Н.С. Зелов, Государственный архив Российской Федерации;
Сидорова Т.А., Рославльский историко-художественный музей
 
Племянник композитора. («Род Глинок, нет его древней…»)
 
      В 2004 г. исполнилось 200 лет со дня рождения Михаила Ивановича Глинки. В рамках ежегодно проводимой на Смоленской земле Глинковской декады это событие по традиции широко отмечалось на родине основоположника русской классической музыки. Завершились юбилейные торжества большим праздником в селе Новоспасском Ельнинского района, где 1 июня 1804 г. в старом помещичьем доме родился великий композитор. Многочисленные гости, участвовавшие в освящении нового колокола для Свято-Преображенской родовой церкви Глинок и в открытии бронзового бюста М.И. Глинке на территории усадебного парка, скорее всего, и не подозревали, что здание музея в свое время было восстановлено практически заново.
      Дело в том, что в 80-х годах XIX в. усадьбу в Новоспасском постигла участь многих обедневших дворянских гнезд. Родовой дом Глинок был приобретен купцом-старообрядцем Рыбаковым, который ни в малой степени не был озабочен увековечением памяти знаменитого музыканта. Он попросту сплавил добротный дом из красной сосны в разобранном виде по реке Десне в Коломну, а там устроил в нем трактир и гостиницу. О спасении вещественных реликвий из дома, где родился композитор, большую заботу проявил его племянник Александр Иванович Глинка-Измайлов.
      Об этом незаурядном человеке, талантливом музыканте и самоотверженном популяризаторе творчества М.И. Глинки, чья судьба на определенном этапе его жизни была связана с Рославлем, и пойдет речь в данной статье.
      А.Н. Глинка-Измайлов – певец и композитор, сын сестры Михаила Ивановича Ольги, родился 20 июля 1856 г. в Смоленске. Его детство прошло в Новоспасском, Москве и Петербурге. Музыкальное образование он получил на курсах профессоров Пабста и Гензельта, а в 19 лет поступил в Петербургскую консерваторию. Сольному пению обучался у профессора Корша, а также у знаменитых вокалистов Кашперова и Додонова. Александр Николаевич выступал не только как певец, но и пианист во многих городах России, преподавал игру на фортепиано в музыкальных учебных заведениях Петербурга, Москвы, Воронежа, Нижнего Новгорода, Смоленска и Рославля. Долгие годы он был директором и профессором сольного пения в музыкальной школе имени М.И. Глинки в Москве.
      Щедростью и подвижничеством была знаменательна вся жизнь А.Н. Глинки-Измайлова. В конце XIX в. именно ему принадлежала заслуга сохранения значительной части обстановки двух комнат усадьбы и личных вещей его знаменитого родственника после продажи дома. Позднее он передал их в дар музею Петербургской консерватории. Сорок четыре предмета, в том числе план и фотоснимки родового особняка Глинок в Новоспасском поступили после революции 1917 г. на хранение в Рославльский музей, откуда затем попали в Смоленский областной музей. Отдельные мемориальные вещи композитора Александр Николаевич подарил А.В. Неждановой, Л.В. Собинову и Ф.И. Шаляпину. Последний в своем благодарственном письме, датированном 10 октября 1915 г., писал племяннику великого композитора:
      «Премногоуважаемый Александр Николаевич, позвольте поблагодарить Вас за глубоко тронувшее меня поздравление и чудесный подарок. Михайло Иванович Глинка для меня был всегда посланником Божьим, и ваза, присланная Вами, будет хранима мною как бы частица мощей».
Это письмо, как и корреспонденция других видных представителей отечественной культуры, теперь хранится в личном фонде А.Н. Глинки-Измайлова в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ). Там же находятся и документальные свидетельства того, какое деятельное участие он принимал в создании музыкальных школ в Москве, Смоленске, Рославле, других городах России, а также в организации мемориальных выставок и вечеров, посвященных жизни М.И. Глинки.
