А. Агеев, журналист | |||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Здесь рождались поэты и рождались стихи
|
|||||||||||||||||||||
Конечно, за 860 лет существования
Рославля проживал в нем не только работный да торговый, но и пищущий
люд. Но, увы, написанные местными авторами в течение семи столетий и дошедшие
до нас опусы интереса не только для филологов, но и для читателей не
представляют. Над захолустной альбомной лирикой и «домашней» прозой иронизировали
многие российские литераторы. Вспомним чеховское: «Мороз крепчал...»
В историю словесности Рославль вошел лишь 13 августа 1855 года. Великий лирик XIX века Ф. И. Тютчев, остановившись по пути в свое родовое имение Овстуг в Рославле, вероятнее всего в местной гостинице, написал здесь два шедевра: «Эти бедные селенья...» и «Вот от моря и до моря...» Два стихотворения за один день родились у него единственный раз в жизни. Дорожные впечатления почти ровно через десять лет - 5 августа 1865 года в той же гостинице вдохновили его на еще одно великолепное стихотворение, «Как неожиданно и ярко...» Но лишь десятилетия спустя Рославль стал колыбелью известных, менее известных и совсем неизвестных, но хороших поэтов. Чаще всего их талант расцветал да¬леко от родного города или даже Смоленщины. Н. Рыленков, А. Мишин, Ю. Пашков стали жителями Смоленска, В. Нилендер, Г. Никифорова, Н. Эскович, В. Фирсов, П. Ульяшов, Н. Карпов - Москвы, В. Заводчиков и Н. Глейзаров - Ленинграда. Поэтическое творчество рославльчан (за исключением В. Нилендера) развивалось в постсеребряный век русской поэзии. Но в нем есть и свои серебринки и золотинки. Во многом художественный поиск наших земляков лежал в русле так называемой «смоленской поэтической школы». На наш взгляд, это искусственно созданный местнический термин. Творчество А. Т. Твардовского, М. В. Исаковского, Н. И. Рыленкова скорее соотносимо с поэтической практикой А. Недогонова, В. Бокова, А. Яшина, A. Фатьянова, Н. Рубцова, чем местных авторов, многие из которых не пошли в этой школе дальше ученичества или эпигонства. Вне этой школы выросла в крупного поэта Н. Эскович. В ее стихах угадывается по-своему воспринятое влияние Б. Пастернака, А. Ахматовой. Отточенная, даже изысканная поэтическая техника, музыкальность стиха, доведенная до совершенства, подчеркивают индивидуальность ее стиля. Ее негромкий, по-женски мягкий и лиричный голос не теряется в многотысячном хоре российских поэтов. Своим путем шли и некоторые поэты-рославльчане новейшей генерации. Заметную роль в становлении многих рославльских поэтов сыграла газета «Рославльская правда». При ее редакции сложилось литературное объединение, которое иногда распадалось, но неизменно возрождалось. В разные годы, начиная с послевоенных, им руководили B. П. Пантелеев, С. С. Бритвин, Г. Ф. Кузьмина. Первые свои стихи в местной газете печатали А. Мишин, Ю. Пашков, В. Соколов, А. Агеев, Т. Бакланова, С. Дубовский, А. Макаров. Ниже публикуется антология поэтов, родившихся в Рославле или связанных с ним своей творческой судьбой. Биографические сведения о многих из них отсутствуют в книге И. Трофимова «Писатели Смоленщины», и мы восполняем этот пробел в литературном краеведении. Составители М. И. Иванова и А. А. Агеев. Авторы биографических заметок: М. И. Иванова - о Г. Никифоровой, В. Заводчикове (в соавт. с А. А. Агеевым), Н. Эскович, Н. Карпове и П. Ульяшове, Н. И. Корнеенко - о В. Нилендере и А. А. Агеев. Фёдор
Тютчев
(1803 - 1873) * * *
Владимир Нилендер
Владимир Оттонович Нилендер родился в Рославле
в 1883 г. в семье инспектора мужской прогимназии. В юности он страстно
увлекался морем, хотел стать профессиональным моряком, учился в морском
училище. Однако его стала интересовать греческая история и литература,
и вскоре, оставив училище, он поступил на филологический факультет Московского
университета, был одним из любимых учеников И. В. Цветаева.
В 1906 - 1907 гг. входил в кружок «аргонавтов». Среди близких друзей Нилендера того времени - А. Белый, С. Соловьев, М. Волошин, семья Брюсовых. Он сотрудничал со многими изданиями и издательствами символистов: «Весы», «Мусагет», «Золотое руно». В 1916 г. он заканчивает университет и занимается переводами с латыни и греческого, пишет стихи. В 1918 - 1920 гг. работает в Библиотечном и Музейном отделах Наркомпроса, внеся большой вклад в сохранение национальных культурных ценностей, позже вел преподавательскую работу в московских вузах, в том числе в МГПИ им. В. И. Ленина. В переводах Нилендера вышли в свет трагедия Софокла «Электра», трагедия Эсхила «Прикованный Прометей» (совместно с С. Соловьевым). Его переводы выполнены очень близко к подлинникам и прекрасно передают ритмику греческого стиха. Результатом глубокого изучения Нилендером древнегреческого театра стала его большая работа «Сценическая и ритмическая композиция древнеаттической трагедии», которая содержит реконструкцию театрального действа классической эпохи (не опубликована). Умер Нилендер в 1965 г. В воспоминаниях А. Белого «Начало века» много страниц посвящено нашему земляку. А. Белый характеризует его как человека высоких моральных качеств, влюбленного в греческую литературу. Оставили свои воспоминания о Нилендере и сестры Цветаевы. В книге воспоминаний Анастасии Ивановны, а также в повести М. Цветаевой «Пленный дух» описаны непростые отношения, связывавшие 17-летнюю Марину Цветаеву и Нилендера. Владимиру Оттоновичу посвящены стихотворения Марины Ивановны.
Ниже публикуется отрывок из трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» в переводе В. Нилендера и С. Соловьева.
Такой, в духе времени псевдоним выбрал себе Павел Григорьевич Иванов. Он родился 12 июля 1895 г. в с. Всеславль Рославльского уезда в семье крестьянина-бедняка. В 1907 г. с родителями переехал в Донбасс, с юных лет работал на шахтах. В 1918 г. добровольцем ушел в Красную Армию. Первый сборник стихотворений «Каменная книга» вышел в Артемовске в 1930 г. Автор восьми поэтических книг. Умер в 1968 г.
Галина Александровна рославльчанка, родилась в 1903 г. Здесь выросла, окончила шесть классов гимназии, затем школу 2-й ступени. Училась в Смоленске в институте на словесно-историческом факультете. Долгие годы жила в Москве.
|
|
стр.
|
|