Е.А. Шевченко, научный сотрудник
Рославльского историко-художественного музея
 
Археологическое изучение рославльского района
(раскопки 70 - 80 гг.)
 
      Рославльский район Смоленской области насчитывает значительное количество различных видов археологических памятников, изучение которых позволяет в деталях воссоздать жизнь наших предков, их связи с предшественниками, потомками и современниками. Согласно каталогу памятников истории и культуры Смоленской области, взятых под государственную охрану, в нашем регионе 17 видов памятников республиканского значения и 34 местного1. Практически все они детально охарактеризованы в работе доктора исторических наук, профессора Смоленского педагогического института Е. А. Шмидта2.
      Начиная с 1907 г., в разные периоды нашего столетия археологи С. М. Соколовский и А. Н. Лявданский, В. В. Седов и Е. А. Шмидт, Л. В. Алексеев и П. А. Раппопорт, Т. В. Равдина и О. Г. Ульянов проводили разведки и раскопки в бассейне рек Сож, Ипуть, Десна, Воронина, Стометь. Остер..
      Данный очерк обобщает результаты археологического изучения Рославльского района с 1969 по 1987 гг. на основе материалов, хранящихся в фондах и архиве историко-художественного музея г. Рославля..
В 1971 г. кандидат исторических наук Т. В. Равдина исследовала два древних городища у сел Жарынь и Епишево, юго-восточнее Рославля, а также курганную группу между деревнями Рудня и Слобода, на правом берегу р. Ипуть в Ершичском районе.
      Археологические изыскания позволили определить, что предматериковый слой городищ Епишево и Жарынь абсолютно одинаков по мощности и содержанию. Это слой балтско-дьяковского времени. При раскопках Епишевского городища (время возникновения - середина I тыс. до н. э.), помимо костей животных и расколотых камней, на глубине 150 см обнаружены остатки лепной слабопрофилированной керамики Днепро-Двинской культуры, генетически не связанной с гончарной керамикой древнерусского времени. Здесь же найден глиняный грузик дьякова типа, цвет его - серый снаружи и внутри, поверхности грубые, в тесте крупная примесь кварца 3. Эти грузики известны в очень небольшом количестве в слоях первого периода Дьяковской культуры, т. е. VII- III вв. до н. э.
      Этой датировке соответствует не только Епишевское городище, но и городище у с. Жарынь, где был обнаружен подобный грузик. Опираясь на предыдущие исследования, сделанные в 30 гг. А. Н. Лявданским, а еще позднее - В. В. Седовым и Е. А. Шмидтом, а также на собственные наблюдения, Т. В. Равдина пришла к выводу, что городище Жарынь, судя по его размерам (39Х19 м) и характеру найденной здесь керамики, можно отнести к типу старейших городищ с лепной керамикой на территории Рославльского района. Время его возникновения определяется VII-VI вв. до н. э. Обнаруженные здесь, на глубине 110 см, фрагменты глиняной посуды содержат в тесте крупную дресву, пирит, слюду. По цвету они темно-серые, иногда светло-серые или светло-красные. Поверхности либо грубые от крупной примеси, либо гладкие до лощености. Такая керамика считается Балтской и датируется IV-V вв. н. э. 4 Верхний слой городищ Епишево и Жарынь содержит гончарную керамику древнерусского времени..
      К разновидности балтской керамики относится и совершенно неожиданно найденный раздавленный лепной горшок у деревень Рудня и Слобода, расположенных на р. Ипуть. Его высота, диаметр устья и диаметр тулова равны 8,5 см. Поверхности горшка кремового цвета, бугристые от крупной примеси дресвы, излом коричневый в тон наружной поверхности и очень рыхлый. Московские археологи О. Н. Мельниковская и И. П. Русанова датировали этот горшок I пол. I тыс. н. э., приблизительно за 500 лет до Киевской Руси5.