      К 100-летию со дня рождения великого композитора Александр Николаевич издал в Москве брошюру, озаглавленную словами самого М.И. Глинки «Музыка – душа моя». Эту книжку автор разослал в музыкальные школы, консерватории, участникам юбилейных концертов и спектаклей.
Несколько лет, начиная с 1915 г. и до конца 1920-х годов, А.Н. Глинка-Измайлов жил и работал в нашем городе Рославле. «Случайно попав в Рославль во время войны с Германией, - отмечается в справке, сохранившейся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) среди материалов ЦК профсоюзов работников искусств, - положил здесь начало серьезному и основательному преподаванию сольного пения и фортепианной игры, открыв курсы по программе консерватории. В начале 1918 г. Глинка-Измайлов единогласно был выбран почетным членом Всероссийского музыкального общества, а с конца того же года состоит членом профсоюза работников искусств».
      Однако в 1925 г. чиновники от литературы, живописи и театра, заседавшие в том же самом Центральном комитете работников искусств, отказали в удовлетворении ходатайства о присвоении А.Н. Глинке-Измайлову звания заслуженного артиста. Архивный документ сохранил бесстрастную резолюцию: «Ввиду отсутствия заслуг ходатайство оставлено без последствий». Между тем, заслуги перед российской культурой у Александра Николаевича были немалые. 15 октября 1927 г. творческие союзы, музыкальные театры, концертные организации и другие учреждения культуры направили ему приветственные телеграммы в честь 45-летия его музыкально-общественной деятельности. Ведь только на оперной сцене он выступал в течение 32 лет, во многих городах России давал концерты. Не осталось в стороне от этих поздравлений и ответственность Рославля. А.Н. Глинку-Измайлова тепло приветствовали коллективы общеобразовательных школ, работники библиотек города, коллектив местного музея, в котором стараниями юбиляра была создана мемориальная комната М.И. Глинки. Директору музея С.М. Соколовскому он передал на временное хранение мебель, посуду, другие предметы быта. По его же инициативе у нас в городе была открыта музыкальная школа имени великого композитора.
      В РГАЛИ наряду с многочисленными программами с участием А.Н. Глинки-Измайлова находятся письма ряда знаменитых музыкантов, полученные им в Рославле. В числе его корреспондентов этого периода ректор Ленинградской консерватории композитор А.К. Глазунов, композитор и дирижер М.М. Ипполитов- Иванов, известные певцы Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, выдающийся скрипач Михаил Эрденко, многие другие мастера искусств. О годах пребывания Глинки-Измайлова в Рославле скупые и разрозненные сведения имеются в Государственном архиве Смоленской области (ГАСО). Известно, что во время Гражданской войны и после нее пожилой и больной племянник композитора терпел большую нужду и лишения, голодал и замерзал вместе с большинством горожан. Но это не мешало ему продолжать свою общественную деятельность.
      2 июня 1929 г. А.Н. Глинка-Измайлов на концерте, посвященном 125-летию со дня рождения М.И. Глинки, исполнил романсы и арии из опер на музыку своего знаменитого родственника. В тот юбилейный год он также выступал на сцене Центрального Дома работников искусств, в Малом зале Московской консерватории, в других концертных залах и клубах столицы. Этот замечательный человек всегда охотно откликался на приглашения посетить премьеры оперных спектаклей, открытие выставок и мемориальных досок на зданиях, где жили выдающиеся музыканты. 21 февраля 1939 г. Александр Николаевич присутствовал на репетиции, а позднее и на премьере оперы «Иван Сусанин» в Большом театре. Зрители и все участники спектакля тепло его приветствовали. А.Н. Глинка-Измайлов до последних дней своей жизни оставался верным рыцарем музыки. Он скончался в Москве 18 августа 1942 г. в возрасте 86 лет и остался в памяти потомков самоотверженным и неутомимым популяризатором творчества великого русского композитора М.И. Глинки