ДРЕВНИЕ ЖИТЕЛИ ВЕРХНЕГО ПОСОЖЬЯ   (стр.2)
 
      Географическое положение земли радимичей должно было содействовать развитию экономических связей, торговли. Бассейн реки Сожа многочисленными волоками связывался с другими речными бассейнами: с Днепровским - волоком из верховьев Сожа под Смоленском, а также по реке Вихре (мимо города Красного); с Деснянским бассейном - по притокам реки Остра (Навля) в реку Габью; из Хмары - в верховье Десны, а оттуда в бассейн рек Угры - Оки.
      Кроме того, через город Рославль и Рогнедино пролегал древний зимний путь из Смоленска на юг, в Северскую землю.
      Находки гирь и весов указывают на то, что. Верхнее Посожье в X - XI веках уже было втянуто в оживленные торговые связи с другими славянскими землями и, возможно, с иноземцами. К этому времени торговля уже стала главным занятием особой социальной группы купцов, или гостей, как их тогда называли. Находки в курганах Посожья предметов явно кривичского происхождения говорят о том, что смоленские купцы завозили туда разные ремесленные изделия. Привлекала смолян на Посожье возможность приобрести здесь драгоценные меха выдр и бобров, а также мед и воск. В курганах с женскими захоронениями встречались преимущественно украшения. Орудий труда обнаружено очень мало. Единственный вид орудий труда, найденных в этих курганах, - пряслица. Встречаются пряслица из глины, камня и шифера, одно из них было сделано из янтаря. Сохранившиеся остатки материй из шерсти и льна показывают, что производство их в VIII - XI веках было широко распространено.
      Исключительно богато представлены в курганных находках женские украшения - головные, шейные и ручные. Среди головных украшений особое место занимают височные семилучевые подвески или кольца так называемого радимичского типа. Здесь найдены были семилучевые кольца трех типов. Первый тип - обычный, радимичский. Среди колец этого типа можно наблюдать различия лучей от острых до пальцеобразных со вздутыми и расширенными концами. Последние являются переходным видом ко второму типу - широколопастному (вятичскому), в котором также имеются некоторые различия. И, наконец, очень редко встречались височные кольца третьего типа, в которых плоскость кольца обсыпана тремя рядами ложной зерни, лучи пальцеобразны и тоже обсыпаны ложной зернью, а средний большой луч лопастообразный, с рожками на конце. Это разнообразие типов говорит не только о том, что эти украшения делали разные мастера, но и о росте мастерства, о развитии экономических связей между племенами радимичей, северян и вятичей .
      Помимо преобладающих семилучевых и семилопастных височных колец в рославльских курганах с женскими погребениями в большом изобилии встречаются круглые височные кольца. Среди них преобладают малые бронзовые кольца. Большие височные кольца кривичского типа встречаются реже. Много височных колец витых, а также колец с филигранными бусами. Очень редки на кольцах позолоченные, посеребренные стеклянные бусы.
      Еще разнообразнее представлены в курганных находках шейные украшения женщин. Особенно много найдено бус, из которых делались ожерелья. По форме и величине встречаются бусы 43 видов, сделанные, главным образом, из стекла всяких цветов, янтаря, сердолика, хрусталя. Все эти виды обнаружены также в Гнездовских, Дорогобужских и других курганах Смоленщины. Много найдено также шейных бронзовых гривн. К ожерельям (радимичей относятся различного вида подвески, побрякушки и т. д. Иногда встречаются и дорогие экземпляры - позолоченные и ажурные.       Среди подвесок на ожерелье обнаружены амулеты из клыков медведя.
      Руки женщин украшались браслетами, перстнями. Как одних, так и других найдено в курганах очень много.
Судя по всему, литейное дело нашло у радимичей немало умельцев-мастеров. Выделка железа, литье и обработка металлов отделились у них от других занятий, и прежде всего от сельского хозяйства, раньше других отраслей . Но все же ремесла не получили должного широкого развития как у радимичей в целом, так и у той их части, которая проживала в Верхнем Посожье.
      Развитие производительных сил нанесло смертельный удар родовому строю. Это привело вначале к появлению частной собственности на орудия труда. Впоследствии частная собственность продолжала крепнуть, внедряясь в различные отрасли хозяйства, в том числе в земледелие. Так постепенно утверждается частная собственность на землю. Этот процесс сопровождался разложением первобытно-родовой общины и привел в дальнейшем к замене патриархально-родовой общины соседской или сельской, организованной по территориальному признаку.
      «Процесс образования крупной земельной собственности весьма длителен. Сколько-нибудь точную его периодизацию установить невозможно. Но совершенно неизбежно предполагать, что если этот процесс дал столь яркие и очевидные результаты в X - XI вв., то он протекал и в VIII в. и в VII и в VI в. и даже раньше. Ведь это же процесс разложения родовых отношений и образования классового общества в земледельческой среде» .
