29 июня 2022г. | По материалам РИХМ Во время Великой Отечественной войны Пригорьевская операция стала крупнейшей партизанской операцией на территории Рославльского района в частности, и Смоленской области в целом. Она была проведена 5-й Воргинской партизанской бригадой имени С.Лазо и и частью 2-й Клетнянской партизанской бригады.
В феврале 1942 г. в Ельнинском районе директором Коробецкой школы Василием Васильевичем Казубским и секретарем райкома комсомола Андреем Федоровичем Юденковым был создан партизанский отряд, впоследствии трансформировавшийся в партизанский полк им. С. Лазо. Первоначальное число батальонов в количестве 3 единиц увеличилось до семи. К 1942 года в отряде насчитывалось более 2 тысяч бойцов. На вооружении было 9 танков, около 60 пушек и тяжелых минометов, 450 пулеметов различных систем.
В июне 1942 года по заданию Смоленского обкома партии из партизанского полка им. С. Лазо был выделен отряд численностью 200 человек и направлен в район пос. Ершичи с заданием развернуть партизанскую борьбу на железнодорожных и шоссейных дорогах Рославльского района. Командующими этого отряда назначены: командир Т.М. Коротченко, затем Г.И. Кезиков, комиссар Н.С. Шараев, с июля 1943 года – В.С. Давыдов.
Осенью отряд развернул активную деятельность. Были проведены несколько военных операций на станцию Понятовка, в результате чего удалось заблокировать аэродром, овладеть железнодорожную станцию и прервать движение поездов между Кричевым и Рославлем на трое суток.
В октябре 1942 года бригада им. С. Лазо была преобразована в 5-ю Ворговскую партизанскую бригаду им. С. Лазо, состоявшую из 3 батальонов и штабной роты, которая дислоцировалась в лесах пос. Ворги.
5 ноября 1942 года лазовцы совместно с двумя подразделениями 2 - й Клетнянской бригады провели ставшую легендарной операцию по разгрому станции Пригорье на железной дороге Рославль–Брянск.
На станции Пригорье находились вражеские эшелоны с техникой, размещался крупный гарнизон. Партизанам была поставлена задача не допустить доставки техники гитлеровцам на передовую линию фронта.
Руководство операцией по захвату станции Пригорье и подрыву мостов на реках Поповка и Боровка было доверено начальнику штаба 5-ой Ворговской бригады подполковнику Т.М. Коротченко и комиссару бригады Н. С. Шараеву. Кроме того, в операции участвовал отряд Шевцова, из состава 2-ой Клетнянской партизанской бригады, насчитывающий около 130 человек.
Операция началась 2 ноября 1942. По данным разведки было известно, что численность немецкого гарнизона осталась прежняя, но на запасных путях базируются два воинских эшелона по 35 вагонов, направленных на передовую. В одном из них - 14 самолетов, во втором – 12 танков и три самолета. Эшелоны усиленно охраняются.
Таким образом, перед началом операции соотношение сил было такое: у противника 550-560 человек, более 20 легких пулеметов, два станковых пулемета, четыре миномета, две 45-миллиметровые пушки. Численность партизанского соединения составляла 530 человек. Вооружение – винтовки, 35 легких пулеметов, на каждый из них приходилось 250-300 патронов, на винтовку – 100-120, у каждого партизана было по две гранаты.
Оперативные действия начались в 0 часов 27 минут 5 ноября 1942 года с северной стороны станции. Вперед двинулась штурмовая группа, под командованием капитана Клюев. Штурмовики ликвидировали гарнизоны, а остальные батальоны, уничтожали эшелоны. Охрана эшелонов оказывала упорное сопротивление. В это время со стороны Рославля прибыл на станцию дополнительный эшелон, в котором было до двухсот немцев. Но они, попав сразу в боевую обстановку, в панике разбежались.
Одновременно с началом штурма пристанционного посёлка и деревни Пригоры были взорваны два железнодорожных моста. Разгромив основные силы гарнизона противника, партизаны захватили станцию и удерживали её более четырёх часов. Во время операции было уничтожено 17 самолётов, находившихся в эшелонах, эшелон с бронетягачами, 2 вагона с боеприпасами, две цистерны с горючим, 13 автомашин, склады с продовольствием и зимним обмундированием, узел телефонной и телеграфной связи, подорваны все стрелки и семафоры, водонапорная башня и насосная станция. Потери немецкой стороны составили 370 солдат и офицеров. По железной дороге Рославль-Брянск на 12 суток было прервано сообщение. Потери бригады составили: убитыми 27 человек, ранеными 35.
Действия партизан на станции Пригорье были высоко оценены советским командованием. «Эта операция, - подчеркнул бывший заместитель начальника Западного штаба партизанского движения А.А. Прохоров, - являлась столь значительной, что о ней было немедленно доложено в ЦК ВКП(б) и в Ставку Верховного Главнокомандования»
Мемориальный памятник в честь Пригорьевской боевой операции партизан 5-й Ворговской бригады им. С.Лазо изначально был установлен возле железнодорожного вокзала на ст. Пригорье.
На двухступенчатом постаменте установлена плита размером 2 х 1,25 м, увенчанная пятиконечной звездой. Постамент и памятник изготовлены из железобетона и отштукатурены. 25 сентября 1958 года на памятнике установлена мраморная мемориальная доска в честь 15-летия освобождения Смоленщины. К сожалению, фотографий не сохранилось.
Чуть позже, колхоз «Наша Родина» сделал заказ художественно-производственным мастерским Смоленского отделения художественного фонда на изготовление проекта и создания мемориального знака. В конце 1974 г. проект скульптурной части был разработан скульпторами Антоновым Е.А. и Александровым Г.В. Под руководством скульптора Сергеева А.Г. 25 января 1975 года эскизный проект мемориального знака рассматривался на художественном совете Смоленского отделения художественного фонда, где получил положительную оценку и был рекомендован для осуществления.
Монумент сооружен рядом с могилой, в которой похоронены участники борьбы с немецко-фашистскими захватчиками.
За следующие 35 лет существования мемориала обветшал, утратил некоторые элементы. Реставрационные работы велись недолго, до сентября 2013 г.
1 ноября 2013 года в Пригорье состоялся митинг, посвященный завершению реставрации мемориала в честь легендарной боевой операции партизан. |