Иванова М.И., директор Рославльского
историко - художественного музея
 
Под мирным небом

        Два года и три месяца на территории района полыхал огонь войны. Народное хозяйство подверглось чудовищному разорению. Рославль был разрушен почти полностью: уничтожены электростанция, все заводы и фабрики, железнодорожный узел, 2311 жилых домов, 16 школ из 17, здания других учебных заведений, больницы и амбулатории. Ущерб, нанесенный только промышленным предприятиям, учреждениям и организациям, составил около 40,5 миллиона рублей, и почти столько же потеряло население города и района. Материальный урон можно было еще как-то подсчитать, но как выразить людские потери? На 1 октября 1943 г. население города составило всего 7400 человек, района-36700, в то время как по переписи 1939 г. в городе жило 41500 и в районе-53500 человек.
        В районе были сожжены и разрушены 4839 крестьянских домов, все общественные постройки, подсобные предприятия колхозов и совхозов, разграблены инвентарь и сельскохозяйственная техника. Из 64 благоустроенных школ осталось только 16. Были уничтожены все лечебные учреждения района. Фашисты реквизировали 5737 лошадей, 9 тысяч голов крупного рогатого скота, 6900 свиней, 17 тысяч овец, 11400 голов птицы.
        Но, несмотря на огромные трудности, жизнь в городе и районе начинала налаживаться. 25 сентября 1943 г. возобновили свою работу городские комитет партии и исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся, а 29 сентября вышел первый номер газеты "Рославльская правда". В передовой статье "За работу, товарищи "газета призвала трудящихся работать не покладая рук, быстрее восстановить предприятия, наладить коммунальное хозяйство, привести в порядок улицы и дома.
        27 октября 1943 г. в Рославле был создан прорабский строительный участок. Он развернул работу по возрождению предприятий промышленности и коммунального хозяйства, социально-культурных учреждений. На восстановление железнодорожного узла было привлечено 542 человека, вагоноремонтного завода-750, предприятий легкой промышленности-321 человек. Наркомхоз РСФСР выделил городу дизельную установку мощностью 200 киловатт.
        На основании принятого 21 августа 1943 г. постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации" из государственных фондов выделялись строительные материалы, промышленное оборудование, автомашины, тракторы, семена, продовольствие, возвращался скот, эвакуированный летом 1941 г. в глубокий тыл.
        Большую безвозмездную помощь рославльчанам в восстановлении разрушенного хозяйства оказали трудящиеся других областей и республик страны. Из Марийской автономной республики, Ярославской, Ивановской, Куйбышевской областей в Рославль прибыли эшелоны со строительными материалами, оборудованием для коммунальных предприятий, больниц, школ. Были присланы учебники, домашняя утварь, обувь, одежда. Москвичи выделили оборудование для МТС. Трудящиеся Саранска писали жителям Рославля: "Советские люди никогда не оставят в беде своих товарищей. Примите первый наш подарок, в числе которого скот, оборудование, инвентарь, кухонная и столовая посуда, больничное оборудование, медикаменты, обувь-всего 12 вагонов, и твердое заверение в том, что этим мы кладем только начало делу скорейшего восстановления вашего города". Члены колхоза "Гигант" Никольского сельсовета Саранского района отправили Рославлю из колхозного стада двух дойных коров, двух супоросных свиноматок, 10 телят, 15 овцематок. Отдел эвакогоспиталей Наркомата здравоохранения Марийской АССР направил Рославльскому райздравотделу инструменты, оборудование и предметы ухода за больными-всего 143 наименования. Возрождение разрушенного гитлеровцами города стало делом всех рославльчан. Был подхвачен и получил широкое распространение почин смоленской связистки Клавдии Савченко создать добровольческие восстановительные бригады. В 1944 г. по вечерам, в выходные и праздничные дни на восстановлении города трудились 62 такие бригады из рабочих промышленных предприятий и служащих учреждений, а также 9 бригад, созданных из домохозяек.