      Купля и продажа ускоряли развитие товарного производства и в земледелии, что в свою очередь не могло не привести к обработке земельных участков отдельными семьями, а также к росту индивидуального пчеловодства и ловецкого хозяйства. Внутри родов и племен укреплялись семьи, в руках которых сосредоточилось управление, суд и военное руководство. Все эти должности постепенно начинают переходить в наследственную собственность определенных семей, которые выделялись из среды в прошлом равных в экономическом отношении членов рода.
      Таким образом, «органы родового строя постепенно отрываются от своих корней в народе, в роде, в фратрии, в племени, а весь родовой строй превращается в свою противоположность: из организации племен для свободного регулирования своих собственных дел он превращается в организацию для грабежа и угнетения Соседей, а соответственно этому его органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа. Но этого никогда не могло бы случиться, если бы алчное стремление к богатству не раскололо членов рода на богатых и бедных» .
      О процессе разложения патриархально-родовых отношений у радимичей можно судить по вещам, обнаруженным в курганах, расположенных в окрестностях Рославля. В кургане наибольшей величины из курганной группы около деревни Кубарки (62 кургана) был захоронен мужчина. Отсутствие оружия говорит, что умерший не был дружинником, но остаток тонкой полоски сусального золота позволяет отнести его к зажиточной части населения, к нарождавшейся знати. Рядом был расположен другой, выделяющийся своей величиной курган с женским захоронением. В нем тоже обнаружены вещи более дорогие, чем в соседних курганах - несколько серебряных височных колец с тремя бусинками, обвитыми серебряными проволочками на каждом. Здесь же найдено много бронзовых браслетов и перстней.
      И в других местах в нескольких курганах - с мужскими захоронениями обнаружены дорогие украшения - серебряные бляшки, полоски сусального золота, бронзовые фибулы с орнаментами из эмали, а в курганах с женскими захоронениями - дорогие ажурные и позолоченные подвески, позолоченные стеклянные бусы. Эти отдельные, относительно богатые захоронения встречаются очень редко среди многих других бедных захоронений, но все же говорят о процессе распада патриархально-родовых отношений, усилении неравенства и росте накоплений богатств у нарождавшейся и крепнувшей местной знати.
      Формирование классовых отношений в Верхнем Посожье находилось под сильным воздействием соседей и прежде всего кривичей. Процесс становления феодализма, захваты феодалами общинных земель радимичей, разорение и разложение общин, закрепощение свободных общинников - сябров - идут усиленными темпами: с X века, когда присоединение значительной части Посожья к Смоленску привело к вторжениям сюда жадных до наживы кривичских феодалов. Вторжения эти сопровождались разнузданным грабежом радимичских общинников.
      Примеру кривичских феодалов следовала и местная знать. Все это, естественно, не могло не обострить классовые противоречия и классовую борьбу. К сожалению, летописцы не оставили нам ни одного относящегося к этому времени упоминания о восстаниях, о борьбе закрепощаемых и закрепощенных смердов, сябров. Они не были заинтересованы рассказывать о борьбе народных масс и о расправах князей с народом.
      В XII веке в Посожье уже были феодальные городки-замки, вроде Рогнедина, Княжина и других. Нередко феодалы строили свои замки и города на местах древнейших городищ. Кроме Рославля, здесь были крепости Сеславль, Пацынь, Дедичи, Заруб. В дальнейшем в бассейне реки Сожа возникло много новых городков-замков. Постройка таких городков-крепостей преследовала также цель обороны Смоленского княжества от самого беспокойного и враждебного его соседа - Черниговского княжества.
      На основании исторических источников и археологических данных наши ученые пришли к выводу, что в развивши материальной культуры радимичи отставали от некоторых других славянских племен, как, например, полян, кривичей, волховских словен.
      Причина такого отставания заключалась не только в отсутствии здесь древних городов (если не считать часто разоряемого Любича), но, главным образом, в драматической судьбе племени радимичей. На заре летописной истории на землю (радимичей (Посожье) неоднократно вторгались воинственные кривичи, а после - северяне и поляне. С середины и до конца X века киевской великой княгине Ольге, а затем великому князю Святославу и сыну его Ярополку приходилось принимать меры против радимичей, уклонявшихся от уплаты дани, а князь Владимир в конце X века вооруженной силой подавил восстание радимичей. Владимир применил к ним испытанный завоевателями прием утверждения господства. Он разделил землю радимичей: Верхнее и Среднее Посожье отдал под управление своего смоленского посадника (наместника), а низовье Сожа присоединил к Северской земле. Часть радимичей впоследствии была насильственно переселена в южную степную полосу Киевского государства. С раздроблением Киевской Руси на удельные княжества земля радимичей оказалась разделенной между Смоленским и Черниговским княжествами. В течение ряда столетий, начиная с конца XI века, Посожье было объектом споров, длительных и разорительных войн между названными княжествами.
      Эти феодальные междоусобицы тяжело отражались на хозяйственном состоянии всего Посожья, задерживали развитие материальной культуры. Городки и селения здесь многократно разорялись, жителей угоняли в плен и превращали в холопов, в челядь. Даже имя радимичей много раньше других племен перестало упоминаться в летописях.
 


стр.