Иеромонах Рафаил (Ивочкин),
насельник Спасо-Преображенского монастыря, православный краевед
 
Жизненный подвиг архимандрита Рафаила (Баутина)
 
      В 2003 г. вышла в свет моя брошюра «Крестный путь архимандрита Рафаила», повествующая об исповедническом подвиге настоятеля Рославльского монастыря архимандрита Рафаила (1869-1947 гг.). Она была написана на основе анализа документов, хранящихся в архиве УФСБ по Смоленской области. В этой работе из-за ограниченного объема использованных документов не все этапы жизни отца Рафаила были достаточно освещены. Теперь же, благодаря выявлению новых архивных источников, стало возможным пересмотреть и дополнить биографию этого священника. По благословению игумена Сергия (Зятькова) и благодаря его поддержке мне удалось побывать в архивах городов Твери и Вологды. Обнаруженные там документы позволяют датировать и описать жизнь отца Рафаила как до революции, так и в период 1923-1942 гг.. Это, прежде всего, «Монастырские ведомости за 1911 г.» (государственный архив Вологодской области - ГАВО), в состав которых входят не только сведения о монастырях Вологодчины, но и послужные списки монахов. Послужные списки – вид отчетного документа нижестоящей церковной административной единицы (прихода, монастыря) перед вышестоящей (иерархией, а в нашем случае перед Вологодской Духовной Консисторией), который включает в себя информацию о штате священно-церковнослужителей, числящихся при этой единице. Списки представляют сведения о количественном, возрастном, национальном, образовательном составе духовенства, их наградах и особенностях продвижения по иерархической лестнице.
      Другим важным сборником документов, рассказывающих уже о «советском периоде» жизни о. архимандрита, является «Архивно-следственное дело №24500-с», хранящееся в Тверском центре документации новейшей истории (ТЦДНИ). Оно компенсирует пробел в биографии о. Рафаила во время его ссылки в Бельский уезд с дальнейшим арестом и пребыванием в одном из лагерей СЛОНа.
      Об интересных фактах из жизни о. Рафаила дают представление документы, выявленные игуменом Сергием в Российском государственном историческом архиве (РГИА).
      На основании вышеуказанных источников и написана данная статья, позволяющая проследить основные периоды жизни нашего выдающегося земляка, патриота, священника-орденоносца и миссионера.
      Архимандрит Рафаил (Баутин Илья Иванович) родился 15 июня 1869 г. в деревне Антипино Дунаевской волости Бельского уезда Смоленской губернии. Происходил из семьи безземельного крестьянина. Грамоте обучался в сельской школе и в городском училище.
      В октябре 1897 г. Илья поступил в братство Тверского Отроча монастыря. Духовным руководителем молодой человек избрал себе епископа Гавриила (Голосова), которому прислуживал во время богослужений.
      Дальнейшая жизнь послушника была связана с Михаило-Архангельским монастырем Великого Устюга. Дело в том, что епископа Гавриила назначили викарием Вологодской епархии с пребыванием в Устюге. Вот сюда-то 14 ноября 1897 г. и прибыл Илья со своим наставником.
      21 марта 1898 г. послушник Илья принял монашеский постриг с именем Рафаил, 21 июня того же года был рукоположен в сан иеродиакона. Во время архиерейских богослужений иеродиакон Рафаил исполнял также обязанности иподиакона.
      15 августа 1900 г. молодой иеродиакон рукоположен в сан иеромонаха.
      С мая 1902 г. началась служба иеромонаха Рафаила на кораблях Российского флота. С 4 мая 1902 г. по 10 июля 1903 г. он исполнял пастырские обязанности на учебном корабле Балтийского флота «Европа». 10 июля 1903 г. иеромонах Рафаил приказом протопресвитера военного и морского духовенства был переведен на строящийся броненосец «Цесаревич» (г. Тулон, Франция). На этом корабле отец Рафаил встретил Русско-японскую войну в крепости Порт-Артур. Кроме того, с 10 февраля 1904 г. циркуляром штаба командующего флотом Тихого океана отец Рафаил был назначен исполнять пастырские обязанности одновременно и в лазарете Красного Креста в осажденной крепости Порт-Артур.
      11 октября 1905 г. морским министром иеромонах Рафаил был перемещен на крейсер I-го ранга «Аскольд».
      27 октября 1910 г. распоряжением протопресвитера отец Рафаил был назначен благочинным всех морских церквей Тихого океана.
