Е.В. Муравьев
 
На перекрестке дорог

        Город Рославль стоит на перекрестке железнодорожных и шоссейных путей, имеющих важное народнохозяйственное значение. От него уходят стальные колеи: в западном направлении - на Кричев и Могилев, в восточном - на Киров и Сухиничи, в северо-западном - на Смоленск, в юго-восточном - на Брянск. Через Рославль проходят две автомобильные дороги союз¬ного значения: шоссе Орел - Витебск и автомагистраль Москва - Брест (называвшаяся ранее Варшавским шоссе).
        В 1985 г. была завершена реконструкция станции Рославль: удлинены пути для пропуска тяжеловесных и длинносоставных поездов, стрелки и сигналы переведены на электрическое управление, что позволило почти в 10 раз быстрее готовить маршруты поездам, значительно повысить производительность труда работников станции, увеличить ее пропускную способность. Рабочие строительно-монтажного поезда № 799 возвели здание поста электрической сигнализации, начиненного современной высокочувствительной техникой. Свои места за пультом управления здесь заняли маневровый диспетчер и дежурный по станции, а должность дежурного по стрелочному посту раз и навсегда была вычеркнута из штатного расписания.
        В честь XXVII съезда КПСС на станции было хорошо организовано социалистическое соревнование. Планы по погрузке и выгрузке перевыполнялись, простой вагонов был заметно снижен, возросла статическая нагрузка на них. Чаще других одерживала победу в соревновании смена маневрового диспетчера М. Хренова.
        Крупнейшим предприятием железнодорожного узла является Рославльский вагоноремонтный завод. Предприятие-ветеран, отметившее в 1968 г. вековой юбилей, за достигнутые успехи в производстве награждено орденом Трудового Красного Знамени.
        В свое время на протяжении многих десятилетий, вагоно¬ремонтный завод определял лицо города, являясь зачинателем в нем революционных и трудовых традиций. Об участии рабочих железнодорожных мастерских в событиях Великого Октября уже говорилось выше. Инициатором стахановского движения в городе стал токарь завода Н. Васильев, который 10 октября 1935 г. обточил за смену 14 колесных пар вместо восьми по норме. А через два дня он же обточил 19 пар. В 1936 г. новатор производства был награжден орденом «Знак Почета». В 1985 г., отмечая 50-летие стахановского движения, в коллективе вспоминали также бригадира столяров В. Дуганова, который в давние 30-е гг. выполнял сменное задание на 200 про¬центов. А всего в 1935 г. на вагоноремонтном заводе работало 170 стахановцев.
        И в первые послевоенные годы не меркла слава вагоноромонтников. Они сумели осуществить коренную перестройку всего технологического процесса, технически перевооружили основной вагоносборочный цех, литейный, колесный, инструментально-монтажный и др., внедрили систему автоматизированного диспетчерского управления производством. В 1959 г. коммунисты завода выступили с инициативой выполнить семилетний план по производительности труда за пять лет. Их поддержал весь коллектив. На предприятии было установлено много новых станков и машин, силами рабочих-рационализаторов изготовлены десятки единиц нестандартного оборудования и подъемно-транспортных средств, введено в действие более 10 конвейеров общей протяженностью почти 2 километра. Своими силами рабочие сделали большое количество различных приспособлений, стендов, оснастки. Все это позволило коллективу на тех же площадках увеличить выпуск продукции более чем в 2 раза, причем половину прироста достичь за счет повышения производительности труда. Успех решали люди. Так, в колесном цехе бандажник коммунист Д. Сачков зачастую выполнял за смену по две нормы. Не отставали от него прессовщик П. Даренский, токарь П. Марченков, работавшая на окраске колесных пар О. Позднякова.
        В 1960 г. 450 передовиков производства завода участвовало в социалистическом соревновании за присвоение почетных званий ударника и коллектива коммунистического труда. Примером им служила первая бригада, удостоенная этого звания, которую возглавлял В. Шакунас. Работая в механо-комплектовочном цехе, ее члены вдвое перевыполняли сменные нормы, причем без контролеров все делали высококачественно. Бригадиру посчастливилось быть участником Всесоюзного совещания передовиков соревнования за почетные звания бригады и ударника коммунистического труда, а затем, в 1961 г., - делегатом XXII съезда КПСС.
