Александров С.В., хранитель фондов
Рославльского историко-художественного музея
 
С. С. Ракочевский - первый историк города Рославля
 
      В 1878 году в газете "Смоленский вестник" были опубликованы статьи под общим названием "Опыт собирания исторических записок о городе Рославле" преподавателя рисования Рославльского уездного училища Сергея Степановича Ракочевского. Через два года они были переизданы в "Известиях русского археологического общества". По сути это была первая книга, где в хронологическом порядке излагалась история Рославля. Появившаяся до этого статья П. Никитина в "Памятной книжке Смоленской губернии" за 1858 год содержала лишь краткие сведения и носила поверхностный характер.
      Появление книги С. С. Ракочевского было связано прежде всего с возросшим интересом к истории местного края во второй половине XIX века и с успехами исторической науки.
      Правда, историк И. А. Савельев в Х томе "Русского археологического общества" дал резкую и во многом несправедливую рецензию на труд рославльского исследователя. "Данная работа, - пишет рецензент, - не на права отнести Рославль к местностям России особо замечательным по своим археологическим памятникам: и позволим думать, что интересные сведения о городе Рославле, собранные г. Ракочевским, могут, скорее всего. составить полезный материал для исторической географии нашего Отечества". Это поспешное заключение покинуло исследователя от дальнейших изысканий и стало причиной того, что имя С. С. Ракочевского в печати дальше не упоминалось. Но скорее всего, книга имела успех у рославльчан. Именно поэтому в Рославльской типографии Ф. Н. Екимова в 1885 году она вышла отдельным изданием.
      О жизни Сергея Степановича Ракочевского известно очень мало. Он родился в Рославле в 1828 году и был выходцем из семьи купцов. Фамилия Ракочевских известна в Рославле с середины XVII в. Сергей Степанович закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и в 1855 году получил от Академии художеств звание учителя рисования. После чего работал в Рославльском уездном училище. В местном историко-художественном музее имеются фотокопии документов, относящихся к деятельности С. С. Ракочевского. Первый - это его письмо в Академию художеств с просьбой рассмотреть экзаменационные рисунки, второй - решение Академии о присвоении Ракочевскому звания учителя рисования уездных училищ. В 1870 году на академической выставке экспонировалась работа С. С. Ракочевского "Канун Светлого праздника 1859 в Рославльском Благовещенском соборе".
      Трудно сказать, когда он приступил к написанию книги по истории Рославля. С его же слов известно, что уже в 50-е годы он стал собирать исторические известия о городе, а также всевозможные археологические находки. Так, в деревне Малые Азобичи им были обнаружены металлические перстни и каменный молот, в деревне Болваны - "древнее каменное изваяние, смутно напоминающее либо крест, либо фигуру человека".
      Вообще в книге С. С. Ракочевского впервые дается описание археологических памятников на территории уезда. Только благодаря его описанию "...мы имеем представление о Сотниковом городище - городище раннего железного века, самом древнем археологическом памятнике города, впоследствии Уничтоженном"6. Ракочевский впервые дал описание Бурцевой горы - древнего городского городища XII века.
      Не будучи профессиональным историком С. С. Ракочевский привлек огромный архивный материал, как опубликованный, так и неопубликованный: "Полное собрание русских летописей", "Исторические акты, собранные арфографической экспедицией", фамильные архивы Судейных и Чепелкиных, приходские книги Рославльских Реквией, акты из архива Рославльской городской управы, где были собраны документы с начала XVII века, и цп торые безвозвратно утеряны. Использование местного материала делает книгу фактически сводом документов по истории Рославля XVII - XIX вв.
      Привлекая большой архивный материал, Ракочевский не просто следует за источником, но и стремится критически его переосмыслить и сделать определенные выводы. Говоря о взятии Рославля русскими войсками в 1515 году автор считает, что это событие могло произойти и гораздо раньше: "либо в 1514, либо даже в 1513 году". Сомневается он и в том, что название села Рогнедино связано с женой князя Владимира Святославича Святого на том основании, что по документам конца XV века такого села нет. На основании челобитных рославльских посадских в Московские приказы в конце XVII века, автор делает вывод, что основным занятием рославльчан было хлебопашество и что многие земли в уезде лежали "впусте" из-за длительной русской-польской войны.
