ДРЕВНИЕ ЖИТЕЛИ ВЕРХНЕГО ПОСОЖЬЯ
 
      В верхнем Посожье человек обитал уже в древнейшие времена. В археологическом отношении Верхнее Посожье изучено еще очень недостаточно. В пределах бывшего Рославльского уезда Смоленской губернии выявлены три стоянки первобытного человека (невидимому, эпохи позднего неолита), 51 древнее городище и 206 курганных групп (с общим числом около 2400 курганов), в 21 месте найдены кости мамонта и носорога. Особенно много этих костей обнаружено у станции Пригорье.
      Во многих местах (в 130 пунктах), в частности, в двух местах в самом городе Рославле найдены каменные орудия, по которым можно судить о занятиях первобытного человека. Частые находки кремневых наконечников стрел, кремневых ножей и топоров, а также и костей диких животных (волков, лисиц, бобров, коз, зайцев и других) указывают, что главным занятием поселенцев Посожья в эту эпоху неолита была охота, дававшая мясную пищу и шкуры зверей для одежды; находки костяных гарпунов, чешуи и костей рыб свидетельствуют о том, что наряду с охотой важнейшее значение имела рыбная ловля. Кроме того, в лесах в больших количествах роились пчелы, люди занимались сбором меда диких пчел - бортничеством. Каменные орудия в дальнейшем были заменены бронзовыми , позднее на смену бронзе пришло железо. Изготовление мотыг послужило толчком к развитию земледелия. В условиях почти сплошной лесистости местности и крайней примитивности орудий расчистка земельных участков для обработки почвы, посев и уборка урожая были сопряжены с огромными трудностями и требовали соединенных усилий многих людей. Возделывание растений - длительный процесс. Все это привязывало человека к определенному месту и повлекло переход от кочевой жизни к оседлой. Возникают селища, а затем, с началом межродовых столкновений, и укрепленные городища. Раскопками древних селищ и городищ Верхнего Посожья установлена, что их жители за несколько столетий до нашей эры занимались земледелием. Они сеяли просо, пшеницу, вику, бобы, коноплю и лен. При раскопках городищ часто встречаются кости крупного рогатого скота и свиней, реже - кости лошадей и овец.
      В большом количестве найдены кости диких животных - медведя, волка, рыси, зайца, косули, бобра и других. Это говорит о том, что охота в жизни человека еще продолжала играть очень существенную роль. Костей рыб на городищах обнаружено немного. Рыбная ловля в это время имела уже меньшее значение.
      Жилища городищ этого периода представляли собой преимущественно землянки с деревянным срубом. Находки кусков глины из пазов стен позволяют утверждать, что уже тогда существовали наземные срубные избы. Сохранились также полуназемные землянки, сделанные из хвороста и обмазанные толстым слоем глины. Как правило, в центре избы помещалась неглубокая яма, в которой находился очаг. Встречаются глинобитные печи. Керамика древнейших городищ лепленная.

      Древнейшие городища представляли собой высокую площадку с крутыми, обрывистыми склонами. Впоследствии устройство городищ усложнялось, по краям площадок возводились валы и ставились деревянные частоколы, у подошв городищ делались рвы и наполнялись водой. В связи с ростом населения, отделением ремесла от сельского хозяйства и развитием обмена расширялись площади существующих городищ или же они забрасывались и сооружались более обширные городища на новых местах. Иногда городища насыпались среди болот, топей. Эта работа требовала огромных усилий и большого количества людей. Об общественной организации жителей Верхнего Посожья в то время, к которому относятся найденные на городищах и в курганах орудия и предметы, мы имеем очень мало данных. Надо полагать, что их общественные отношения в то время не отличались от общественного строя жителей других мест на той же ступени материального производства.
      «При первобытно-общинном строе, - говорится в Кратком курсе истории ВКП(б), - основой производственных отношений является общественная собственность на средства производства. Это в основном соответствует характеру производительных сил в этот период. Каменные орудия и появившиеся потом лук и стрелы исключали возможность борьбы с силами природы и хищными животными в одиночку. Чтобы собрать плоды в лесу, наловить рыбы в воде, построить какое-либо жилище, люди вынуждены работать сообща, если они не хотят стать жертвой голодной смерти, хищных животных или соседних обществ. Общий труд ведет к общей собственности на средства производства, равно как на продукты производства. Здесь не имеют еще понятия о частной собственности на средства производства, если не считать личной собственности на некоторые орудия производства, являющиеся вместе с тем орудиями защиты от хищных зверей. Здесь нет эксплуатации, нет классов» .
      Первобытный человек на территории Рославльщины селился гнездами, родами, которые по мере увеличения населения выделяли из своей среды дочерние роды, расселявшиеся на ближних пространствах. В дальнейшем эти роды объединялись в племенном союзе, имевшем свой центр.
      Каждый род возглавлялся избранным всеми членами рода старшиной. Старшины родов составляли совет племени. На период войны на собрании всех родов избирался вождь - военачальник.
      Все важнейшие вопросы в жизни рода решались на собрании мужчин и женщин, а вопросы войны и мира - на собрании племени или выборных от родов.