      Таким образом, характер находок Т. В. Равдинои в данном регионе в 1971 г. свидетельствует о том, что еще задолго до мощных миграционных потоков славян в северо-западные земли Руси во 2-й половине I тыс. н. э., на основной территории современного Рославльского района, как впрочем, и на территории всей Смоленщины, сложилась культура, получившая в истории название Днепро-Двинской. Население, принадлежавшее к ней, считают древними восточными балтами6.
      Начиная с середины I тыс. н. э., в эпоху так называемого "великого переселения народов", славянские племена вторгаются в земли балтов, ассимилируя эти народы, впитывая их обычаи, язык, обряды. Процесс завершается только в XII-XIII вв..
      Своеобразие Рославльской земли состоит в том, что она являлась как бы стыком двух племенных союзов - кривичей и радимичей. Согласно карте расселения славянских племен, составленной В. В. Седовым, кривичско-радимичское порубежье проходило по р. Остер. Иллюстрацией этому может служить исследование курганной группы у деревень Рудня и Слобода Ершичского района..
      Еще в 1918-1919 гг. С. М. Соколовский раскопал в этой группе 10 курганов из 180. Обнаруженные в них костяки он считал мужскими. В 3 курганах они были расчленены. По мнению С. М. Соколовского, это было кладбище погибших воинов 7.
      К сожалению, в июне 1971 г. по всей территории прошла линия электропередач, 28 курганов были повреждены строительными работами. Рославльский историко- художественный музей вложил средства на проведение спасательных раскопок. В результате исследования 16 курганов, был полностью реконструирован погребальный обряд, устройство погребальной площадки, состав погребального инвентаря..
      Оказалось, что захоронения производились не спонтанно. У славянских племен радимичей и кривичей с конца Х в. выработался определенный погребальный ритуал. Площадка, выбранная для сооружения кургана, очищалась огнем, о чем свидетельствует слой углисто-зольного песка в 5 - 6 см на подошвах всех курганов. В каждом кургане находилось по 1 захоронению на основании насыпи. Костяки располагались в центре круглой погребальной площадки, ее диаметр колебался где-то от 4 до 6 м. По окружности площадки углисто-зольный грунт утолщался, образуя как бы кольцевой вал высотой до 40 см и шириной до 80 см (так называемые "огненные кольца")8.
      При погребении "огненные кольца", заполненные горючим материалом, поджигались, скрывая своим огнем и дымом от глаз участников ритуала умершего. В этом обряде четко прослеживается сохранение языческих традиций у славян уже после распространения христианства на Руси. Дело в том, что в отличие от других славянских племен, радимичи в IX-Х вв. производили кремацию покойника на основании насыпи, при этом главный костер скрывали (или "скрадывали") от глаз присутствующих огненным кольцом. В археологической литературе эти углисто-зольные кольца называют еще и кругами - "крадами". С изменением обряда в курганах радимичей XI - XII вв. круги - "крады" сохраняются и без сожжения трупа. В нашем смешанном регионе этого обычая придерживались представители обоих племен9. В большинстве насыпей костяки ориентированы головой на запад, редко на северо-восток или восток. Восточную ориентировку покойных связывают с наследием балтов 10. Поразителен тот факт, что практически все осмотренные костяки достигали в длину 187-190 см..
      К сожалению, погребальный инвентарь курганов оказался очень скудным, т. к. большинство из них носило следы разграбления. Некоторые курганы вообще не содержали вещей, за исключением керамических горшков. Тем не менее археологическая коллекция Рославльского историко-художественного музея пополнилась женскими украшениями, характерными и для кривичей, и для радимичей рубежа XI-XII вв. Это: пружинные пронизки из медной проволоки, различные браслеты из бронзы - витые, пластинчатые, с чеканным орнаментом, треугольный в сечении с плоскими завернутыми концами, перстни бронзовые ложновитые, рубчатые, височные кольца из проволоки, бусы стеклянные, мелкие зонные, сердоликовые бипирамидальные, цилиндрические..