        Таких прекрасных тружеников на предприятии работает немало. Это позволило заводу выполнить семилетний план (1959-1965) по выпуску валовой и товарной продукции на год и семь месяцев раньше срока. В 2,7 раза возрос объем произ¬водства продукции, почти вдвое - выпуск вагонов из ремонта, в 2,5 раза повысилась производительность труда. В 1966 г. за самоотверженный труд орденом Ленина были награждены слесарь, делегат XXIII съезда КПСС Н. Кудрявцев и начальник завода С. Орловский. Правительственных наград удостоился ряд других передовых рабочих.
        На заводе развивается соревнование за коммунистическое отношение к труду. Победителем в нем чаще всего становится коллектив деревообделочного цеха, который с честью носит звание коллектива коммунистического труда. Здесь готовят новую обшивку для полувагонов, так называемые хлебные щиты, которыми оборудуются вагоны для перевозки зерна, овощные щиты, дверные решетки для перевозки скота, разбирают деревянную обшивку идущих в капитальный ремонт старых полувагонов. А кроме того, на участке ширпотреба, где используются отходы древесины, производят оконные блоки, решетки для ванн, полки для обуви и другие изделия.
        На этом заводе и сейчас работает много ветеранов труда, которые отдали родному производству по 40 лет и более. Это бывший клепальщик вагонного цеха, а ныне слесарь И. Корначев, бывший столяр, затем газорезчик, а теперь слесарь инструментально-монтажного цеха В. Зубарев, кузнец В. Майоров, сварщик А. Мартыненков, заточница А. Чепурная, сверловщица Л. Степанова и многие другие. Все они являются наставниками молодежи.
        ...Один за другим выкатываются из цехов предприятия пахнущие свежей краской вагоны. В течение дня их обновляется здесь более 30.
        По итогам Всесоюзного социалистического соревнования в честь 50-летия стахановского движения заводу присуждена третья денежная премия Министерства путей сообщения и ЦК
        профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства.
2 января 1986 г. завод выпустил первые тележки для вагонов. С этого дня началась новая глава в его истории. Теперь предприятие перестало быть чисто ремонтным и уже в первом году двенадцатой пятилетки произвело продукции на 4 миллиона рублей.
        Ответственную задачу по перевозке народнохозяйственных грузов на участках Смоленск - Брянск и Кричев - Фаянсовая выполняет коллектив Рославльского локомотивного депо. Оно полностью переведено на тепловозную тягу.
        В 1983 г. сюда поступили мощные локомотивы серии 2-М-62. Бригады машинистов В. Алексанкина и П. Илюшенкова первыми в депо провели из Смоленска в Брянск поезда, равные по длине двум обычным составам. Овладение новой техникой позволило и другим бригадам чаще водить тяжеловесные поезда.
        Отвечая на призыв партии, в депо развернули борьбу за экономию горюче-смазочных материалов. Здесь нет ни одной локомотивной бригады, пережигающей топливо.
        Новаторы производства в ремонтных цехах оборудовали систему оборотного водоснабжения для охлаждения компрессорной установки. Многие железнодорожники активно участвуют в проводимых регулярно смотрах-конкурсах на изыскание и использование резервов производства. В социалистическом соревновании в честь XXVII съезда партии и 50-летия стахановского движения особенно высоких показателей в вождении тяжеловесных поездов добились бригады А. Герасимова, В. Савченкова, К. Иванова, в экономии топлива - бригады А. Захарцова и Г. Захаренкова. Локомотивное депо не один квартал в 1985 г. завоевывало переходящее Красное знамя горкома КПСС, исполкома горсовета и горкома ВЛКСМ.
        Среди хозяйственных подразделений железнодорожного транспорта важную роль играет коллектив Рославльской дистанции пути, который обеспечивает ремонт путей и поддерживает их в состоянии, необходимом для безопасного движения поездов.
        Все участки, околотки и бригады дистанции стремятся повышать производительность труда, экономить материальные ресурсы, электроэнергию. Так, бригада И. Королькова по итогам социалистического соревнования в 1985 г. решением Министерства путей сообщения и ЦК профсоюза отрасли была при¬знана лучшей по сети дорог Союза ССР.
        Немалый вклад в успех коллектива в одиннадцатой пятилетке внесли рационализаторы. По предложению механика А. Сельченкова усовершенствована шпалоподбивочная машина, механик И. Зайцев внес новшество в устройство разгрузочной ленты снегоуборочной машины, а слесари О. Морозов и А. Ветлицын предложили надежный прибор по контролю за работой путевых механизмов. Все это улучшило содержание и ремонт железнодорожных путей.