Иванов С.С., краевед
 
Архитектурный облик старого Рославля (продолжение)
 
Плотницкое мастерство и инструмент


      Искусная работа русских плотников славилась издавна. Еще в хрониках X в. отмечено, что суда, ходившие под стены Византийских городов, были изготовлены смоленскими и новгородскими плотниками.
      Артели мастеров нанимались на работы по всей России. Славились костромские, вологодские мастера, плотники северных, сибирских губерний. В нашей местности ценилась работа плотников-калужан, а артели из деревень Белой, Несоново Рославльского уезда ставили дома в нашем городе. Артель из 4-х человек могла срубить сруб с каркасной частью за 12 - 14 дней. Устное предание донесло фамилии «рядчиков» (то есть подрядчиков, старших.- С. И.) И. И. Игнатенкова, В. Петракова, В. Г. Амелина, В. Н. Никодимова и искусных плотников: Ф. М. Якушева, М. Медведева.
      Дома рубились «брусом», то есть несколько срубов ставились рядом по одной оси (ул. Пайтерова, Горького, Комсомольская), «глаголем», когда к основному срубу сбоку пристраивался тоже сруб и хозяйственные постройки (ул. Пайтерова). Дома, по белорусской поговорке: «Дварочик як вяночик», окружались хозяйственными постройками и двор был посредине, отгороженный от улицы однокалиточными воротами.
      Наиболее рациональным считался размер сруба - «десятка» (в аршинах). Он позволял сделать хорошую планировку комнат. На нижние венцы высоких построек ставилась лиственница или косослойная сосна («свилеватая») - это предохраняло постройку от раздавливания низа. Возраст домов можно определить по толщине бре¬вен, хотя наиболее оптимальной была толщина от 50 до 25 см, а длина бревна до 12 м.
      Различны были способы соединения бревен венцами в срубах. Для изб, домов рядовой застройки - «в обло» («облый» - круглый) или «в угол», «в чашку», т. е. концы бревен выходили за плоскость стены, оставляя «остаток». Для богатых домов - «в лапу с замком», без «остатка», для бань - «в охряп», для нижних срубов - опор мельниц-ветрянок - «в режь» или «в погон» и т. п.
      В нашей местности срубы в плане чаще всего были 4- и 6-угольными. Дерево рубилось поперек по размеру топором не потому, что не знали пилы, а потому, что капилляры под лезвием сминались и задерживали поступление влаги, постройка была долговечнее. Настилы потолков, полов также вытесывались топором с односторонней заточкой из расколотых бревен, такие тесины («тесницы») считались прочнее, чем пиленые.
В набор плотника входили топоры, долота, скобели, тесла, коловороты («оборотенки»), пилы.