Для награждения передовиков было учреждено переходящее Красное знамя горкома партии и горисполкома. Строительные бригады закрепили за определенными объектами. Для обучения их членов нужной профессии над бригадами брали шефство опытные строители. Все это способствовало тому, что многие коллективы начали быстро добиваться отличных успехов в труде. Так, например, добровольческая строительная бригада вагоноремонтного завода, объединявшая 13 инженеров, техников и служащих, за короткий срок восстановила лесопильную раму и заложила фундаменты под котлы в колесном цехе. Бригада неоднократно заносилась на городскую Доску почета. Бригадами домохозяек на восстановлении вагоноремонтного завода и электростанции стеклозавода за девять месяцев 1945 г. было отработано 1795 часов. На восстановлении жилья добровольческие строительные бригады очистили от завалов коробки 52 сгоревших домов и подготовили к восстановлению здания многих промышленных предприятий и учреждений.
        В целях обеспечения строек раствором и лесом горисполком принял решение о выработке цемянки из разрушенных бетонных конструкций и объявил мобилизацию на лесозаготовки. Каждый человек, работающий в учреждениях и на предприятиях города, обязался заготовить 10 кубометров древесины. В трудных условиях встречало население города и района первую после освобождения зиму 1943/44 г. К февралю было отремонтировано 75 уцелевших коммунальных домов общей площадью 3200 квадратных метров, и в них вселено 755 человек, 1010 человек расселили по бесхозным домам, а 124 семьи жили в землянках, подвалах, лачугах и на лестничных площадках. К этому времени вернулось из эвакуации ИЗО человек. Остро нуждающимся из них, а также семьям воинов, партизан была оказана помощь в приобретении обуви и одежды. В 1944 г. торгующие организации продали рославльчанам 910 пар обуви, 535 пар галош, 600 метров мануфактуры. 795 инвалидам войны была оказана денежная помощь в сумме 13040 рублей. Получили денежную помощь 402 семьи, вернувшиеся из эвакуации. Им было выдано 42115 рублей.
        Состоявшаяся 21 сентября 1944 г. 25-я сессия городского Совета подвела итоги первого года восстановительных работ. Хотя они осуществлялись в труднейших условиях, сделано было много. Из руин поднята электростанция-стеклозавода, введены в действие городской водопровод общей протяженностью 11,5 километра, железнодорожная баня, телефонная станция, радиоузел на 200 точек. Восстанавливались маслобойный завод, шпагатная фабрика, городская электростанция и машинно-тракторная мастерская. В апреле 1944 г. был отстроен первый цех на вагоноремонтном заводе, а в мае отремонтирован первый вагон. На заводе смонтировали девять первых станков. Рославльскому железнодорожному узлу за успешную работу по восстановлению разрушенного хозяйства в 1944 г. три раза присуждалось переходящее Красное знамя Смоленского обкома ВКП(б) и облисполкома. Были восстановлены три средние школы, и в новом, 1944/45 учебном году в городе их работало уже четыре. За парты сели все дети школьного возраста. Война еще продолжалась, и рославльчане, занятые восстановлением своего родного города, ни на минуту не забывали о помощи фронту. Они активно подписывались на военный заем, участвовали в денежно-вещевой лотерее, помогали семьям фронтовиков. Жители города передавали в фонд Красной Армии ценные вещи и деньги. На постройку самолета "Рославльский школьник" учащиеся и педагоги школы № 3 отдали 21 тысячу рублей, а учителя, учащиеся и технические работники школы № 6 собрали еще больше - 100 тысяч рублей. Учащиеся и учителя начальной школы № 2 внесли на постройку санитарного самолета 41971 рубль.
        Сбор средств проходил на фабриках, заводах, в учреждениях и среди населения города. Трудной была и первая после освобождения весна для колхозников района. В хозяйствах не хватало машин, семян, рабочей силы. Почти не осталось общественного скота. Пахали и бороновали на коровах, копали землю лопатами. Поэтому особое внимание было уделено восстановлению МТС.