Таким образом, недавние исследования могильника, проведенные Т. В. Равдиной, а также более ранние- С. М. Соколовским, помогли предположить, что в XI - XII вв. четкой границы между кривичами и радимичами установить невозможно. Вероятно, племена территориально смешивались в верховьях Ипути и бассейна Остра. Крайними северными точками чисто радимичских поселений Брянские археологи Е. А. Шинаков и Т. Л. Сырачева считают населенные пункты Ершичи, Сукромля, Пеклино11.
      С 1969 г. Ленинградским отделением института Археологии Академии наук СССР под руководством доктора исторических наук П. А. Раппопорта начались раскопки у с. Осовик Рогнединского района Брянской области. Территория ранее входила в состав Рославльского уезда, поэтому все материалы и находки были переданы в Рославльский историко-художественный музей. Городище расположено у северной окраины с. Осовик, на правом берегу р. Десны, возвышаясь над поймой реки на 16 м, с запада обрываясь в долину речки Серебрянки. Это городище уже давно упоминается в литературе. В 1918 г. его исследовал археолог-краевед С. М. Соколовский, в послевоенные годы - Е. А. Шмидт и Ф. М. Заверняев12. В 1969-1978 гг.- К. В. Павлова. Состоит оно из 2-х площадок: очень маленького детинца треугольной формы (35Х30 м) и окольного города (120Х100 м). Детинец защищен оплывшим валом высотой до 2-х метров и рвом такой же глубины. Вал окольного городка хорошо сохранился и имеет высоту более 4-х метров, а глубина рва - 3,5 метра13.
      Вскрыто в общей сложности около 1500 кв.м на большой площадке и 20 м в центральной части малой. Толщина культурного слоя от 60 до 120 см. В раскопах окольного городка обнаружено 3 горизонта строительных остатков, из которых средний носит следы пожара. Все постройки наземные, срубные, их размер примерно 4Х4 м. Полы покрыты досками, печи глиняные, круглые, в большинстве приподнятые на срубных опечках..
      Необходимо отметить чрезвычайную насыщенность культурного слоя древними материалами: керамикой, костями животных, бытовыми и хозяйственными предметами. Все они датируются XII-XIII вв., т. к. культурных напластований более раннего или более позднего времени здесь не обнаружено. Многообразие предметов точно локализуется по комплексам:

а) сельскохозяйственные орудия (сошник, плужный нож, серпы, косы, жернова, мотыги);
б) инструменты (ножи, топоры, гвоздодеры, скобели, молотки, гвозди, ножницы..
в) предметы бытового инвентаря (замки, ключи, кресала, шиферные пряслица, как биконические, так и бочонковидные, а также выточенные из черепков, роговые гребни, иглы);
г) предметы вооружения и конского снаряжения (наконечники копий и стрел, шпоры, булавы, удила, стремена).

      Керамика городища у с. Осовик - почти исключительно горшки, однако различных форм и с очень разнообразной орнаментацией. Это горизонтальная линия или волна, проходящая либо по плечикам сосудов, либо украшающая весь сосуд. Археологам удалось собрать несколько кувшинов с узким горлом, без ручек, покрытых желтой поливой, которые сейчас находятся в нашей экспозиции. Среди осовиковской керамики совершенно отсутствуют амфоры и крупные толстостенные горшки для хранения продуктов.
      Большой интерес для нас представляет многообразие женских украшений, обилие стеклянных браслетов, в том числе и неразломанных, перстней, бус. Уникальны высокохудожественные кресты-энколпионы, серебряная шейная цепь плотного плетения, составленная из звеньев в виде изогнутых колец, круглые бляшки с орнаментом, полая шумящая привеска в виде уточки, а также пряжки - застежки одежды как мужчин, так и женщин. В их числе бронзовые: с зооморфными концами, напоминающими морды драконов, кольцевидные, орнаментированные насечкой, несколько железных подковообразных и сердцевидных.
