Хохлова Е.С., научный сотрудник
Рославльского историко-художественного музея
 
К истории Рославльского автоагрегатного завода
 
      Рославльский район, расположенный на юге Смоленской области, является одним из промышленноразвитых районов Смоленщины. Основные отрасли промышленности это: энергетическая, машиностроительная, химическая, легкая и пищевая. До недавнего времени на территории района действовало 28 промышленных предприятий, которые имели тесные торгово-экономические связи с поставщиками и потребителями как внутри страны, так и за рубежом.
      Промышленные предприятия, бывшие всего несколько лет назад социалистическими, после перехода экономики страны к работе на принципах рыночного регулирования, были поставлены перед необходимостью адаптации к работе в новых условиях. В результате начавшегося процесса приватизации и акционирования, многие ранее существовавшие предприятия приобрели статус "акционерных обществ".
      В настоящее время в районе зарегистрировано 25 крупных и 4 малых промышленных предприятия. Разрыв привычных экономических связей, физический и моральный износ станков и оборудования, а также трудности со сбытом продукции привели к тому, что в 1996 г. только 4 предприятия (15,4% от их общего числа) увеличили объем промышленного производства по сравнению с прошлым годом, среди них: торфопредприятие - на 85%, вагоноремонтный завод - на 18%, АО "Рама"-на 13% и Остерский хлебокомбинат - на 9%
      1 . Промышленностью района (по полному кругу предприятий) произведено продукции (работ и услуг) в действующих ценах на 551,9 млрд. рублей, что составляет лишь 69,4% к соответствующему периоду 1995 года
      2. Работая в новых экономических условиях, промышленные предприятия столкнулись с рядом трудностей, что привело к длительным остановкам всех или отдельных производств. В декабре 1996 г. 19 предприятий промышленности останавливали свои производства и работали в режиме сокращенного рабочего времени
3. На 52%, по сравнению с 1995 г., увеличилось количество убыточных предприятий
      4. Численность работающих на крупных и средних предприятиях района за 1996 г. составила 27,6 тысячи человек, сократилась против соответствующего периода прошлого года на 8%
      5. В 2,3 раза возросло число официально зарегистрированных безработных и составило 900 человек.
      Одним из самых крупных промышленных предприятий города является акционерное общество закрытого типа Рославльский автоагрегатный завод, филиал акционерного Московского общества ЗИЛ. В 1994 г. завод отметил свой 30-летний юбилей.
История строительства и ввода в действие завода в Рославле началась с ноября 1958 г., когда была создана группа по финансированию строительства и подготовке проектной документации. Директором строящегося завода был назначен В. Н. Кольцов. Группа готовила документацию по строительству авторемонтного завода. Своего помещения не было, работали в выделенной маслосырзаводом небольшой комнате. Одновременно группа заказывала документацию и вела финансирование операций по строительству завода алмазных инструментов. Тогда же была получена документация и начато строительство двух 8-квартирных и 17 стандартных домов по ул. Мичурина и ул. Дачной.
      Первым этапом начавшегося строительства было бурение скважины под водонапорную башню. Бурение скважины велось одновременно с вертикальной планировкой площадки под строительство 3-го корпуса. Всего за 1958 год было выполнено работ на 154 тысячи рублей. В середине 1959 года выл изменен профиль строящегося завода: было решено готовить производство передвижных электростанций. Документация на строительство была передана моторемонтному заводу по ул. Пушкина, где разворачивалось строительство авторемонтного завода.
      В декабре 1959 года был достроен корпус № 3 и будущему коллективу его установлен первый план выпуска продукции. Руководство завода объявило набор рабочих для отправки на учебу на головное предприятие в г. Новосибирск. Участниками первой поездки были нынешние работники завода: Р. К. Карезина, И. И. Пиминов, 3. П. Савкина, Н. И. Массалитин, В. Н. Дмитриев, В. С. Кореньков, В. И. Романенкова и другие. К концу обучения группы на заводе было смонтировано необходимое для производства передвижных элект- ростанций оборудование. В декабре 1960 года заводом были выпущены первые 10 передвижных электростанций, стоимостью 90 тысяч рублей (в старом исчислении) каждая. С января 1961 года завод имел стабильный план выпуска продукции. Одновременно велось строительство корпуса № 2, где в настоящее время располагается механосборочный цех № 1 и термический участок. В феврале 1964 года директором завода был назначен Э. Г. Репин.