        Росла вльская и Пригорьевская машинно-тракторные станции были подняты из руин методом народной стройки. На восстановлении Рославльской МТС особенно активно трудились колхозники Лесниковского, Астапковичского сельских Советов и ряда других. Коллектив работников МТС собирал на свою усадьбу разбитые и брошенные врагом тракторы и реставрировал их. Уже через два месяца было восстановлено 10 тракторов. В разных местах отыскали 20 тракторных плугов, детали к другим прицепным орудиям и машинам. Большая помощь, оказываемая работниками машинно-тракторных станций труженикам села, позволила им весной 1944 г. засеять более 15 тысяч гектаров земли. За год восстановительных работ в сельском хозяйстве района в 177 колхозах были организованы фермы крупного рогатого скота и в 83 колхозах -свинофермы, во всех 177 артелях-овцеводческие фермы. К январю 1945 г. количество свиноводческих ферм увеличилось до 92. В 56 колхозах появились птицеводческие фермы. К этому времени в артелях было построено 1527 новых жилых домов для колхозников. К концу 1945 г. посевные площади колхозов были восстановлены на 52 процента, а урожайност ь полей-на 80 процентов. Возрождалась и система народного образования. В районе возобновили работу средняя, 18 семилетних и 44 начальные школы. Но все это было лишь началом гигантской работы по возрождению разрушенного войной. В марте 1946 г.
        Верховный Совет СССР принял Закон о пятилетнем плане развития и восстановления народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. Основными задачами пятилетнего плана были возродить пострадавшие районы страны, и не только восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства, но и превзойти его. Рославльчане активно включились в борьбу за выполнение заданий пятилетки. До 1946 г. были восстановлены и начали действовать преимущественно небольшие предприятия. Теперь развертывалось строительство крупных предприятий по типовым проектам, а восстановление разрушенных сопровождалось их реконструкцией и оснащением более производительным оборудованием. Правда, в силу объективных условий фабрики и заводы часто вводились в эксплуатацию отдельными цехами или очередями. А то и вовсе цехи еще стояли в лесах, но уже выдавали продукцию. Для подготовки кадровых рабочих в городе были открыты три школы ФЗО и железнодорожное училище трудовых резервов.
        Большую роль в выполнении заданий первой послевоенной пятилетки сыграло стахановское движение. Рославльские паровозники первыми на Западной железной дороге выступили инициаторами вождения поездов по кольцу. Так начал работать в Рославльском депо комсомольский экипаж машиниста И. Владимирова. В Рославле родился и почин вождения тяжеловесных паровозных составов. Токарь вагоноремонтного завода Павел Чапурный первым в области освоил метод скоростного резания металла. Комсомольцы станции Рославль выступили с инициативой развернуть борьбу за культуру производства. Предприятием коллективной стахановской работы стала шпагатная фабрика, 27 бригад отличного качества работало на стекольном заводе. Уже в 1949 г. его коллектив превысил уровень довоенного производства на 24,4 процента.
        Восьмая партийная конференция, состоявшаяся 3 апреля 1951 г., подвела итоги развития народного хозяйства города и района в четвертой пятилетке. Промышленность Рославля плановое задание выполнила на 104,8 процента. 1873 человека выполнили от 6 до 16 годовых норм, 241 бригада получила звание бригады отличного качества. Были возрождены и успешно работали вагоноремонтный, кирпичный, стекольный заводы, маслозавод, шпагатная фабрика, шесть промысловых артелей и другие предприятия. Коллектив электростанции завоевал переходящее Красное знамя Министерства коммунального хозяйства РСФСР, а коллективу стекольного завода была присуждена республиканская премия. Получил благодарность Министерства путей сообщения коллектив вагоноремонтного завода. За выполнение заданий четвертого пятилетнего плана 66 человек были награждены орденом Ленина, 22-орденом Трудового Красного Знамени, 38 - медалью "За трудовое отличие". Значительно улучшились и жилищно-бытовые условия трудящихся. За пятилетку в городе было построено 3260 жилых домов общей площадью 91 593 квадратных метра, ликвидированы землянки. Развивались культура и здравоохранение, В городе и районе уже работало семь средних школ, 72 неполные средние и начальные школы, техникум железнодорожного транспорта. Были восстановлены две поликлиники, пять больниц, 16 фельдшерских пунктов, 21 изба-читальня, 28 библиотек. В строй действующих вступила музыкальная школа с классами скрипки и фортепиано. На благоустройство города было израсходовано 8 миллионов рублей. Новым этапом в колхозном строительстве было проведенное в 1950 г. укрупнение колхозов. Вместо 175 мелких сельскохозяйственных артелей в районе стало 44 крупных колхоза. После укрупнения каждый из них объединил в среднем около 200 дворов и имел около 2600 гектаров земли. Это дало возможность лучше использовать современную технику, сократить административно-управленческий персонал, высвободить дополнительную рабочую силу для непосредственного труда на полях и животноводческих фермах. В 1950 г. площади посевов зерновых района превысили довоенный уровень на 1,3 процента, а площади посевов технических культур превзошли его на 9,4 процента. Однако район не вышел на планируемый уровень по урожайности льна, зерновых, картофеля, и по сравнению с 1940 г. заготовка зерна в колхозах составила лишь 85, а картофеля-41 процент. В целом задание четвертого пятилетнего плана не было выполнено.