      Анализируя находки у с. Осовик, мы видим перед собой образец поселения - села или замка, где была сконцентрирована жизнь княжеского семейства. По мнению брянских исследователей, это древнерусское село под названием Заруб, принадлежавшее в 60-е гг. XII в. княжне Рогнеде Мстиславовне, родной сестре Ростислава Мстиславича, основавшего наш город14. Именно на этот период приходится расцвет поселения и, по-видимому, в конце XIII в. оно было брошено. Быть может, участившиеся набеги литовских племен вынудили население перебраться в какое-либо безопасное место, возможно, в соседний город Рославль. Археологическое изучение Рославльского детинца "Бурцева гора" проводилось в 1969-1970 гг. и было продолжено в 1989 г. отрядом Днепро-Двинской экспедиции института Археологии РАН.
      Расположенное в самом центре современного Рославля, городище занимает мыс между речками Становкой и Глазомойкой, впадающими в приток Сожа р. Остер. Высота городища над уровнем реки достигает с севера 15 м, понижаясь к югу до 10 м. Площадка памятника напоминает форму боба, ее размеры 160Х110 м. С севера, юга и запада городище оконтурено рвом. По периметру ранее был насыпан высокий вал, сохранившийся теперь только в южной и восточной частях на высоту 5-6 м. Мощность культурного слоя городищенской площадки на юге - 1,5 м, на северо-востоке - 4,3 м. Наибольший интерес у археологов вызвал нижний горизонт, т. е. те отложения, по которым можно реально представить время возникновения Рославля. Однако этот слой находок не содержал. Непосредственно на нем кое-где залегала прослойка пожара. Здесь уже встретились древние вещи, датированные руководителем отряда Л. В. Алексеевым XII- XIII вв. Очевидно, первоначально заложенная крепость на городище сгорела. В слое пожарища обнаружена первая уникальная находка. Это костяное навершие княжеского посоха, украшенное тамгой, обгоревшее в пожаре, а, следовательно, существовавшее во время гибели первоначального поселка. С одной стороны навершия прорезана корона, с другой-княжеский трезубец. Он похож на тамгу Всеволода Ярославича (отца Владимира Мономаха) и, главное, на знак Ростислава Смоленского (внука Мономаха), правившего в Смоленске с 1125 по 1159 г. 15 В пожарище, похоронившем древний поселок на Бурцевой горе, было найдено еще несколько предметов: ключ от внутреннего замка, датируемый на Руси довольно широко XI-XIII вв., кожаный кошелек в виде мешочка с ремешком, сделанный из одного куска кожи с внутренним швом, кожаная веревка, а также шарнирные ножницы с инкрустацией.
      Повторные раскопки детинца в 1987 г. не помогли точно датировать первоначальное поселение Рославля. Но рассмотрение культурного слоя выше пожарища характеризуется более уверенно - конец XII - 1-я пол. XIII вв. Ссылаясь на находки, можно предположить, что город быстро восстанавливался. На этом уровне были обнаружены древнейшие деревянные усадьбы с дощатым полом, дворы, замощенные бревенчатыми настилами и огороженные частоколом. Датировать постройки помогли найденные здесь вещи: овальное железное кресало, такого типа, какие были в ходу в начале XIII в., стремя, имеющее аналогии у кочевников этого времени, килевидный наконечник стрелы, фрагмент железных удил, распространенных с IX по XIII в. И, наконец, вторая уникальная находка - костяной ритуальный топорик с треугольно-выемчатой резьбой сверху и по бокам, причем на левой стороне насечен знак, напоминающий один из элементов солярной символики и встречающийся на пряслицах Белоозера16.