Деревянный Рославль

      Мы не знаем облика первоначальной крепости на Бур¬цевой горе. Возможно, она была деревянной. Достовер¬ным же свидетельством о наличии деревянной крепости можно считать сведения автора книги «Цветущее состояние всероссийского государства» - И. К. Кирилова (от 1726, 1727 гг.) о «трех ветхих башнях деревянного города», то есть крепости. Постройку уже этой крепости можно отнести к периоду после 1515 до 1604 гг. Из других источников мы знаем названия только двух башен: «Красная» и «Проездная». О последней можно сказать, что она была срублена четвериком с дополнительным оборонным элементом - балконом («обламом») над тщательно укрепленными въездными воротами. По аналогии с Вязем¬ской крепостью можно предположить, что наша крепость тоже была рубленой и, возможно, местными плотниками под наблюдением московских умельцев. Общего же ко¬личества башен мы так и не знаем.
      Крепость внутри была плотно застроена небольшими постройками, ограниченными частоколами. Археологами найдены остатки срубов, срубленных «в обло», размерами не более «восьмерки». Площадь городища заставляла ценить каждый аршин (0,71 см).
      В документе 1634 г. записано, что в Рославле было 4 церкви с дополнительными наименованиями: «Благовещенская на посаде», «Николы в Незнанове», «Успенья в Жолницу», «Пятницы на месте». Воскресенская (пятая) церковь на Заречье, очевидно, была построена несколько позже. Ни внешних, ни внутренних устройств этих ранних церковных зданий мы не знаем. Известно лишь, что они были одноглавыми, колокольни некоторых на планах по¬казаны отдельно стоящими. О Благовещенской соборной сказано, что она имела главку, покрытую чешуей и внутри потолок («небо»), а также «колокольню на вратах ограды»... о Предтеченской церкви (она стояла на торго¬вой площади в одной ограде с Благовещенской и была разобрана после постройки каменного собора) известно, что она, после перестройки в 1768 г. была двухэтажной и была для соборной теплым приделом. На первом этаже была зеленая изразцовая печь. Второй этаж был освящен как Тихвинская церковь.
      Жилые дома прошлого времени еще встречаются на улицах Пушкина, Пайтерова, Пролетарской, Глинки, Октябрьской, Мичурина, Горького и др. Даты их постройки в основном относятся к концу XIX - нач. XX вв., несколько - к последней четверти XIX в. Пожары, войны, людское непонимание («гнилушки»), а отсюда и небрежение успешно сведут на нет старый деревянный фонд города, которым можно гордиться и которым обладает не всякий город Смоленщины. Многие из уцелевших построек, несмотря на запущенность, привлекают к себе внимание уравновешенными пропорциями окон, дверей, крылец к масштабам срубов. Общая гармония частей построек звучит, в их соразмерности, уютности и достоинстве.
      Крыша тоже играла свою роль в общем ансамбле, но она имела и четко выраженную функцию: прикрывать дом от непогоды. Высота ее зависела от кровельного материала. У крытых дором или щепой угол смежающихся стропил у конька был острым или прямым, у железных - тупым. Крыши были в основном четырех- и двухскатные. Полузалом встречался крайне редко. У некоторых построек двухскатная крыша шла «по самцам», то есть по бревенчатому фронтону.
      Украшения на наших домах довольно скупы. Украшались подзоры (под свесом крыш), причелины фронтонов, верх наличников, навесы крылец. Домовая резьба в основном пропильная, ажурная и накладная. Основной мотив на подзоре - «ласточкин хвост» с 4-мя или 5-ю отверстиями, тонкий пропил, соединяющий отверстия, образует крестик. Выше линии этого узора идет зубчатка накладной второй, а то и третьей тесины. Попадаются и другие мотивы: «плетенка» (или «бахрома»), «ольховая шишка», «пузырьки» и др. Наиболее древний мотив «полусолнца» в единственном экземпляре на ул. Октябрьской.
Наличники окон украшались над верхней доской рамы, реже под нижней. Вертикальные тяги почти всегда оставались чистыми. На окнах резьба сюжетная: плавающие хохлатые птицы, встающее из волн солнце, борющиеся быки и змеи, кокошники.
      На улице Комсомольской на доме № 34 уникальные металлические наличники окон: рельефная выбивка по металлу. Маскароны трех лиц, двух женских и одного мужского. По легенде это работа мастеров вагоноремонтных мастерских.
      На некоторых домах Рославля и бывшего уезда можно видеть чисто местный мотив обшивки домов. Это ритмичное повторение вертикальных овалов, ограниченных двумя рейками, которые перекрывают стыки двух соседних тесин. Вверху и внизу с этими рейками совпадают выступы полуциркульных вырезов горизонтальных тесин.
      В довоенные годы глаз приезжего всегда невольно останавливался на детали фасадов домов, сейчас почти исчезнувшей: распахнутые створки оконных ставень. На ночь они закрывали окно, на них накидывалась железная полоса с укрепленным на ней шкворнем, который вставлялся через отверстие в оконной коробке («лудке») и изнутри закреплялся чекой. Эти ставни чаще всего были филенчатые и нередко окрашивались разными красками, что оживляло фасады домов.
      Редчайшими образцами архитектурных памятников могут служить городские усадьбы. Это особняки, когда-то уютно расположенные среди зелени садов и липовых аллей в черте города. Таким памятником может служить «Теремок» - бывший дом генерала Д. Т. Аракина по Советской улице, стоящий на холме. Он хорошо виден с рыночной площади. Это деревянный дом с мезонином и флигелем, искаженным позднейшими перестройками. Липовые аллеи почти не сохранились. На доме утрачен резной балкон, из декоративного убранства остались только поврежденные подзоры и прорезная обшивка фронтона мезонина. Возможно балкон опирался на колонны. Это единственный у нас, а, может быть, и на юге Смоленщины, образец позднего провинциального классицизма. Остатки подобной усадьбы Амонтовых имеются и на ул. Горького.
      Необычайно интересен комплекс железнодорожной поликлиники. Это образец казенной застройки времен основания Орловско - Витебской железной дороги 3.VIII.1883 г. Этот проект по образцу лазарета архитектора Н. В. Набокова был утвержден техническо-инспекторским комитетом МПС. 3 деревянных дома, один из них на цокольном этаже, развернуты в свободной планировке лучами от центра и создают впечатление маленького городка. Этот оригинальный ансамбль с двумя другими корпусами 20-х гг. XX в. и деревянным домом 80-х гг. XIX в. через ул. Заслонова сохранился в единственном числе на протяжении старой Риго-Орловской железной дороги и требует внимания и охраны.
      И последняя любопытная деталь деревянного города. В XIX в. начала повышаться стоимость земли в городе и по отдельным улицам наблюдались скопления деревянных домов, они стояли буквально рядом. В целях противопожарной безопасности между ними ставили кирпичные стены - брандмауэры. Их еще можно видеть на ул. Октябрьской, Комсомольской, С. Перовской, в корпусе железнодорожной поликлиники.


стр.