        Произошли заметные перемены и в социальной жизни сельских тружеников. За годы первой послевоенной пятилетки были восстановлены все деревни и села, выведены люди из землянок. По разработанным партией и правительством мерам, направленным на обеспечение подъема сельского хозяйства, вводился новый порядок планирования, повышалась материальная заинтересованность колхозов и колхозников в увеличении производства сельскохозяйственной продукции. Хозяйства и МТС укреплялись кадрами руководителей и специалистов, увеличивались поставки на село техники, удобрений, вводились единые закупочные цены на продукцию, сдаваемую государству.
        Осуществление этих мер способствовало подъему всех отраслей сельского хозяйства. В 1955 г. колхозы и совхозы области собрали зерна на 86 процентов, а картофеля-в 2,2 раза больше, чем в 1953г. Были расширены посевные площади льна.
        В 1955 г. колхозники собрали льноволокна в 4,3 раза, а льносемян-в 6,2 раза больше, чем в 1953 г. Доход от льноводства в колхозах возрос в 14 раз.
        Важнейшим средством повышения урожайности сельскохозяйственных культур явилось использование на удобрения торфа. Колхоз "Советская Россия" одним из первых в районе в качестве удобрения применил смесь торфа с навозом. Внесение этих компостов способствовало быстрому росту урожайности всех культур, но прежде всего-зерновых. Так, если в 1954 г. она составляла 5,7 центнера с гектара, то в 1958 г. поднялась уже до 16,8 центнера. В 1954 г., обеспечив высокий урожай овощей, колхоз имени Калинина стал участником областной сельскохозяйственной выставки.
        К концу пятой пятилетки колхозы и совхозы района превзошли довоенный уровень по производству ряда важнейших продуктов. Так, производство мяса увеличилось в 1956 г. по сравнению с 1940 г. на 27 процентов, молока-на 15, яиц-на 53 процента.
        Перевыполнила программу пятой пятилетки по производству продукции промышленность города. Возросла производительность труда, расширился и улучшился ассортимент изделий.
        Например, на шпагатной фабрике выпуск продукции увеличился более чем в 2 раза. Почти таких же успехов добился а коллектив вагоноремонтного завода. А производительность труда возросла здесь на 71 процент. В цехах предприятия было установлено 38 единиц нового оборудования.
        Немалый вклада общее дело внесли рационализаторы завода.. За пятилетку они внедрили 750 рационализаторских предложений и изобретений с годовым экономическим эффектом 1200 тысяч рублей. Досрочно выполнил план пятой пятилетки коллектив стекольного завода. С тех же производственных площадей было снято па 6 миллионов бутылок больше, чем в первом году пятилетки. Значительно снизились простои машин и брак продукции.
        Продолжалось строительство новых предприятий. В пятой пятилетке в строй действующих вступили льнозавод, химзавод, открылись железнодорожная больница, три средние школы, библиотека, трудящиеся получили два десятка новых жилых домов. Свыше 3 миллионов рублей было израсходовано за пятилетие на благоустройство города.