РОСТ ХОЗЯЙСТВА И КУЛЬТУРЫ ГОРОДА
В ГОДЫ СТАЛИНСКИХ ПЯТИЛЕТОК
 
      В годы сталинских пятилеток административное положение города Рославля изменялось несколько раз. С образованием в 1929 году Западной области Рославль стал административно-хозяйственным центром обширного Рославльского округа, территория которого составляла 13338 кв. километров и включала 11 административных сельских районов. Затем, в середине 1930 года, в связи с упразднением окружного деления, вызванным необходимостью приближения партийно-советского и хозяйственно-кооперативного аппарата к району и селу, город Рославль был преобразован в центр административного сельского района Западной, а впоследствии Смоленской области. В дальнейшем Рославль был выделен из состава района в качестве города областного подчинения. При этом наряду с городскими партийными и советскими органами в Рославле имеют свое местопребывание также и районные партийные и советские органы. Рославльский сельский район подразделяется на 21 сельский Совет и имеет территорию в 1 436 кв. километров. В таком положении города областного подчинения и одновременно районного центра остается Рославль и в настоящее время.

* * *

      Годы сталинских пятилеток преобразовали Рославль. Он значительно вырос в промышленном отношении. Реконструированы и расширены прежние предприятия, построен и организован ряд новых крупных механизированных предприятий, оборудованных машинами новейших конструкций.
      Перед Великой Отечественной войной, в 1940 году, стоимость валовой продукции предприятий государственной промышленности (включая и подсобные предприятия железнодорожного узла, городскую электростанцию и МТМ) превысила 32 миллиона 550 тысяч рублей (в ценах 1926/27 года), более, чем на 25 миллионов рублей (в ценах 1932 года), было выпущено продукции предприятиями кооперативной промышленности города. Такой гигантский шаг вперед сделала менее, чем за четверть века, промышленность Рославля.
      В годы сталинских пятилеток, в связи с проведением новых железнодорожных линий, станция Рославль приобрела значение крупного железнодорожного узла. В 1934 году было закончено строительство железнодорожной линии Рославль - Кричев, в 1936 году - линии Рославль - Сухиничи. Железнодорожные пути протянулись из Рославля в четырех направлениях.
      На месте железнодорожных мастерских вырос Рославльский вагоноремонтный завод Министерства путей сообщения. Он стал одним из крупнейших промышленных предприятий Смоленской области; на нем работало гораздо больше рабочих, чем до революции на всех предприятиях Рославля. Из цехов вагоноремонтного зарода каждую неделю выходил эшелон капитально отремонтированных вагонов и платформ.
      Производственная мощность шпагатной фабрики имени Клары Цеткин за годы сталинских пятилеток была существенно увеличена путем замены старого и установки дополнительного оборудования новых конструкций.
      Благодаря хорошему уходу за оборудованием, правильной организации труда, широкому социалистическому соревнованию рабочих и инженерно-технических работников фабрики она постоянно была одним из передовых предприятий города. В предвоенные годы Рославльская шпагатная фабрика выпускала до 3500 тонн крученых изделий в год.
      Значительных успехов добился Рославльский маслобойный завод. По стоимости валовой продукции он занимал второе место в городе, уступая лишь вагоноремонтному заводу. В последнем предвоенном году завод выработал более 4 200 тонн растительного масла (главным образом - льняного), свыше 8300 тонн олифы натуральной и искусственной и более 9 000 тонн жмыхов.
      В крупное механизированное промышленное предприятие выросли торфоразработки «Остер». Перед Великой Отечественной войной здесь начаты были подготовительные работы по переводу добычи торфа на метод большого гидроторфа, но наступившие военные события остановили эти мероприятия.
      Усиленно расширялось производство на кирпичном заводе, что было особенно необходимо в связи с ростом в городе из года в год нового промышленного и гражданского строительства.
      В 1929 году в Рославле был построен овощесушильный комбинат - единственное в Смоленской области крупное государственное предприятие этой отрасли промышленности.
      В 1931 году в строй действующих предприятий города вошла машинно-тракторная мастерская, оснащенная новейшим станочным оборудованием того времени. Рославльская МТМ была одной из первых, созданных в Смоленской области.
      В 1935 году в Рославле был построен и введен в действие птицекомбинат.
