Валуев Д.В., кандидат исторических наук,
доцент СГПУ
  Михаил Осипович Микешин – великий сын земли Рославльской
(продолжение)
 
      Памятник «Тысячелетие России» располагается на центральной площади новгородского кремля. Его силуэт напоминает колокол – вестник славы. Верхняя его часть выполнена в виде символа государственной власти – державы. Она представляет собой огромный шар с крестом, который венчает аллегорическая композиция «Православие», состоящая из фигур ангела и коленопреклоненной женщины в русском национальном костюме, которую он благословляет. Женщина символизирует собой Россию. Вокруг шара располагаются 18 фигур, образующие 6 групп, отображающие главные события российской истории. Основанием памятника является высокий гранитный постамент. Он опоясан бронзовым горельефным фризом, на котором помещены изображения 109 исторических персонажей. Фриз состоит из четырёх разделов – «Государственные лица», «Военные люди и герои», «Просветители народа», «Писатели и художники». В группе писателей и художников Микешин намеревался поместить изображение великого украинского поэта Тараса Шевченко, с которым был дружен. Но царское правительство решительно воспротивилось этому, и портрет «Кобзаря» так и не появился на монументе, воспевающем величие России.
      Памятник был неоднозначно принят обществом. Большинство отзывов носило хвалебный характер. Но либеральная критика приняла памятник в штыки. С особенно резкими статьями выступили А.И. Герцен и В.В. Стасов. Однако их протест был направлен в большей степени против самодержавного режима и официальной историографии, символом которых стал монумент, чем против творения Микешина как такового.
      После создания памятника «Тысячелетие России» путь Микешина в искусстве определился окончательно. Он стал создавать проекты памятников великим людям и значительным событиям истории. В 1860 г. Микешин победил в конкурсе на памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге. Монумент по его проекту был создан скульпторами М.А. Чижовым и А.М. Опекушиным (будущим автором памятника Пушкину в Москве) и архитектором Д.И. Гриммом в 1873 г. Он представляет собой статую императрицы в парадном одеянии, установленную на круглом гранитном пьедестале, вокруг которого располагаются фигуры её соратников и великих современников – Г.А. Потёмкина, Г.Р. Державина, А.В. Суворова, А.Г. Орлова, П.А. Румянцева, В.Я. Чичагова, И.И. Бецкого, А.А. Безбородко, Е.Р. Дашковой.
      По проектам М.О. Микешина были созданы памятники адмиралам П.С. Нахимову, В.А. Корнилову и В.И. Истомину на Малаховом кургане в Севастополе, адмиралу А.С. Грейгу в Николаеве, Богдану Хмельницкому в Киеве, К. Минину и Д. Пожарскому в Нижнем Новгороде, Александру II в Ростове – на - Дону, Екатерине II в Екатеринодаре, массивные скульптурные двери к гробнице князя Д.М. Пожарского в Суздале, скульптурные композиции для украшения броненосных кораблей российского флота. Популярность художника быстро достигла мировых масштабов. Ему заказывали памятники для государств Европы и Америки. В Сербии по его проектам был, воздвигнут монумент в Белграде в честь освобождения от турецкого ига и памятник князю Михаилу III Обреновичу на месте его убийства в Топчидере. За эти работы Микешин был избран членом Сербского учёного дружества и награждён орденом «За независимость». В Лиссабоне по проекту Микешина был поставлен памятник в честь конституции Португалии 1821 г. За него мастер получил высший португальский орден и был избран членом Лиссабонской академии. Микешин принимал участие в конкурсах на сооружение памятников А.С. Пушкину в Москве, М.И. Глинке в Смоленске, А. Мицкевичу в Варшаве, А. Линкольну в Вашингтоне. Уже в конце жизни, страдая от тяжёлого недуга, Микешин участвовал в международном конкурсе проектов памятника героине Франции Жанне д' Арк. По мнению специалистов, эскиз этого монумента «является одним из лучших его произведений: видно, что художник работал над ним с подлинным вдохновением»12.