      31 марта 1964 года было принято постановление ВСНХ СССР о передаче Рославльского завода передвижных электростанций в ведение Московского Совнархоза и об организации на базе этого завода филиала Московского автозавода им. И. А. Лихачева по производству запасных частей к автомобилям. Завод стал называться "Автозапчасть".
      Наш город стал местом первого завода-филиала известнейшего в стране Московского автомобильного завода. Вслед за Рославлем были созданы заводы-филиалы в Мценске, на Урале, в Сердобске, Рязани, Смоленске, Ярцеве, Житомире, Петровске, Пензе, Симферополе и Пскове.
      По мнению ветерана Труда ЗИЛа М. Марфенкова, принятое Генеральной дирекцией объединения (возглавляемой тогда П. Д. Бородиным) решение о развитии ЗИЛа за счет заводов-филиалов было правильным и позволило создать мощнейшее в стране объединение по производству грузовых автомобилей. Как показала практика тех лет, нарастить достигнутый впоследствии уровень выпуска продукции в условиях Москвы было бы невозможно.
      Вслед за решением о создании того или иного завода объединения на отдаленные и еще отсталые по технологическому уровню новые предприятия следовали передовой зиловский опыт работы и передовая технология.
      К моменту передачи в объединение Рославльского предприятия в наяем городе был маленький завод, который располагал 4600 кв. метрами производственных площадей и трудилось на нем немногим более 400 человек. В состав завода также входил недостроенный производственный корпус площадью 17 тыс. кв. метров, с вводом которого в 1967 году завод был перепрофилирован на изготовление многих узлов и деталей к автомобилям ЗИЛ.
      На заводе "Автозапчасть" стали производить мосты для автобусов ЗИЛ-127, продольные и поперечные тяги, масляный и водяной насосы, кардан рулевого управления, фильтр очистки масла, регулировочный рычаг и много других деталей для сборки автомобилей (всего 224 наименования).
      В 1966 году за успехи в труде впервые в истории предприятия были награждены правительственными наградами 4 работника завода. Одними из первых были удостоены наград рабочий автоматного цеха И. В. Логинов и комплектовщица отдела сбыта Е. Е. Феськина.
      Повышение эффективности производства и качества работы требовало непрерывного углубления и расширения знаний, роста мастерства рабочих и инженерно-технических работников. Встал вопрос о подготовке высоко-квалифицированных кадров. С этой целью в 1966 году на заводе открылся вечерний филиал Московского автомеханического техникума (МАМТ).
      Второй этап реконструкции завода связан с созданием и освоением мощностей по производству метизов, острый недостаток которых повсеместно ощущался в работе объединения. Он начался в конце 60-х годов и включал в себя строительство главного корпуса площадью 85 тыс. кв. метров с комплексом систем автономного обеспечения всеми видами энергии; создание тепловых мощностей; очистных сооружений, с учетом нужд города, мощностью 30 тыс. куб. метров в сутки и последующим их расширением до 56 тыс. куб. метров в 1990 году; артезианского водозаборника; компрессорной; строительство новых и реконструкцию действующих подстанций. Эти работы были закончены в 1975 году и уже в 1978 году предприятие вышло на проектные мощности и сняло проблему дифицита нормалей. Комплекс производств, созданный в результате первой и второй реконструкций, объединяющий в себе производство автомобильных агрегатов и нормалей, называется сейчас производством "Механосборки и нормалей".
      Рославльский завод "Автозапчасть" в 1976 году выпускал узлы и детали 600 наименований для автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ЗИЛ-157к, изготовляемых головным заводом имени И. А. Лихачева ".
      Третий этап реконструкции завода начался в 1975 году в связи с возникновением в отрасли проблемы оснащения отечественных автомобилей надежной тормозной аппаратутой для автомобилей ЗИЛ и КамАЗ, ранее закупаемой по импорту у фирм Югославии и Польши.
