852 г. А. Е. Рокачевский поступил вольнослушателем в петербургскую Академию художеств в класс профессора Ф. А. Бруни и стал специализироваться в портретной живописи. С окончанием обучения в академии в 1857 г. вернулся в Рославль, где и занимался преподавательской деятельностью.
      В 1860 г. Рокачевский принял участие в академической выставке. Его «Портрет матери» был тепло встречен публикой. Сейчас эта картина входит к русскую коллекцию Эрмитажа. С 1863 г. художник жил и работал в Киеве, основал там общедоступную рисовальную школу. Рокачевский оставил большое творческое наследие. Его картины можно видеть во многих музеях, в том числе в Смоленском и Рославльском.
      Рославльский уезд явился родиной выдающихся скульпторов М. О. Микешина (1836—1896) и С. Т. Коненкова (1874—1971).
      Михаил Осипович Микешин родился в сельце Максимкове в семье мелкого помещика, героя Отечественной войны 1812 г. О. И. Микешина. Начальное образование будущий скульптор получил в рославльском городском училище, затем учился в смоленской гимназии. В 1851 г. работал на строительстве Московско-Варшавского шоссе чертежником. В 1852 г. М. О. Микешину удалось поступить в петербургскую Академию художеств.
      Работы М. О. Микешина широко известны советским людям. Он является автором замечательных памятников, вошедших в классику монументально-изобразительного искусства: ”Тысячелетие России” в Новгороде (открыт в 1862 г.), Екатерине II в Петербурге (открыт в 1873 г.), Богдану Хмельницкому в Киеве (открыт в 1888 г.) и др. Хорошо известен Микешин как замечательный иллюстратор произведений Пушкина, Гоголя, Шевченко. Большой популярностью пользовались его юмористические рисунки. Много и активно занимался М. О. Микешин общественной деятельностью. Он был организатором клуба художников. Благодаря стараниям Микешина проводились ежегодные вечера памяти Т. Г. Шевченко.
      Из крестьян деревни Караковичи Рославльского уезда вышел всемирно известный скульптор Сергей Тимофеевич Коненков. В местной сельской школе он получил начальное образование, а в 1885 г. стал учеником рославльской мужской прогимназии, потом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где к тому времени уже учился его рославльский приятель Дмитрий Полозов. В училище его учителями были скульпторы реалистического направления С. М. Волнухин и С. В. Иванов. Дипломная работа Коненкова «Камнебоец», удостоенная большой серебряной медали, стала этапной в развитии русской скульптуры.
      В 1899 г. С. Т. Коненков студент Академии художеств. Годы его учебы в Петербурге совпали с ростом рабочего движения. Его дипломная работа — статуя «Самсон» выражала настроения демократических слоев населения, она показалась опасной академическим властям и была уничтожена.
      С. Т. Коненков прожил долгую жизнь, и расцвет его творчества приходится на советскую эпоху. Великую Октябрьскую социалистическую революцию Сергей Тимофеевич встретил зрелым и известным скульптором.
      В 1924 г. С.Т. Коненков с выставкой советского изобразительного искусства уехал в Америку. Работы его имели большой успех, он получил много заказов и, сняв в Нью-Йорке мастерскую, приступил к работе, рассматривая ее как временную. Высшими достижениями его творчества в этот период стали портреты великого певца Ф. И. Шаляпина, исполнительницы русских народных песен Н. В. Плевицкой, ученого-физиолога И. П. Павлова, композитора С. В. Рахманинова, великого пролетарского писателя А. М. Горького. Вернувшись в конце 1945 г. на родину, скульптор пережил новый творческий взлет. Он создал портреты М. П. Мусоргского, Л. Н, Толстого, В. В. Маяковского и других выдающихся деятелей русской культуры. В 1954 г. за портреты «Марфинька» и «Ниночка» (внучка и правнучка А. М. Горького) Коненкову была присуждена Государственная премия СССР.
      Особое место в творчестве Коненкова занял «Автопортрет», отмеченный в 1957 г. Ленинской премией. Сергей Тимофеевич носил высокое звание народного художника СССР, был награждён орденом Ленина, избран действительным членом Академии художеств СССР. В 1964 г. в связи с 90-летием скульптору было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
      Уже был упомянут друг С. Т. Коненкова в годы ученичества —Дмитрий Николаевич Полозов (1875 — 1953). Он родился в Рославле в купеческой семье. Здесь же окончил общеобразовательную школу. Потом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В Академии художеств его преподавателем был знаменитый художник В. Е. Маковский.
