ОБЛИК ГОРОДА
 
      Каков стал облик Рославля в середине XX века? Какие преобразования произошли в нем за 35 лет Советской власти? Как он выглядит спустя семь лет после войны?
      Сядем в Смоленске в вагон пригородного поезда и поедем в этот город, расположенный в 120 километрах от областного центра. Еще задолго до того, как впереди вырисуются контуры города, мы по различным приметам определим, что подъезжаем к промышленному центру. На минуту поезд останавливается на станции Крапивенская, расположенной в 18 километрах от Рославля. На путях стоят железнодорожные вагоны с четкими белыми надписями: «Годен под хлеб». Это очередной состав отремонтированных вагонов движется с Рославльского вагоноремонтного завода в сельскохозяйственные районы сараны для перевозки зерна нового урожая. В Крапивенской находится склад готовой продукции стеклозавода имени 1 Мая (Шумячский район), дорожно-эксплуатационный участок управления шоссейной дороги Орел - Витебск.
      Следующая станция - Остер. Здесь находится одноименное торфопредприятие, снабжающее местным топливом промышленные предприятия Рославля. Перед самым Рославлем, за станцией Козловка, проплывают за окном вагона новые корпуса шпагатной фабрики, маслозавода, стекольного завода.
      Говорят, что вокзал - ворота города. Рославльский вокзал находится уже в городе. Это просторное, наполненное светом здание, довольно красивое и гармонирующее с окружающими его домами.
      На небольшой привокзальной площади с каменным обелиском в центре разбит сквер. На площади конечная остановка городского автобуса, стоянка легковых машин. Отсюда же уходят автобусы в Екимовичи, Ершичи, Шумячи.
      Сядем в городской автобус и поедем в центр города. С привокзальной улицы автобус поворачивает влево и по широкой дороге мчится мимо красивых двухэтажных каменных домов Пролетарской улицы к парку железнодорожников, спускается от него вниз, к мосту через речку Становку и по длинной пологой горе поднимается в центр города. Пролетарская улица застроена каменными домами, в нижних этажах которых расположены магазины. Только несколько зданий еще не восстановлено, но и на них мы видим строителей, укладывающих балки перекрытий, накрывающих крышу.
      Восстанавливается и другая центральная улица - Ленинская, рассеченная в своей нижней части долиной небольшой реченки Глазомойки. На ней казённых домов меньше, чем на Пролетарской улице, но она также застраивается новыми зданиями. В лучших домах этой улицы помещаются райисполком, горком партии, городская библиотека, народный суд и другие учреждения.
      Хорошо выглядят и такие центральные улицы города, как имени Карла Маркса, Советская, Первомайская, Октябрьская, Индустриальная, имени Красина и другие. Самыми красивыми зданиями города по праву считаются школы, построенные в годы советской власти, особенно женская средняя школа № 6 и школа № 1. Запоминается и архитектура клуба шпагатной фабрики, городской больницы, жилого дома вагоноремонтного завода, стандартных жилых домов по Пролетарской улице и других зданий. Эти здания, несущие на себе черты советского архитектурного стиля, образуют в городе несколько небольших ансамблей, правда, еще слабо связанных между собою, но уже значительно изменивших старый, откровенно купеческий облик дореволюционного Рославля.
      Улицы города то поднимаются вверх, то опускаются вниз, ибо рельеф местности крайне неровен: тут и высокие холмы, и долины рек Становки и Глазомойки, и овраги. Дома, построенные по склонам холмов, также образуют много переулков. Достаточно сказать, что в городе сейчас насчитывается до 10 одноименных переулков Карла Маркса, по три Комсомольских, Унечских, Советских, Рабочих, Заводских, Индустриальных, Интернациональных, Краснофлотских переулков, шесть Пионерских переулков, 12 переулков имени Ворошилова, по два переулка имени Энгельса и Фрунзе, семь Смоленских переулков и т. д.
      Но все-таки в целом Рославль представляет собой правильно распланированный город с прямыми улицами.
      В последние годы четвертой сталинской пятилетки в Рославле построен и восстановлен ряд красиво и строго оформленных зданий, в которых учтены и все внутренние удобства. К ним относятся упомянутые уже выше здания вокзала, школ, жилые дома вагоноремонтного завода, комплекс домов на Пролетарской улице и другие.
      На окраине каменных зданий мало. Здесь преобладают аккуратные деревянные дома, большинство из которых рассчитано на одну семью и окружено садами.
      Рославль по праву считается самым зеленым городом Смоленской области, самым богатым фруктами и ягодами. В июльские ночи воздух в городе бывает напоен ароматом цветущих лип, свежестью зелени. Из года в год рославльчане озеленяют свой город, разбивают новые скверы. Особо богаты садами и зеленью улицы, расположенные за Бурцевой горой, имени Мичурину, Низинская и смежные с ними улицы. И если посмотреть с Бурцевой горы, город предстанет перед нами, как сплошной, город-сад. Среди густой листвы деревьев проступают крыши домов, белые оштукатуренные стены каменных зданий.
      Промышленные предприятия, исключая вагоноремонтный завод, расположенный рядом с вокзалом, и несколько мелких цехов и мастерских промкомбината и промартелей, рассредоточены по окраинам города. Поэтому жителям Рославля не мешает производственный шум, дым из фабричных труб не загрязняет воздух. Территория большинства фабрик и заводов Рославля также озеленена.
 


стр.