      Комплекс производства завода тормозной аппаратуры был спроектирован Киевским отделением института "Промстройпроект" по заданию проектного управления ЗИЛа. Технологическую часть проекта разрабатывало специализированное проектно-технологическое Управление ЗИЛа.
      Место строительства завода, как отдельного филиала ЗИЛа, было определено в Рославле, а обязанности заказчика по строительству возложены на дирекцию завода "Автозапчасть".
      Для строительства было создано специализированное строительное управление треста "Рославльпромстрой" Смоленского территориального управления строительства Минстроя СССР.
      На строительстве завода отличилась бригада плотников-бетонщиков М. Ф. Ряжечкина, которая выступила с инициативой выполнять недельное задание за 4 дня, а пятилетку - за 4 года. В 1981 году М. Ф. Ряжечкин был награжден орденом Ленина.
      Бригада плиточников-облицовщиков В. Д. Власова первой среди коллективов, возводящих промышленные объекты, поддержала почин свердловских рабочих "Пятилетку - меньшим составом". Девять рабочих бригады Власова выполняли задание, которое раньше делали 18 человек, добившись сменной нормы выработки 220%. Торжественный пуск первой очереди завода был 29 декабря 1980 года. Ее производственная мощность составляла 250 тысяч комплектов тормозной аппаратуры для автомобилей ЗИЛ и КамАЗ.
      В 1981 году было закончено строительство и введен в эксплуатацию крупнейший в Европе комплекс цехов по производству тормозной аппаратуры для грузовых автомобилей. Около полутора тысяч единиц оборудования потребовалось установить на площади 100 тыс. кв. метров. Были освоены новые технологические процессы: точное литье под давлением из алюминиевых сплавов, высоко-точная механическая обработка изделий методом раскатывания и другие.
      Успешному освоению таких уникальных процессов способствовала практика размещения временных участков по специализации цехов, где производилось опробование изготовления с переналадкой всех деталей производства тормозной аппаратуры и проведение контрольной сборки приборов.
      Не удалось только получить крупные штамповки с прессов "Аида", так как их невозможно было разместить на временных участках.
      Корпуса нового производства уникальны в своем роде. Оно оснащено самым передовым и современным оборудованием, здесь применяются лучшие достижения науки и техники, использован и обогащен опыт многих ведущих фирм из Японии, ФРГ, Италии - государств, пользующихся мировым признанием в области автомобилестроения. По оценке иностранных специалистов, побывавших на заводе в Рославле, производство тормозной аппаратуры соответствует самому высокому мировому уровню.
      В мае 1981 года были отправлены на КамАЗ первые 300 комплектов тормозных аппаратов, а 30 июня приказом Министра автомобильной промышленности завод "Автозапчасть" и завод тормозной аппаратуры были объединены, завод стал называться "Автоагрегатный".
      В декабре 1982 года за достигнутые успехи в социалистическом соревновании в честь 60-летия образования СССР завод занесен в Книгу Трудовой Славы Смоленской области 13.
      В настоящее время завод изготавливает 1017 наименований товарной продукции. Выпускаемую тормозную аппаратуру отличает высокое качество, надежность и более низкая, по сравнению с изделиями зарубежных фирм, цена.
      По итогам 1995 года объем товарной продукции (в сопоставимых ценах), выпускаемой заводом, составил 124,9% к уровню 1994 года.
      Продукция завода поставляется более 300 потребителям, в том числе и основным, таким, как ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, ПАЗ, ГАЗ и другим. В 1992 году коллектив завода начал освоение новой продукции - топливной аппаратуры для дизельных двигателей. Для этого потребовалось построить новый корпус площадью 12,6 тыс. кв. метров, приобрести и установить современное высокопроизводительное оборудование ведущих станкостроительных фирм Западной Европы, разработать новые технологические процессы. С расширением производства растут и производственные площади завода. Сейчас они составляют более 200 тыс. кв. метров. На заводе работает более 5000 человек.