      С 1903 г. Д. Н. Полозов жил в Смоленске, преподавал в гимназии, принимал участие в работе Смоленского городского музея, был близко знаком с С. П. Середой, ставшим впоследствии наркомом земледелия РСФСР, с общественным деятелем и писателем А. В. Жиркевичем. В 1915 г. Д. Н. Полозов переехал в Минск, где создал портреты Якуба Коласа, Янки Купалы и других белорусских писателей. С Янкой Купалой его связывала большая личная дружба.
      С. 1922 г. Д. Н. Полозов жил и работал в Ленинграде.
      Назовем еще одного уроженца г. Рославля — Захария Алексеевича Рокачевского (1861 — 1923). Он не только уроженец Рославля и воспитанник местного железнодорожного училища, но и многие годы работал в этом городе. Сперва он был техником в мастерских Орловско-Витебской железной дороги, занимаясь съемкой с натуры и черчением паровозов, вагонов, станков и машин, составлением рабочих чертежей и проектировкой деталей и некоторых станков. Затем некоторое время преподавал в том же училище, которое сам закончил.
      После окончания Академии художеств (1895) работал чертёжником в Управлении Средне-Сибирской железной дороги (г. Томск). С 1900 г. 3. А. Рокачевский — преподаватель Томского технологического института, с 1918 г. — профессор.
      Перечисленными именами, разумеется, не ограничивается список знатных уроженцев рославльской земли.
      Парадоксально, но факт, что крупные успехи в культуре в дореволюционной России были достигнуты в условиях недостаточной грамотности населения. Это хорошо видно на примере Рославля и его уезда. Народное просвещение развивалось медленно, хотя сеть школ несколько расширилась. В 1865 г. в Рославле была открыта женская гимназия, в которой обучалось около 250 девочек в основном из семей дворян, чиновников, духовенства и зажиточных горожан. В 1874 г. приняла учеников мужская гимназия, открывшаяся в городе при значительной материальной поддержке частных лиц. Затем открылись два городских училища — шестиклассное и четырехклассное, которые готовили учеников к конкурсным экзаменам в учительские семинарии, в фельдшерские и другие специальные школы.
      В Рославльском уезде было еще двухклассное училище, целиком содержавшееся за счет казны. При нем также обучали детей разным ремеслам. Около 80 — 90 учащихся насчитывалось в училище при железнодорожных мастерских, открытом в 1874 г. Сельское население могло получать начальное образование в церковноприходских и земских школах, а также в организованных самими крестьянами школах грамотности. Немногие из сельских школ имели собственные здания, большинство их ютилось при волостных правлениях, в домах священнослужителей, в крестьянских избах. Ощущалась постоянная нехватка учителей, невысокой была и их квалификация. По данным 1914 г., из 757 учителей более 400 не имели необходимой профессиональной подготовки. Однако были в земских школах и талантливые, знающие, преданные своему нелегкому делу педагоги, которые отдавали все силы развитию народного образования. Они не только учили детей, но и создавали при школах народные библиотеки, организовывали вечерние воскресные классы для взрослых.
      Конечно, усилия отдельных энтузиастов не могли изменить общую, довольно плачевную картину. По данным всероссийской переписи населения 1897 г., грамотность в Рославле составляла: среди мужчин — 31,4 процента, среди женщин — 16,1 процента, а в деревне соответственно 12 и 1,8 процента.
      Еще более неблагополучным было состояние медицинского обслуживания населения. На весь Рославльский уезд в 1880 г. приходилась одна больница в уездном центре, при которой имелась аптека, и один санитарный участок в селе Разрытом. На службе состояло три врача: один — при земской больнице, другой — уездный земский и третий — при санитарном участке. Работали две акушерки и четыре фельдшера: два —при больнице, третий — при уездном земском враче, четвертый — при санитарном участке. Плохое медицинское обслуживание населения приводило к тому, что значительной была смертность от различных заболеваний, особенно среди детей в возрасте до одного года. В период с 1886 по 1910 г. она составляла в среднем 25 процентов от числа родившихся.