      Кроме пастырских обязанностей военного священника, иеромонах занимался миссионерской деятельностью – нес свет Православия камчадалам1.
      3 мая 1911 г., согласно поданному прошению, иеромонах Рафаил был освобожден, по болезни, от исполнения пастырских обязанностей на крейсере «Аскольд» и от должности благочинного судовых церквей Тихого океана. Местом пребывания священника был определен Михаило-Архангельский монастырь Великого Устюга, клириком которого он являлся до командировки на флот. В послужной список указом Вологодской Духовной консистории было приказано внести:
      «Согласно прошению по болезни освобожден от исполнения пастырских обязанностей на боевых судах с выражением от начальника Действующего Флота, за являемый всегда пример высокого и доблестного пастырского долга, самой искренней признательности и сердечной благодарности, объявленной в Приказе по Флоту от 4 июня 1911 г. за № 441»2.
      16 марта 1912 г. резолюцией высокопреосвященного Антония (Каржавина), архиепископа Тверского и Кашинского, иеромонах Рафаил перемещен в число братии Тверского Успенского Желтикова монастыря. (В это время настоятелем монастыря был находящийся на покое учитель отца Рафаила епископ Гавриил). Отсюда 29 мая 1913 г. по ходатайству епископа Смоленского Феодосия иеромонах Рафаил был переведен на должность настоятеля Рославльского Спасо-Преображенского монастыря. Начался рославльский период в жизни выдающегося священника.
Внушителен список наград отца Рафаила, полученных за время службы в армии.
      Он имел: медаль на Александровской ленте за понесенные труды в лазарете Красного креста (1906 г.); золотой наперсный крест, выдаваемый Священным Синодом (1907 г.); орден святой Анны III степени (1907 г.); золотой наперсный крест с украшениями, поднесенный офицерами крейсера «Европа» (1908 г.); золотой наперсный крест с украшениями, поднесенный офицерами броненосца «Цесаревич» (1908 г.); знак Камчатского Православного Братства IV степени на национальной ленте за просвещение камчадалов (1911 г.)3.
В 1920-х годах отец Рафаил был возведен в сан архимандрита.
      Период настоятельства отца Рафаила в Спасском монастыре совпал с одним из самых сложных периодов истории России. Он руководил всей многотрудной и многоплановой деятельностью обители вплоть до ее закрытия и проявил себя рассудительным и благочестивым настоятелем.
      В годы гражданской войны в среде духовенства произошло расслоение, появились модернистские группировки, призывающие к революционному обновлению Церкви. В такой обстановке петроградскими священниками и была осуществлена раскольническая авантюра. Они путем обмана захватили церковную власть и образовали канонически незаконное Высшее Церковное Управление (ВЦУ), отстранив от управления Патриарха Тихона.
Из документов мы видим резко отрицательное отношение архимандрита Рафаила к ВЦУ и его подчинение Патриарху Тихону.
      В сентябре 1922 года Смоленское ВЦУ отстранило отца Рафаила от управления монастырем и определило ему местом жительства город Холмогоры Архангельской губернии.
      24 сентября состоялось заседание верующих и братии монастыря, на котором было принято ВЦУ не признавать, а подчиняться Патриарху и епископу Рославльскому Вениамину (Глебову). Монашествующие, верующий народ города Рославля не дрогнули под натиском церковных авантюристов. В храмах, сохранивших верность Патриарху, за богослужениями продолжали возносить имя епископа Вениамина.
      Рославльские обновленцы не могли не отомстить архимандриту Рафаилу. За ним началась слежка. Обновленцы собственными силами не могли расправиться с неугодным им человеком. С помощью ГПУ это можно было легко сделать. И полетели доносы на стол Смоленского Политического Управления.
      В 20-х числах февраля 1923 года в квартире архимандрита Рафаила ГПУ провело обыск. 27 февраля Смолгуботдел вынес распоряжение о задержании отца Рафаила. 8 марта архимандрит был арестован без предъявления каких-либо обвинений.
      Вскоре в ГПУ поступило ходатайство верующих (с многочисленными подписями) об освобождении архимандрита Рафаила. Но, несмотря на ходатайство верующих, отец Рафаил не был отпущен на поруки своей паствы.