      Для улучшения быта и отдыха работников завода и жителей нашего города на средства предприятия были построены микрорайоны со всем комплексом социально-бытовых услуг. Детские комбинаты "Светлячок" и "Золотой ключик" на 210 мест каждый, две средние школы, поликлиника в 15 микрорайоне - вот далеко неполный перечень объектов, которыми пользуются многие рославльчане.
      В 1973 году начал функционировать заводской санаторий-профилакторий "Зиловец" в районе деревни Голоевка. Санаторий рассчитан на лечение и отдых 200 человек одновременно.
      Многопрофильный санаторный комплекс включает 3 двухэтажных жилых корпуса с палатами на двоих, лечебный и административный корпус, клуб и столовую.
Комплекс лечебных процедур положительно влияет на лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, печени и желудочно-кишечного тракта.
      В санатории работают кабинеты стоматологии, подводного душа-массажа, электросна, электросветолечения, массажа. Большой популярностью в общем комплексе лечебных услуг пользуется бальнеолечение: хвойные, кислородные, минеральные, жемчужные ванны. Успешно применяется для лечения многих заболеваний грязь курорта "Кемери".
      К услугам отдыхающих - клуб, библиотека, читальный зал. Часто демонстрируются фильмы, проводятся танцевальные вечера отдыха.
      Большой популярностью в летнее время пользуются Заезды матерей с детьми. За время существования лечебницы здесь отдохнули и поправили свое здоровье десятки тысяч заводчан и их семей, которые поступают сюда согласно данным диагностического наблюдения и результатам профилактических осмотров.
      Проектирование учебного спортивно-оздоровительного центра (УСОЦ) "Прудок" началось в 1976 году. С 1978 года здесь была открыта лыжная база с оборудованными вагонами-общежитиями, на которой проводятся заводские массовые спортивные мероприятия в зимний период. А в 1986 году лыжные трассы в "Прудке" были утверждены Госкомспортом, и именно здесь стали проводиться соревнования самого высокого российского ранга.
      В 1988 году в Прудке было окончено строительство пионерского лагеря с зимней базой более чем на 300 человек.
      Расположенный в сосновом бору, на берегу озера УСОЦ "Прудок" предназначен не только для проведения учебно-тренировочных, спортивно-массовых мероприятий, но и является любимым местом отдыха заводчан и жителей города.
      Есть у рабочих автоагрегатного завода и свой физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК). Он был организован 1 августа 1991 года. За сравнительно небольшое время его существования около 20 тысяч человек поправили здесь свое здоровье. Основа ФОКа - медико-физкультурный оздоровительный центр, в котором работает 2 врача и 14 медиков со средним специальным образованием.
      Полная диагностика, УЗИ, иридодиагностика, реабилитация, консультации психотерапевта - вот далеко не полный перечень того, что получают больные в физкультурно-оздоровительном комплексе.
      ФОК имеет современную спортивную базу: спортивный, тренажерный и борцовский залы, бильярдная, две сауны с микробассейнами и комнатами отдыха, прекрасный 25-метровый бассейн с раздевалками, душевыми и залом сухого плавания. Во дворе ФОКа хоккейная и городошная площадки, теннисный корт.
      Особое внимание уделяется воспитанию юных спортсменов. В детско-юношеской спортивной школе завода, которая существует 17 лет, занимается более 600 учащихся. Здесь ведутся тренировки по футболу, легкой атлетике, волейболу, лыжным гонкам, вольной борьбе и самбо. Учащиеся школы принимают участие в региональных и российских соревнованиях.
      Гордостью заводчан и жителей нашего города является Дворец культуры "Россия" Рославльского автоагрегатного завода. Это здание с двумя концертными залами, "зимним" садом и комнатами для кружковых занятий. Планируется открытие в ДК "Россия" зала бракосочетаний, что также существенно дополнит культурный облик нашего города. Молодой творческий коллектив Дворца культуры делает все возможное, чтобы стать центром досуга и отдыха для населения всех возрастов. За пять лет существования организованы детский танцевальный коллектив "Бусинка", хореографическая группа "Галатея" и "Ретро", русский народный хор, постоянно работают вокальная студия, детские кружки, различные курсы и зал компьютерных игр.