      На полу одной из построек еще в 1970 г. была обнаружена самая важная для всей древней Руси находка - 3-4 фрагмента точеной деревянной чаши. На ней тонким резцом прорезан высокохудожественный рисунок. Перед сидящей на возвышении, в особом кресле княжеской фигурой в длинном расшитом облачении стоит группа воинов (4 чел.) в характерных древнерусских шлемах-шишаках с бармицами и вооружением. В отличие от князя, воины одеты в короткие одежды. В руке первого - типичный миндалевидный щит, в руке второго - меч вверх острием. Воины изображены с большой экспрессией, особенно первый, который явно спорит с князем, слегка подался вперед и с вызовом смотрит на своего начальника. Спор, очевидно, напряженный, и, защищаясь от нападок, князь разводит руками. Сфероконические шлемы, по классификации А. Н. Кирпичникова, были на вооружении Руси в XII-1-й пол. XIII в. Мечи с диковинным навершием и прямым перекрестием также бытовали на Руси с XII до начала XIV в. Для датировки изображения важен и щит, принадлежавший к типу миндалевидных, принятых на вооружение в Руси около 1200 г.
      Итак, время изготовления чаши сомнения не вызывает и относится к 1-й трети XIII в. Рисунок на рославльской чаше похож на Новгородский. Хотя чаша, найденная в Новгороде, долгое время считалась единственной. Очевидно, что в период феодальной раздробленности Руси, когда слабели крупные князья и возрастала роль князей местных, когда поднимала голову княжеская дружина, часто диктовавшая свои условия, на воинских пирах получил распространение особый вид пиршественных сосудов. Это были чаши-братины с изображением дружинников и их воинских доблестей.
      Здесь уместно предположить, судя по находкам, что крепость на Бурцевой горе была тесно заселена княжеской администрацией и княжескими дружинниками, значительную часть детинца, по-видимому, занимал "княж двор" При Ростиславле Мстиславиче, по мнению Л. В. Алексеева это был центр княжеской власти в домениальных владениях князя, отдаленных от Смоленска. "Сюда, на княж двор стекались все доходы с окрестной территории ". В начале XIII в. Рославль мог быть центром удела, который принадлежал одному из потомков князя Ростислава.
      Как показали археологические исследования, во 2-й пол. XII - 1-й пол. XIII вв. оживленное строительство в Рославле не ограничивалось деревянными постройками. У нас есть данные, говорящие о том, что в городе существовали две кирпичные церкви, выложенные из узкого кирпича византийского образца - так называемой "плинфы". Дело в том, что небольшие раскопки, проведенные с 22 по 28 августа 1975 г. П. А. Раппопортом, в центре современного Рославля, рядом с памятником В. И. Ленину, обнаружили скопление плинфы и россыпь древнего строительного раствора. Формат кирпича и характер раствора дают основание полагать, что разрушенная древняя постройка относилась к 1-й трети XIII в. На ее фундаменте в 1783 г. была выстроена Соборная Благовещенская церковь, разрушенная в 1938 г. Фрагменты плинфы есть и на детинце. Толщина кирпичей от 3 до 4,2 см, ширина от 15,5 до 18 см. Здесь же в 1987 г. обнаружена уникальная медная накладная пластина с изображением святого с евангелием в руках, отлитая, по предположению А. В. Рындиной и Т. И. Макаровой, на рубеже XII-XIII вв. Специалист Калужского областного музея, искусствовед В. Г. Пуцко относит пластину к редким образцам металлопластики и датирует ее началом XIII в. По иконографическим признакам меднолитая фигура напоминает Иоанна Богослова и, очевидно, принадлежит руке одного из греческих ремесленников-эмигрантов, в трудный для Византии период искавших приют на Руси. Итак, предположительно в начале XIII в. в Рославле существовали две каменные церкви: одна - выстроенная князем на детинце, другая жителями города на посаде.
      Исходя из археологических исследований и письменных источников, в которых Рославль упоминается в 1211 г., много позже своего возникновения, мы можем говорить о том, что дата основания города (1137 г.) взята условно и возможно более детальное изучение рославльского детинца - "Бурцева гора" позволит определить точную датировку городища. Тем более, что нижний горизонт из-за отсутствия в нем предметов так и не был датирован. Вероятнее всего этот вопрос может быть разрешен археологически.