      Не всегда проекты и замыслы Микешина получали на практике полное воплощение. Так, работая над памятником Богдану Хмельницкому, художник предполагал изобразить гетмана на коне, который попирает копытами разорванные цепи и труп иезуита, покрытый обрывками польских знамён. Конная фигура должна была, находится на высокой скале, ниже её на пьедестале памятника Микешин намеревался поместить три бронзовых барельефа, которые изображали Збражскую битву, Переяславскую раду, и торжественную встречу Хмельницкого в Киеве. На передней площадке пьедестала должна была находиться «группа из пяти человек, изображающего малороссийского певца Кобзаря, поющего славу герою. Задумчиво слушают его с одной стороны велико- и белорусы, а с другой мало - и червонорусы»13. В облике Кобзаря Микешин хотел воспроизвести портретные черты Т.Г. Шевченко. Работа над памятником продолжалась очень долго с 1870 г. до 1888 г. Правительство взяло на себя основные расходы по его сооружению. Однако финансирование осуществлялось крайне скупо, поэтому создание монумента постоянно тормозилось. Кроме того, власть опасалась, что открытие памятника Богдану Хмельницкого вызовет волну националистических настроений на Украине. Результатом этих опасений стало то, что «5 мая 1878 года царь, ссылаясь на нехватку денег, распорядился убрать фигуру иезуита, а вскоре повелел ограничиться лишь конной статуей»14. Несколько лет продолжались споры о месте, где должен был стоять памятник. Наконец новый царь Александр III приказал изменить форму постамента, который должен был теперь напоминать курган. Только 11 июля 1888 г. памятник герою национальной борьбы украинского народа был открыт на площади перед Софийским собором Киева.
      Некоторые из проектов Микешина были воплощены уже после его смерти. Так, памятник Ермаку в Новочеркасске был создан по эскизам Микешина в 1904 г., через восемь лет после его кончины, скульптором В.А. Беклемишевым15.
      Ряд монументов, воздвигнутых по проектам Микешина, ожидала трагическая судьба. В годы советской власти были уничтожены памятники Екатерине II в Екатеринодаре (ныне Краснодар) и Александру II в Ростове – на – Дону, гробница князя Пожарского в Суздале. Пострадал во время боевых действий в период Великой Отечественной войны памятник адмиралам в Севастополе. Был варварски разрушен гитлеровцами памятник «Тысячелетие России». Захватчики намеревались вывезти его фрагменты в Германию. Но наступление Красной Армии, освободившей Новгород 20 января 1944 г. спасло монумент от окончательной гибели. И уже 2 ноября 1944 г. состоялось открытие восстановленного шедевра русского искусства.
      М.О. Микешин не оставлял и занятий живописью. Его кисти принадлежат портреты Н.А. Некрасова, Т.Г. Шевченко, других прославленных современников. Микешин много работал, как художник – иллюстратор, создавая рисунки и гравюры к любимым литературным произведениям. Его лучшими графическими работами «являются … многочисленные иллюстрации к «Вию» Гоголя, к «Кобзарю» Шевченко, к произведениям А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова»16. Зарисовки и гравюры Микешина часто появлялись в иллюстрированных журналах. Они пользовались большим успехом у публики. Известный художник М.В. Добужинский, в воспоминаниях о детстве писал, что его отец выписывал много иллюстрированных журналов. Далее он отмечал: «в то время хорошо издавался «Огонёк» и «Всемирная иллюстрация» (мне очень нравились там рисунки Микешина)»17. А в столовой родительской квартиры на стене среди прочих картин и гравюр висела хромолитография Микешина «Русалки, играющие с луной»18.
      Широкое распространение получили лубочные картинки созданные Микешиным по заказу известного издателя И.Д. Сытина. Сам заказчик отмечал впоследствии что «рисунок Микешина» был «исполнен прекрасно и все фигуры полны грубого, но сочного юмора»19.
      В 1876-1878 гг. Микешин был издателем журнала «Пчела». По мнению специалистов «это был один из лучших иллюстрированных журналов России в конце 70-х годов» XIX века20. В нём Микешин опубликовал несколько автобиографических очерков («Шальной панич», «Как на зорьке на зоре», «Маленькая серебряная» и др.). В них он рассказывал о детстве и ранней юности на родной Рославльской земле.
      В литературное наследие М.О. Микешина, помимо этих мемуарных зарисовок входят критические статьи, публиковавшиеся в журнале «Современная летопись», интересные воспоминания о Н.А. Некрасове и Т.Г. Шевченко.