      На современном этапе развития, при переходе к рыночной экономике, Рославльский автоагрегатный завод, акционерное общество закрытого типа, филиал акционерного Московского общества ЗИЛ оказался в сложной экономической ситуации. Это объясняется рядом причин, одна из которых, по мнению С. Сергеева, автора статьи "На пути к стабилизации" состоит в том, что машино-строительные предприятия представляют ту отрасль промышленности, которая в современных экономических условиях понесла очень крупные потери: спад здесь особенно глубок, конкуренция импорта высока, выход на зарубежные рынки очень не прост, а спрос со стороны государства резко упал.
      Перед руководством завода, которое с 1985 года возглавляет Е. А. Самородский, стоит много производственных и социальных задач, и одна из них связана с большой задолженностью предприятия по выплате заработной платы. Стратегическое значение для завода приобрела проблема неплатежеспособности потребителей, проблема энергоносителей и роста цен на них. Необходимо найти пути серьезной экономии энергоресурсов, как газа, так и тепловой и электрической энергии.
Вместе с тем на заводе проводится работа, цель которой заложить долгосрочные перспективы развития предприятия. Идет организация производства топливной аппаратуры. При участии специалистов из Германии завершается монтаж обеих линий, идет опробование.
      Проходят испытания первых опытных насосов, серийный выпуск которых планировалось начать в 1996 году. Руководство завода считает, что у новой продукции есть ряд преимуществ перед продукцией конкурентов. Объясняется это тем, что практически все производители топливных насосов в России имеют устаревшее оборудование, в то время как на оборудовании, смонтированном в Рославле, можно производить продукцию самого высокого качества и с меньшими затратами, что очень важно для ее потребителей в условиях рынка.
      Работы по организации нового производства топливной чешской фирмой "Моторпал" инженеренговой фирмы, которая позволит обеспечить производство кадрами, способными разрабатывать новые топливные насосы. В Чехии уже прошли соответствующую стажировку трое работников автоагрегатного завода, еще 20 человек работали на фирме "Моторпал" с целью повышения своего производственного уровня.
      Сотрудничество с "Моторпалом" не ограничивается только инженерными разработками. Рассматривается возможность взаимных поставок элементов топливного насоса. Большие перспективы раскрывает перед коллективом Рославльского автоагрегатного завода работа по созданию совместного производства по тормозной аппаратуре и налаживанию контактов с потребителями на Западе. Сейчас выполняется крупный заказ по поставкам нормалей в Германию и Иран. Он производится в соответствии с требованиями заказчика и должен стать постоянным, а объемы поставок будут расти. В этом случае будет найден не только хороший рынок сбыта продукции автоагрегатного завода, но и немало рославльчан будет обеспечено работой.
      Для представления перспектив развития Рославльского автоагрегатного завода важна информация и о ситуации в целом по АМО " ЗИЛ", поскольку от положения на головном предприятии зависит благополучие его филиалов. После появления нового Генерального директора отмечаются некоторые изменения. Суть их состоит в серьезном улучшении для ЗИЛа условий по получению краткосрочных кредитов, поступают деньги для формирования оборотного капитала ЗИЛа.
      В то же время заметен и упор на более коммерческий, рыночный характер функционирования предприятия. Основная задача, которая ставится сейчас,текущая стабилизация экономического положения акционерного общества.

Литература


1-6. Социально-экономическое положение Рославльского района в 1996 году. Рославльская правда. 1997, № 15, с. 2.
7-8 Архив Рославльского историко-художественного музея, пап. № 100.
9. Марфенков М. Этапы большого пути - Рославльский машиностроитель,1993, № 11, с. 2.
10-11. Это наша стобой биография.- Рославльскии машиностроитель 1993, № 11, с. 3.
12. Марфенков М. Этапы большого пути.- Там же.
13. Это наша с тобой биография, - Там же.
14 Сергеев С. На пути к стабилизации.- Рославльская правда, 1995, № 70, с. 1
15. Даже работу еще нужно заработать - Рославльская правда, 1995, № 84, с. 1.