      Большое внимание уделяет исследователь дате основания Рославля. Опираясь на данные летописи о том, что Владимир Мономах "заложил город на Въстри", Ракочевский, разбирая этимологию этого слова, отождествляет его с рекой Остер и делает вывод, что Рославль именно тот город, который заложил Мономах в 1098 году. Сразу скажем, что эта дата неверна. После археологических раскопок Л. В. Алексеева было доказано, что Рославль возник в 30-40 годы XII века.
      Еще одна важная тема интересует С. С. Ракочевского - строительство каменных зданий в Рославле в XVII - XIX веках. Именно от него мы узнаем, что планомерная застройка городского центра началась после большого пожара в 1779 году "в десятую пятницу после Пасхи на Большой улице в доме Карпачева", который уничтожил 62 дома. После этого был конформирован план города Рославля, который предусматривал "направление улиц изменить, сделав друг к другу параллельными и под прямыми углами, перерезав переулками, а среди города отвести для базара площадь". Этим планом предусматривалось переселить горожан из центра в район реки Глазомойки. Тогда же в городе были построены первые два каменных дома купцов Г. И. Шевардина и Е. А. Микешина, на Большой улице. В начале XIX века каменные дома построили купцы Ракочевские, И. И. Фокин, Д. С. Глозов. В 1816 году купцы Ф. А. Мукинин, М. М. Ракочекий С. М. Мукинин, М. Ф. Ракочевский построили в городе каменные торговые ряды.
      Интересные данные приводит С. С. Ракочевский о роспавльских церквях. Говоря о церквях XVII века, он пишет: "В Рославле уже тогда было 4 церкви: Благовещенская, Никольская, Успенская и Пятницкая - на противоположном левом берегу р. Становка среди посада - и пятая церковь - Вознесенская". В XVIII веке в центре города существовала Предтеченская церковь, в 1779 году она была перенесена на кладбище и освящена во имя Вознесения Господня. В книге приводится описание Рославльского Спасо-Преображенского монастыря, составленное его настоятелем Илларионом Летягой в 1774 году. В монастыре находилась церковь Преображения Господня "деревянная об одной главе", колокольня, монашеские кельи, за церковью был сад с яблоневыми и вишневыми деревьями. "Вокруг всего монастыря ограда деревянная - длиною - 48 сажень с аршином...". За монастырем проживало 85 крестьян, в самом монастыре - 11 монахов.
      В XIX веке в Рославле стали строить каменные церкви. Ракочевский сообщает не только годы построек новых церквей, но и на чьи деньги они строились. Так, на деньги купца Ф. А. Мухина в 1821 - 1832 годах была построена Вознесенская церковь. На средства Ф. И. Мукинина в 30-40 годы строилась Пятницкая церковь. В 50-е годы купец П. Г. Вехов построил Петропавловскую церковь (первоначально Рождества Богородицы) в новом тогда еще районе города на Юр-горе .
      От Ракочевского мы узнаем и социальное положение рославльских купцов и их торговые интересы. В 1776 году четверо купцов: братья Андрей и Егор Микешины, Н. И. Корнеев и Григорий Картавый записались во вторую гильдию, вскоре к ним присоединились Я. Я. Шевардин и братья Григорий и Леон Матренины. Купцами третьей гильдии были Петр Голиков и Михей Мухин. Рославльские купцы в XVIII веке сплавляли лес по Западной Двине в Ригу, а также торговали медом. Последний факт был отражен в городском гербе. В 1779 году для развития торговли в Рославле была открыта ежегодная ярмарка, вторая проводилась с 1 по 16 октября. Именно с этого Семени, по словам С. С. Ракочевского, в Рославле, наряду с хлебопашеством, стала развиваться торговля 14. Большой материал собрал исследователь о войне 1812 года. Здесь и данные о рославльском ополчении кот;ором насчитывалось до 340 человек, и фамилии командиров партизанских отрядов, и сведения о сражениях с французами в окрестностях Рославля, данные об эвакуации рославльчан в Брянск и Почеп. Кроме архивных материалов, С. С. Ракочевский использовал также воспоминания командира рославльских ополченцев И. Е. Микешина.
