Успех при тушении любого пожара зависит от многих
факторов: своевременность вызова, профессиональная подготовка огнеборцев,
укомплектованность средствами пожаротушения объекта, на котором возникло
возгорание, и укомплектованность самих пожарных, взаимодействие различных
служб. Таким образом, предупреждение и своевременная ликвидация пожара
– это работа многих людей, но, несомненно, решающая, самая ответственная
и тяжелая часть этого труда ложится на плечи пожарных.
21 июня весь личный состав ПЧ-13 г. Рославля
участвовал в учениях по практической отработке приемов и способов спасения
людей в высотных домах.
Служебная
профессиональная подготовка, теоретическая и практическая отработака
умений и навыков – процесс непрерывный, однако задача, с которой пришлось
справляться пожарным на учениях не совсем характерна для нашего города.
В
Рославле есть один шестнадцатиэтажный дом и один двенадцатиэтажный.
В свое время предприятие, строившее эти дома, было обязано приобрести
соответствующую технику для тушения пожаров на верхних этажах, но сделано
это не было.
Сейчас в ПЧ-13 есть одна автолестница, которая
может обеспечить тушение пожара до девятого этажа включительно. Но пожарные
должны быть готовы к работе в любых условиях, даже если люди, которых
нужно спасти, находятся вне зоны досягаемости.
Спасение
людей с десятого этажа и выше, до которых не хватает высоты автолестницы,
огнеборцы проводили комбинированным способом: наращивая высоту с помощью
усиленной штурмовой лестницы.
На практике это происходило следующим образом.
В 9 ч. 43 мин. диспетчер ПЧ-13 зафиксировала
вызов: «пожар» в доме №22 в 16 микрорайоне. В эту же минуту к месту
условного пожара выехал дежурный караул в составе двух автоцистерн и
автолестницы.
9 ч. 48 мин. – пожарные прибыли к месту условного
пожара. Одновременно из диспетчерской оповещаются службы жизнеобеспечения
(электросети, управление ГО и ЧС, ОВД, водоканал, «скорая помощь» и
др.).
9 ч. 56 мин. – 9 ч. 59 мин. – проведено боевое
развертывание прибывших сил и средств. Установлена автолестница, по
которой 1-е отделение со средствами тушения (водяные стволы) и усиленной
штурмовой лестницей поднялось в окно 9-го этажа условно горящей квартиры.
2-е отделение, установив автоцистерну на пожарный гидрант, по лестничным
маршам подало водяные стволы на защиту 10-го этажа и с помощью поданной
комбинированным способом с 9-го этажа штурмовой лестницы приступило
к эвакуации и спасению условно пострадавших (роль которых исполняли
сами же пожарные).
10
ч. 07 мин. – «пожар» локализован.
10 ч.10 мин. – прибыли спасатели.
10 ч. 18 мин. – спасатели вскрыли входные двери
на 10-м этаже.
10 ч. 27 мин. – пожар ликвидирован.
11 ч. 05 мин. – пожарные возвратились в часть.
Решение проблем, с которыми сталкиваются пожарные,
далеко не всегда зависит от них самих, и это наглядно показали прошедшие
учения. Общая трудность для всей страны – неукомплектованность пожарных
частей (численность личного состава нашей ПЧ-13 составляет всего 40%
от положенного по штату). Другие трудности, на первый взгляд, менее
существенные, но, в конечном итоге, могущие оказаться решающими, начинаются
сразу после выезда машин на вызов. К сожалению, далеко не все водители
уступают дорогу пожарной машине, а ведь это серьезное нарушение правил
дорожного движения. По прибытии на вызов могут возникнуть другие проблемы:
двери с домофоном, припаркованные у подъезда машины. Ситуация с последними
никак не регламентируется законом, и если пожарные, например, попытаются
своими силами убрать мешающую им машину, то автовладелец вправе подать
на них в суд. Такая вот складывается парадоксальная ситуация, которая,
кстати, в прошлом году привела к многочисленным жертвам при пожаре во
Владивостоке.
Тем
не менее, наши огнеборцы достойно выполняют свою тяжелейшую работу.
При подведении итогов начальник ПЧ-13 А.М. Новиков
констатировал, что, несмотря на некоторые недоработки, с задачей личный
состав справился успешно.
Уже через пару часов пожарные, отработавшие
в тридцатиградусную жару спасение людей в высотным доме, мчались на
новые, уже не учебные вызовы.