      По отзывам современников М.О. Микешин был «человеком добрым, весёлым, жизнерадостным». Он был «высок ростом, очень красив, необычайно силён». Будучи любознательным человеком, «Микешин очень много путешествовал. Из современных ему художников только Верещагин превосходил его в этом увлечении»21. В его квартире, расположенной в доме № 128 по набережной Фонтанки постоянно происходили вечера и встречи, на которые собирались творческие люди – художники, скульпторы, архитекторы, артисты, писатели, критики.
      10 января 1896 г Михаил Осипович Микешин скончался. Он был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. До наших дней сохранилось надгробие на могиле великого художника, представляющее собой портик из тёмного гранита. Узнав о смерти Микешина, французский писатель Теофиль Готье назвал его «русским Микеланджело».
      Таланты Михаила Осиповича сумел унаследовать его сын скульптор Борис Михайлович Микешин (1873 – 1937). Также как и отец, он трудился над созданием монументов великим людям и значимым историческим событиям. По его проекту, в частности, были сооружены памятники М.Ю. Лермонтову под Пятигорском, на месте гибели поэта, и в Петербурге перед Николаевским кавалерийским училищем.
      Как уже отмечалось, Микешин никогда не порывал связей со своей родной землёй. И рославльчане всегда помнили своего земляка и гордились его творениями. Работы Микешина произвели в детстве неизгладимое впечатление на другого великого уроженца Смоленщины – С.Т. Конёнкова. Уже на склоне своих дней великий скульптор рассказывал писателю В. Осокину: «В 1880-х годах я учился в Рославльском уездном училище Смоленской губернии и как-то увидел у моего товарища иллюстрированный журнал «Пчела». Меня поразили опубликованные в нём гравюры художника Микешина, как оказалось местного уроженца.… В иллюстрациях Микешин передал самую суть «колдовских» гоголевских творений, выразил всю скорбную пламенно-патриотическую поэзию Тараса Шевченко.… А памятники Микешина!… Я вот уже несколько лет подряд езжу в Новгород и не меньше, чем на соборы любуюсь на микешинский монумент «Тысячелетие России». А микешинский памятник Богдану Хмельницкому в Киеве! Вот где экспрессия, героический характер, дух русской старины!» 22. В Рославле Конёнков познакомился с племянником Микешина Сергеем Полозовым, с которым вместе учился. Благодаря этому он получил возможность бывать в доме родственников Микешина и основательно изучать его рисунки, хранившиеся у них. Как отмечает исследователь жизни и творчества Конёнкова, степень таланта Микешина он «всю жизнь явно преувеличивал, – очевидно, сказывались отголоски мальчишеских восторгов. Но, во всяком случае, эти рисунки обладали бесспорным профессионализмом и могли послужить хорошей школой для юноши, собиравшегося … сдавать экзамены в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества»23.
      В 1985 г. к 150-летию великого художника в центре Смоленска был открыт памятник М.О. Микешину (скульптор А.И. Рукавишников). Остаётся только сожалеть, что в настоящее время он, как и церковь в Максимкове из-за действий местных вандалов и равнодушия властей находится в плачевном состоянии. Память о великом сыне земли Рославльской и Смоленской не должна погибнуть. Мы должны сделать всё возможное, чтобы сохранить её и передать своим потомкам.
Литература
12 Памятник «Тысячелетие России». Фотоальбом. Автор текста С.Н. Семанов. - М., 1974. - С. 18-19.
13 Осокин В. Вздыбленный конь // С веком наравне. Книга о скульптуре. Т. 3. - М., 1974. - С. 151.
14 Там же. С. 154.
15 Города России. Энциклопедия. - М., 1994. - С. 318.
16 Яковлев С.М. Указ соч. - С. 183.
17 Добужинский М.В. Воспоминания. - М., 1987. - С. 39.
18 Там же. С. 37.
19 Сытин И.Д. Жизнь для книги. - М., 1962. - С. 42.
20 Трофимов А.Я. Новости из прошлого. - Смоленск, 2002. - С.236.
21 Памятник «Тысячелетие России» …С. 19.
22 Осокин В. Указ. соч. - С. 142.
23 Каменский А.А. С.Т. Коненков. - М., 1975. - С.9.


стр.