      Вызывает интерес единичная находка, обнаруженная у д. Семеновка, к северу от Рославля. Это Франкский меч с выбитым на клинке с одной стороны клеймом мастера, на другой же стороне выведена орнаментальная композиция в виде перекрещенных полосок. Такой рисунок обычен в сочетании с этим именем. Ячеистый орнамент, сгруппированный в семи ромбах, свидетельствует, по утверждению А. Н. Кирпичникова, об изготовлении клинка во 2-й пол. Х в. Подобные мечи западно-европейских типов находят в окрестностях Смоленска, Ростова Великого, Ярославля, связывая их с пребыванием в конце Х- начале XI в. наемных варяжских отрядов, призываемых князьями на Русь во время междоусобных конфликтов. Норманны, в свою очередь, ввозили это высоко-качественное оружие из Западной Европы. Помимо вышеописанных находок, на Бурцевой горе встречаются вещи, попавшие в наш регион путем торговли. Основную массу импортируемых товаров составляли ремесленные изделия в готовом виде, как то: самшитовые гребни, шиферные пряслица, стеклянные браслеты, сердоликовые бусы. Из бытовых предметов, найденных на городище, можно выделить фрагменты цилиндрических замков с верхней границей бытования 2-я пол. XII-начало XIII в., костяные накладки с циркульным орнаментом, прекрасно сохранившиеся остатки кожаной обуви с ажурным шитьем, деревянная чаша с маленькой фигурной рукоятью, кованый светец. Многочисленные фрагменты поливной керамики и муравленных изразцов XVII в. позволяют определить последний период в жизни поселения.
      Таковы основные черты истории края, которые удалось реконструировать благодаря археологическому исследованию Рославльского района.

Литература

1. Список памятников истории и культуры Смоленской области. Смоленск, 1974, с. 22.
2. Шмидт Е. А. Археологические памятники Смоленской области Смоленск, 1976, с. 158.
3. Равдина И. В. Обследование трех курганных групп и двух городищ в Рославльском и соседних районах на юге Смоленской области в мае 1971 г. по открытому листу № 23. Архив Рославльского историко-художественного музея. Ф. 3, on. 1.
4. Там же.
5. Там же.
6. Шмидт Е. А., Ластовский Г. А. Древние балты. Методический вестник Смоленской областной ИУУ, № 6, 1966, с. 17.
7. Равдина Т. В. Отчет о раскопках курганов на правом берегу Ипуть у д. Слобода Ершичского района Смоленской области в 1971 г. по открытому листу № 23. Архив РИХМ. Ф. 3, oп. 1.
8. Там же.
9. Рыбаков Б. А. Нестор о славянских обычаях. В кн. Древние славяне и их соседи. М.: Наука, 1970.
10. Брей У; Трамп Д. Археологический словарь. М., 1990, с. 205.
11. Шинаков Е. А., Сырачева Т. Л. Кривичско-вятнчско-радимичское пограничье. Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья: Тез. докл. 5 ист.-арх. конференции. Калуга, 1993.
12. Павлова К. В., Раппопорт П. А. Городише Осовик. Советская археология, 1973, № 1, с. 200.
13. Там же.
14. Поляков Г. П. Село княжны Рогнеды. Киров, 1995, с. 23.
15. Алексеев Л. В. Древний Ростиславль. Краткие сообщения Института Археологии АН СССР. М., 1974, с. 81-92.
16. Ульянов О. Г. Отчет об археологических исследованиях в Рославле в 1987 г. Архив РИХМ. Ф. 3, oп. 12.
17. Алексеев Л. В. Рославль в составе древнерусского государства. Архив РИХМ. Ф. 1, oп. 1.
18. Раппопорт П. А. Отчет о раскопках в Рославле в 1975 г. Архив РИХМ. Ф. 3, oп. 11.
19. Пуцко В. Г., Шевченко Е. А. Бронзовая накладка из Рославля. Архив РИХМ. Ф. 3, oп. 13.
20. Дубов И. В, Великий Волжский путь. Л., 1989, с. 125- 126.