      Ему ставили в вину создание «крепкой православной церкви с Тихоновской окраской». Постановлением от 10 марта 1923 года Смолгуботдел ГПУ принял решение выслать Баутина Рафаила Ивановича из пределов Западного края в места, отдаленные к Сибири или на север России. В обвинительном заключении говорилось, что главная вина архимандрита Рафаила состоит в противостоянии «Живой церкви». 4 июня заключенный Баутин этапным порядком, под особым бдительным надзором направлен в Москву для вынесения приговора. 8 августа состоялся суд, вынесен приговор – дело относительно Баутина Рафаила Ивановича прекратить и освободить его из-под стражи4.
      По возвращении в Рославль архимандрит Рафаил вел большую работу за сохранение чистоты православия в Рославле и районе. Но он также прекрасно понимал, что подобной деятельности, направленной на восстановление единой Церкви, так не оставят. И не ошибся.
      26 сентября 1923 г. настоятель монастыря был вторично арестован и сослан на родину – деревню Антипино.
      В ссылке архимандрит находился до 1930 г. Занимался пчеловодством и вел замкнутый образ жизни.
      13 ноября, 25 декабря 1929 г. и 28 января 1930 г. на имя Уполномоченного Ржевского Окротдела ОГПУ по Бельскому району поступил ряд заявлений от учителя Антипинской школы Баутина В. (дядя арх. Рафаила), члена ВКП (б). В них, в частности указывалось, что в связи с проводимой сплошной коллективизацией кулачество стало противодействовать этому мероприятию «путем использования…несознательной части из бедняков и середняков, применяя метод спаивания последних, организовалось в антисоветскую группу, нелегально устраивали свои собрания …для противодействия проводимым мероприятиям в деревне»5.
      Инициаторами создания кулаческой группы были объявлены архимандрит Рафаил и мельник Подачин Петр Гаврилович. Всего же по обвинению в антисоветской деятельности было привлечено 24 человека (священник, бывшие помещики, кулаки). Всех обвиняемых арестовали 14 февраля 1930 г.
«Монаха Рафаила» обвиняли, во-первых, в том, что он «ярый Тихоновец», во-вторых – «служил в Царской армии», в-третьих «систематически вел антисоветскую агитацию против проводимых мероприятий…для чего использовались общественные места».
Интересны показания на архимандрита:
      «У монаха Рафаила (Баутина) я часто бывал в гостях, он меня угощал чаем с медом, и в беседах говорил: «что большевики долго существовать не будут», … читал мне библию и говорил: «что колхозы долго существовать не будут». В беседах он часто ругал Советскую власть за то, что она его выслала и доказывал, что только Тихоновская вера спасет народ, при чем успокаивал тем, что сейчас такое время, когда не только он один страдает, но и все крестьяне. Часто он также мне говорил смеясь: «Эх вы, крестьяне, работаете как волы и ни копейки денег не имеете – вот видите, как жить при Советской власти». Также он мне внушал, что живая церковь негодная и единственно правильная – это Тихоновская»6.
      Или вот:
«Баутин Илья (он же – монах Рафаил) сказал: «да, плохо стало жить, это все есть наказание божье, и еще не то будет впереди» (сказано якобы в магазине)7.
      В предъявляемых обвинениях архимандрит Рафаил виновным себя не признал. Мало того, он отметил:
«Постановление о привлечении к следствию в качестве обвиняемого мне объявлено, но виновным себя в предъявленном обвинении не признаю. Никакой антисоветской агитации я не вел, никто меня из указанных лиц не посещал, за исключением Железного А., который иногда бывал у меня, приходил поговорить. Я служил с Железным в г. Белом писарскими учениками. Я считаю, что если кто и дал на меня показания, то это вранье»8.
16 марта 1930 г. тройка ПП ОГПУ по Западной области постановила – Баутина И.И. заключить в концлагерь сроком на десять лет. Срок считать с февраля 1930г. Имущество (дом, овцы, пчелы, морской бинокль и т.д.) – передать на нужды колхоза. (Дом, в котором жил отец Рафаил, был передан сельской школе. До наших дней сохранился фундамент здания. Местные жители называют это место «поповское дворище»).
      22 февраля 1933 г. Коллегия ОГПУ заменила заключение г-на Баутина высылкой в Северный край на оставшийся срок. Начальник Управления СЛАГ ОГПУ (г. Кемь) получил предписание направить Баутина И.И. в распоряжение Вологодского Оперсекретаря ОГПУ. В апреле 1934 г. архимандрит Рафаил направил Уполномоченному СПО ПП ОГПУ ходатайство о пересмотре дела на предмет досрочного освобождения. Но уполномоченный счел ходатайство неправомочным на основании того, что заключенный «вел систематическую агитацию среди крестьян за невступление в колхоз, используя религиозные убеждения верующих. Распространял слухи о скорой гибели Советской власти» и в пересмотре дела отказал9.