      Будучи учителем истории, не мог обойти он внимание вопрос об открытии в Рославле учебных заведений. Первая школа в городе была открыта 25 апреля 1779 года в которой обучалось 17 человек. В 1805 году в Рославле было открыто "уездное училище в наемной квартире, в доме братьев Шевардиных, у торговой площади..." В 1833 году двухклассное училище было преобразовано в трехклассное. Крупными событиями в области образования отмечен 1869 год. 21 марта было открыто женское училище, вскоре преобразованное в женскую прогимназию, в том же году в городе была открыта публичная библиотека. В 1874 году открыты мужская гимназия, а уездное училище в 1877 году было преобразовано в городское четырехклассное. В заключение С. С. Ракочевский пишет: "Теперь в Рославле учащихся надо считать до 780 человек, таким образом: в женской прогимназии 300; в мужской прогимназии 94; в городском училище 186; в городской приготовительной школе... 200 человек". На самом деле учащихся должно было быть больше, так как в 70-е годы в городе существовали техническое железнодорожное и духовное училища.
      Интересует историка и экономическое состояние Рославля, которое во второй четверти XIX века, по его словам, было неблестящим: "Он по-прежнему оставаясь в захолустье, в стороне от бойких проезжих дорог и торгового движения, бессильным оказывался он стряхнуть с себя свою привычную дремоту".... Преимущества перед Рославлем имели не только Брянск, Смоленск, Мстиславль, но и села Рогнедино и Шумячи. Поэтому С. С. Ракочевский большое внимание уделяет описанию строительства дороги Москва - Варшава, которая во многом изменила жизнь города. Движение по ней было открыто в 1850 году... и тот час пошли через Рославль обозы из Варшавы в Москву и обратно". С открытием дороги в Рославле были построены гостиница (современное здание музея) - "заставной дом" и почтовая контора.
      В 1855 году через Рославль прошло Орловско-Смоленское шоссе. "Но оно для города, - пишет Ракочевский, - оказалось выгодно не настолько, сколько Московско-Брестское..., продолжавшее служить для местных жителей источником дохода.
      Говоря об экономическом состоянии Рославля в середине XIX века, автор сообщает, что на 7 607 городских обывателей было 6 магазинов, 7 лавок с красным товаром и "при вокзале и железнодорожных мастерских... существует 9 лавок с различным товаром".
      Самым крупным событием для экономической жизни города, по словам Ракочевского, было открытие Орловско-Витебской железной дороги, состоявшееся в 1868 году.
      Как видим, ни одно крупное событие в истории Рославля не ускользает из поля зрения исследователя. Пишет С. С. Ракочевский и об августейших особах, которые заезжали в Рослаль, и кто из рославльчан обучался в Московском университете. Интересуют его литературные пристрастия рославльчан (любимыми писателями местных жителей были Гоголь, Основьяненко, Лажечников, Загоскин, Зотов, Фаддей Булгарин).
      Кроме исторических событий, почерпнутых Ракочевским из документальных источников, он помещает в книгу и различные легенды, которые долгое время сохранялись в Рославле. О названии Юр-горы в Рославле существовали две легенды. Согласно одной, здесь погиб на охоте любимый боярин князя - Юрий. По другой легенде, при взятии Рославля русскими войсками в 1654 году какой-то богатырь Юрий бросал в город стрелы с записками. Приводит С. С. Ракочевский известие о легендарном княжеском кухаре Илье, который считался основателем Спасского монастыря. В подтверждение этой легенды говорило то, что под Рославлем находится село Кухарево.
      Сообщает С. С. Ракочевский и интересную легенду о крестном ходе, который проходил ежегодно 21 мая. Его история не устанавливается никакими документальными Данными. Согласно легенде, рославльчане, узнав о приближении татар, молились три дня, после чего над городом возник необычайный свет и явился святой Константин, и с тех пор был установлен крестный ход в честь пятых царей Константина и Елены.
