В. Пуцко,
искусствовед

Бронзовый крест - энколпион из Осовика
 
      Интерес к публикуемой находке обусловлен прежде всего ее особенностями, не находящими параллелей в тех образцах древнерусской металлопластики, которые являются делом рук киевских ремесленников. Это створка бронзового креста-энколпиона (по-видимому, верхняя), размером 8,4 X 6,0 см, обнаруженная у с. Осовик (Рогнединского района, Брянской области), в культурном слое XII-XIII вв. Изделие хранится в Рославльском историко-художественном музее1.
      Крест-энколпион четырехконечный, с расширяющимися концами, имевший вверху и внизу (сохранилась только нижняя) петли для соединения с другой створкой, судя по всему гладкой. Для этого предположения основанием служит украшение лицевой створки изображением восьмиконечного рельефного креста, без каких-либо сопроводительных надписей или монограмм. Обычно в случае украшения лицевой стороны креста-энколпиона изображением Распятия оборотная имеет изображение креста, рельефное либо обозначенное углубленной линией. Но когда крест представлен на лицевой стороне, оборот чаще всего гладкий, и исключения крайне редки (они характерны для изделий малого размера, приближающихся к крестам-тельникам). Круглые отверстия, видимые на поперечной перекладине, служат свидетельством дополнительного скрепления створок при помощи штифтов, а это могло иметь место в случае, если петли шарниров были повреждены. Может быть, верхняя петля оказалась отломанной вскоре после изготовления изделия. По периметру сохранившейся створки креста-энколпиона проходит узкий рельефный бортик.
      Главную примечательную особенность этого достаточно ремесленного по уровню выполнения изделия составляет уже упомянутый рельефный восьмиконечный крест, в целом не отличающийся ни правильностью линий, ни изяществом пропорций. Его размеры и протяженность большой и малой перекладин в известной мере обусловлены размерами самого креста-энколпиона; в иных подобных случаях изображение Голгофского креста обычно не заполняет всю поверхность, оставляя место для изображений монограмм Христа. Малая верхняя перекладина укреплена высоко на вертикальной мачте, а нижняя, с опущенным справа концом,- очень низко. Кроме того, концы верхней не равномерные, а нижняя еще и изломана в своих очертаниях, равно как и большая поперечная. Нужны ли при этом какие доказательства того, что литейщик явно не слишком хорошо владел своим ремеслом, о чем свидетельствует и поверхность изделия, шероховатость которой показывает, что она осталась без шлифовки?
      На первый взгляд, это изделие могло быть изготовлено на рубеже XV-XVI вв., когда модели домонгольского времени доживали свой век в ремесленных, на вид сильно затертых переливках, новое московское серийное литье еще не было налажено. Однако не станем спешить с выводами. Можно было бы здесь воспользоваться данными русской сфрагистики, но на печатях конца XII-начала XIII вв. встречается лишь шестиконечный крест2, в одном случае не с верхней, а со скошенной нижней перекладиной, а в одном - кажущийся четырехконечным по той причине, что верхняя часть изображения не оттиснута . Восьмиконечный крест интересующего нас типа появляется лишь на буллах новгородских владычных наместников первой четверти XIV в., где он обычно на ступенчатом подножии5. Все это никак не проясняет происхождение рассматриваемой створки креста-энколпиона или хотя бы ее образца, использованного ремесленником, скорее всего местным.
      Между тем отсутствие данного типа креста на русских актовых печатях еще вовсе не означает, что он не был в указанное время вообще известен на Руси. В частности, его изображение находим уже на антиминсе новгородского архиепископа Нифонта, датированном 1148 г.6. Еще более близкую аналогию можно отметить на нижней створке бронзового позолоченного, с серебряной инкрустацией креста-энколпиона из Поднепровья, прежде хранившегося в киевском собрании Б. И. и В. Н. Ханенко7. Это изделие предположительно относили к XI-XII вв., но с учетом иконографических особенностей Распятия на лицевой стороне и звездчатого фона скорее следует предполагать изготовление столетием позже. Еще одну аналогию дает резной стеатитовый образок с изображением свв. Константина и Елены, изготовленный в хронологических пределах XII в., из Полоцка. Типология восьмиконечного креста, который держат византийский император и его благочестивая мать, может быть определена как аналогичная, несмотря на то, что иные пропорции, как и в случае с находкой из Осовика, обусловленные ограниченным пространством; причем четко обозначенные концы большой поперечной перекладины не оставляют иллюзий на счет того, что часть изображения закрывают своими плечами стоящие по его сторонам.
      Приведенных примеров, думается, достаточно, чтобы не подвергать сомнению факт находки описываемой створки бронзового креста-энколпиона в слое XII-XIII вв. Типология и самого изделия, и украшающего его рельефного восьмиконечного креста вполне укладываются в этот хронологический период. Позже, в первой половине XIV в., в новгородской сфрагистике обнаруживается явная тенденция придать этому типу креста несколько архаизированный вид, что достигается расширением концов, как в традиционном византийском8. Здесь же, при всей упрощенности, еще нет и в помине подобной нарочитой стилизации. Ремесленник-литейщик изготовил вещь так, как умел. На первый план выступает желание дать посильную имитацию более качественного образца металлопластики доступными средствами.
      Городище Осовик принято отождествлять с древнерусским городом Зарубом. Исследованиями археологов обнаружены многочисленные и разнообразные находки из культурного слоя, а в их числе находятся и высокохудожественные кресты-энколпионы, представляющие скорее всего предмет импорта. Заруб, как известно, упомянут в Уставной грамоте Смоленской епископии, относящейся к 1130-м гг., а расцвет города пришелся на вторую половину XII в., хотя существование продлилось до конца следующего столетия9. Если находка публикуемой створки бронзового креста-энколпиона действительно связана с деятельностью местного мастера, мы получаем еще один пример попыток наладить в начале XIII в. на местах «тиражирование» копий дорогостоящих киевских образцов металлопластики. Пока подобные факты немногочисленные и разрозненные, но в будущем они, раньше или позже, образуют ряд, позволяющий дать более широкое объяснение примеров, которые пока выглядят достаточно случайными.

Литература

1 Находка впервые воспроизведена в буклете, выпущенном музеем в 1995 г., с датировкой XIII в.
2 Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X - XV вв. М., 1970. Т. 1. №№ 324, 325,328 - 335, 337 - 339, 340, 343.
3 Там же. № 336.
4 Там же. № 327.
5 Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. П. №№ 449 - 489.
6 Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи XI- XIV веков/САИ. М., 1964. Вып. Е 1-44, с. 28, 30-32. Табл. 42. № 25.
7 Собрание Б. И. и В. Н. Ханенко. Древности русские. Киев, 1900. Вып. II, с. 4. Табл. XVIII. № 215-216.
8 Древний Новгород: прикладное искусство и археология. М., 1985. № 39.
9 Павлова К. В., Раппопорт П. А. Городище Осовик//Советская археология. 1973. № 1, с. 200-216; Археологическая карта России. Брянская область. М., НШ. с. 201-202. № 683(3).