      Отец Рафаил оставался в ссылке до 1941 г. Строил Беломорканал. В 1942 г. вернулся в Рославль. Жил он в монастырской Александровской церкви, находясь на покое.
      До конца жизни отец Рафаил сохранил военную выправку. По свидетельствам знавших его, ходил постоянно в рясе, с крестом на груди, четким, ровным шагом. Поражал и сам вид его – седовласый, высокий старец с развевающейся от быстрого шага седой бородой. В общении с окружающими был тактичен и держался интеллигентно.
      26 февраля 1947 года на 77 году жизни архимандрит Рафаил умер. Он был похоронен за алтарем Вознесенского кладбищенского храма. Даже мертвому ему не разрешили вернуться в горячо любимую им Преображенскую обитель, упокоиться радом со всеми прежними настоятелями.
      10 ноября 2003 года по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла состоялось извлечение останков приснопоминаемого отца архимандрита Рафаила. Долгие годы могила отца архимандрита почиталась верующими рославльчанами. Братия возрожденного в 1996 году монастыря ежегодно, в день смерти отца Рафаила, 26 февраля совершала на его могиле панихиды. И вот, наконец, почивший настоятель монастыря вернулся в свою обитель. С 10 ноября по 14 ноября 2003 года гроб с останками отца Рафаила находился в Александро-Невском храме монастыря. В течение этих дней, каждый день, три раза, служились у гроба отца Рафаила заупокойные литии. 14 ноября, в 17 часов состоялось перенесение праха архимандрита Рафаила в Спасо-Преображенский собор монастыря. Затем настоятель монастыря, игумен Сергий, в сослужении братии монастыря совершил заупокойный парастас. 15 ноября, в 10 часов состоялась заупокойная литургия. После нее была отслужена панихида, за которой молились многочисленные почитатели памяти отца Рафаила. В11часов 30минут гроб с останками архимандрита Рафаила при пении ирмосов великого канона «Помощник и покровитель» был обнесен вокруг Спасо-Преображенского собора и опущен в специально подготовленную могилу за алтарем храма. Совершилось историческое деяние, в результате которого истина восторжествовала. Почивший настоятель возвратился в свою обитель, ради которой ему пришлось много пострадать от рук советской власти10.
      Реабилитирован Баутин Илья Иванович 27 июля 1989 г11.
      В 2004 г. на заседании Смоленской Епархиальной Комиссии по канонизации святых был поднят вопрос о церковном прославлении архимандрита Рафаила в лике Новомучеников и исповедников Российских в чине преподобноисповедника.
      Жизнь и деятельность архимандрита Рафаила показывает нам пример стойкой веры и борьбы за чистоту Православной Церкви в годы наиболее тяжелого испытания для нее. Нельзя укорить этого священника в угодничестве, заискивании перед властью, обмане и предательстве по отношению к Церкви и своей пастве. Всю жизнь он стойко стоял на страже истины и не пошатнулся под внешними и внутренними колебаниями, не боясь ни смерти, ни изгнания, помня, «что подобными страданиями и создана Православная Церковь». Ушли в небытие гонители, а Церковь стоит незыблемо, и будет стоять, украшаясь подвигами и терпением таких людей, каким был архимандрит Рафаил.

Литература
1 РГИА. Ф. 796. Оп.192. Д. 105.
2 ГАВО. Фонд 496. Оп.1. Д. 19011. Л. 288.
3 Там же, л. 287-288.
4 Ивочкин Рафаил, иеромонах. Крестный путь архимандрита Рафаила. - Смоленск, 2002. – С. 32.
5 ТЦДНИ. Ф.7849. Д.24500-с. Л.310.
6 Там же, л. 317.
7 Там же, л.л. 27, 178, 315.
8 Там же, л. 211.
43 Там же, л.л. 334, 337.
10 Ивочкин Рафаил, иеромонах. Жизнь и деятельность настоятеля Рославльского Спасо-Преображенского мужского монастыря архимандрита Рафаила (Баутина). // Православный вестник. – Рославль, 2004. - №11. – С.10-11.
11 ТЦДНИ. Ф.7849. Д.24500-с. Л. 347.