      Немало места отведено в книге описанию различных Раздников, слухов и происшествий. В конце XVII века в Рославле произошло событие, которое, по словам С. С. Ракочевского, передавалось из рода в род многие десятилетия. Некто Гуторов полюбил замужнюю женщину, которая ответила ему взаимностью. Как обычно бывает в таких случаях, об их любви стало известно мужу и тогда любовники его убили, а труп закопали под Кухоревым. Вскоре женщина раскаялась в содеянном и обо всем рассказала властям. Решение властей было жестоким, в рамках того законодательства, которое в то время существовало в России, обоих "душегубцев" приговорили к смерти. Женщину живую закопали в землю, а ее соучастника повесили у Вислицкого рва.
      Довольно частым явлением в Рославле были пожары. Самый крупный из них случился 18 июня 1855 года. Около 11 часов утра загорелся дом Полозовых на углу Соборной площади, где снимал квартиру "шоссейный ремонтер" А. А. Сорокин. Вскоре пламя перекинулось на соседние строения, и весь квартал через малое время представлял "сплошную массу огня". Не прошло и часа, как горело 10 кварталов. "По направлению ветра, - пишет С. С. Ракочевский, - пылало все до самого выезда из города, и даже на городских полях горели сенные и хлебные копны... Горелую бумагу из архивов доносило до села Астапковичи".
      Во время пожара сгорели 14 лавок, здание присутственных мест, 142 обывательских дома, были повреждены Пятницкая и Успенская церкви, соборный колокол, подарок городу царя Алексея Михаловича, упал и разбился.
      Фактически "Опыт" С. С. Ракочевского - историко-бытовой очерк об одном из уездных городов России. Это не просто хроника исторических событий, происшедших в Рославле за восемь веков его существования, но это описание условий жизни и быта рославльчан с их радостями и заботами.
      Конечно, есть в книге С. С. Ракочевского и некоторые недостатки. Изложение материала не всегда последовательно и не систематизировано, создается впачатление о перегруженности книги фактами, что вызывает трудности при чтении. Есть в ней неточности и ошибки. Так, описывая войну России с Литвой в конце XV века, С. С. Ракочевский следует за авторами "Городских поселений Российской империи" и пишет, что Рославль "...по договору 1494 года остался за Россией". Известно, к России по тому договору перешли лишь города: Мезецк, Андырев, Ценск, Любутск и Вязьма.
      Но это ни в коей мере не умаляет труда рославльского исследователя. Многие факты из истории Рославля, взятые С. С. Ракочевским из архива городской управы, мы можем почерпнуть только из его "исторических записок". И наверно, настало время переиздать первую книгу о рославле, чтобы все любители местного края познакомились с наследием Сергея Степановича Ракочевского.

Литература

1 Ракочевский С. С. "Опыт собирания исторических записок о городе Рославле". Известия Русского Археологического общества. СПб, 1880, т. IX.
2 Памятная книга Смоленской губернии за 1858 г. Смоленск, 1858.
3 Савельев А. И. (рецензия на книгу). Известия Русского Археологического общества. СПб, 1884, т. X.
4 Императорская Санкт-Петербургская Академия Художеств. 1764 -1914, ч. II, биографическая, СПб, 1914.
5 Ракочевский С. С. Опыт собирания исторических записок о городе Рославле. Рославль, 1885, с. 11.
6 Алексеев Л. В. Рославль в составе древнерусского государства. Глава для книги "Город Рославль". Архив Рославльского историко-художественного музея (РИХМ), с. 2.
7 Ракочевский С. С. Указ. соч., с. 157, 174.
8 Там же, с. 12- 18.
9 Там же, с. 31.
10 Там же,с.32.
11 Там же, с. 149-150.
12 Там же, с. 232, 240, 253.
13-14 Там же, с. 160, 259.
15 Там же. 214-230.
16 Там же, с. 168, 211, 235, 260-261, 263-264.
17 Там же, с. 238.
18 Там же, с. 239, 250, 259.
19 Там же,с. 260.
20 Там же, с. 252.
21 Там же, с. 29, 79, 22.
22 Там же, с. 97-98.
23 Там же, с. 254.
24 Там же,с.46.
25 Соловьев С. М. "История России с древнейших времен". М., 1960, т.5. Прим. 179, с. 354.