      В 1936 году промышленность города пополнилась новым крупным предприятием - стекольным заводом, придавшим новые черты хозяйственному облику Рославля. Как уже отмечалось, Рославльский уезд являлся центром стекольной промышленности Смоленской губернии. При районировании стекольные заводы имени 1 Мая, «Красное знамя» и Воргинский отошли к другим районам. Новый крупный стекольный завод в городе Рославле значительно превосходил старые заводы своими размерами и степенью механизации. Все наиболее трудоемкие процессы были механизированы. На заводе были установлены высокопроизводительные машины-автоматы для выработки пивных, винных и молочных бутылок. Завод пользовался местным сырьем (мел, песок) и топливом (торф).
      В 1939 году новая крупная коммунальная электростанция Рославля приняла на себя всю коммунальную и промышленную электронагрузку и обслуживание железнодорожного узла. Но рост потребности в электроэнергии (особенно для перевода торфоразработок «Остер» на гидроторф) обогнал мощность первого агрегата электростанции, почему перед войной на станции велась подготовка к установке второго! такого же турбогенератора (из трех агрегатов по проекту станции). Развитие электростанции и реконструкция торфоразработок «Остер» обеспечили бы прочную топливно-энергетическую базу для дальнейшего хозяйственного роста города.
      В конце 1940 года начала выпуск продукции хлопчато-бумажная ткацкая фабрика промысловой артели имени Розы Люксембург.
      В разные годы предвоенных сталинских пятилеток в Рославле были построены и организованы: крупная мебельная фабрика промысловой артели «Гнутарь», вагоноремонтный участок и авторемонтные мастерские железной дороги, сыроваренно-маслодельный завод. Значительное расширение и реконструкция были произведены на мясокомбинате и хлебокомбинате.
      Общее число рабочих и служащих в государственных промышленных предприятиях города перед Великой Отечественной войной превышало 5 500 человек.
      Большого развития в годы сталинских пятилеток достигла в Рославле кооперативная промышленность. Артели промысловой, лесопромысловой кооперации и кооперации инвалидов выпускали самую разнообразную продукцию, в составе которой были, главным образом, товары широкого потребления. В 21 артели работало около 2500 человек.
      По числу членов и объему производства многие артели представляли собой довольно крупные предприятия. Так, в текстильно-трикотажной артели имени Розы Люксембург, в 1940 году было 564 работающих. В этом году артелью было выработано продукции на 4 273 тысячи рублей (в ценах 1932 года). В лесопромысловой артели «Гнутарь» были заняты 233 человека, производившие венские гнутые стулья, диваны, платяные и книжные шкафы, комоды, сундуки, этажерки и другую мебель. Коллектив этой артели в 1940 году дал продукции на 2888,6 тысячи рублей (в ценах 1932 года).
      Более, чем на два миллиона рублей продукции каждая производили за год артели «Борьба» и «Красный химик». Артель «Красный химик» выпускала свыше 15 видов изделий: хозяйственное мыло, клей конторский, свечи, замазку, колесную мазь, чернила, гуталин, деготь и т. д. Почти на полтора миллиона рублей вырабатывала канцелярских принадлежностей и писчебумажных товаров артель имени Красной Армии.
      Кроме перечисленных выше видов продукции, промысловые артели города производили различную обувь, костюмы, женское и детское платья, кепи, разную посуду, железные кровати, детские коляски, топоры, веревки, пряжу, вату, бочки, сани.
      Артелями промкооперации было организовано более двух десятков мастерских для бытового обслуживания населения.
      На промышленных предприятиях Рославля широкий размах приняли социалистическое соревнование и стахановское движение. Тысячи рабочих значительно перевыполняли производственные нормы.
      Высокую производственную активность проявляла молодежь, особенно комсомольцы. Рославльская комсомольская организация была боевым помощником парторганизации.
      На вагоноремонтном заводе работало 11 комсомольско-молодежных бригад. Все они перевыполняли свои производственные задания. Многие бригады добивались при этом очень высоких показателей. Бригада слесарей вагонного цеха, руководимая т. Комаровым, выполняла нормы более, чем на 400 процентов. Комсомольская группа слесарей паровозного депо состояла сплошь из стахановцев.
      В составе Рославльской городской организации ВЛКСМ, перед войной было более 600 стахановцев и ударников.
 



стр.