      О бытовых традициях поселенцев Посожья периода образования древнейших городищ нам известно очень мало. Некоторые историки, как, например, А. И. Лявданский, полагают, что древние поселенцы прибегали в похоронном обряде к трупосожжению. На заре нашей эры, как установили советские археологи, в бассейне Днепра мертвых сжигали, пепел собирали в урны и зарывали в небольших ямах-могилах. Со временем образовывались «поля погребальных урн». Слабая изученность Посожья в археологическом отношении не дала возможности выявить здесь «поля погребальных урн». Из древнейших предметов культа в Рославльском районе в трех местах обнаружены так называемые каменные бабы (одна из них в городе Рославле). В этих каменных бабах отражены два этапа в развитии верования: наиболее древнейшего поклонения камням на развилке дорог и более позднего - почитания предков, поклонения прародительнице (эпоха матриархата). С развитием патриархата вместо каменных баб появляются мужские каменные истуканы .
      Такой истукан был обнаружен около деревни Болваны, недалеко от города Рославля.
      Поклонение умершим и почитание родоначальников, вера в то, что родоначальники продолжают покровительствовать живым и защищать их, очень долго сохранялись у жителей Посожья.
      С незапамятных времен в районе верхнего течения реки Сожа и его притоков Остра, Ипути, Вороницы, Стомяти жили радимичи - одно из тринадцати восточнославянских племен. Русский летописец, стремясь дать ответ на вопрос «откуда пошла русская земля» и касаясь происхождения радимичей, рассказывает легенду о двух братьях - Радиме и Вятко. Радим обосновался на реке Соже и явился основоположником племени радимичей. Вятко ушел на Оку, и от него произошли вятичи.
      «Неизвестно, что это за братья, - говорит археолог Арциховский. - Может быть, это герои каких-нибудь не дошедших до нас былин, может быть, это создание ученых домыслов XI века - в обоих случаях мы имеем дело с древним свидетельством о какой-то близости этих двух племен...» .
      Позже в Посожье появились южные поселенцы, постепенно слившиеся с коренными обитателями радимичской земли. Предметы материальной культуры, найденные здесь в курганах, свидетельствуют о близости культуры радимичей к культуре вятичей (восточных соседей) и северян (южных соседей) а также о влиянии на культуру радимичей со стороны кривичей (северных соседей).
      О быте и занятиях, о хозяйственном и общественном укладе людей, живших на территории нынешнего Рославльского района в более близкое к нам время - в VIII - XI веках нашей эры , можно судить по вещам, обнаруженным в курганах.
      Как упоминалось выше, С. М. Соколовский раскопал на территории бывшего Рославльского уезда 147 курганов, из которых 27 оказались пустыми. Последние, по-видимому, насыпаны тем из местных жителей, которые погибли вдали от родины. Только в трех курганах обнаружено трупосожжение. Здесь процент курганов с трупосожжением много меньше, чем в курганах, расположенных в низовьях Сожа - в Гомельщине или Могилевщине, где также жили радимичи. Почти в половине курганов оказались костяки мужчин. Эти курганы содержали очень немного предметов материальной культуры, Показательным являются тот факт, что в раскопанных рославльских курганах совсем «е обнаружено оружия (мечи, стрелы, копья) или военных доспехов, (шлемы, кольчуги и т. д.). Отсюда можно сделать вывод, что курганы с захоронениями дружинников здесь еще не выявлены и не раскопаны. Но это говорит и о миролюбии радимичей. Их мирный характер, отсутствие военных навыков ярко видны из сообщения летописца. В 984 году «иде Володимер на Родимичи». Его воевода Волчий Хвост, шедший со своим отрядом впереди киевской дружины, на реке Пищане легко разбил радимичских воинов. «Пищаньцы волчья хвоста бегають» - отметил летописец. Пренебрежение к ним, как к слабому и не воинственному племени, выразил и сам киевский князь Владимир I. Он отказался ездить к ним в полюдье и из всех подвластных ему племен только их - радимичей - заставил «везти повоз». Со времени битвы на Пищане радимичи окончательно теряют свою самостоятельность.
      Вера в загробную жизнь, в то, что человек будет продолжать жить в загробном мире, заставляла родичей умершего класть в могилу все его вещи. В одном из курганов к северу от Рославля у захороненного был обнаружен в правой руке железный серп и в левой - железный нож с толстым обухом.
      Это говорит о том, что сельское хозяйство в IX - XI веках нашей эры было здесь главным занятием населения (даже мужчины жали, убирали посевы). Другим важнейшим занятием предков рославльчан было не только простое бортничество, но и пчеловодство. В кургане IX века с костяком мужчины обнаружена пешня (долото со втулкой), служившая для выделки ульев.
      О развитии пчеловодства свидетельствуют и найденные ножи-медорезки.
      В ряде курганов с захоронениями мужчин обнаружены висы и разные гирьки. Весы бронзовые, очень небольшого размера, со складным коромыслом. Гирьки сделаны из железа и облицованы малым слоем меди. Подобного рода весы и гирьки были также обнаружены в Гнездовских курганах IX - X веков и в других местах. Вес гирек небольшой - от семи до 216 граммов. Как размер весов, так и величина гирек позволяют предположить, что они были дорожные и что купцы возили их с собой и пользовались ими для взвешивания дорогих металлов и, по всей видимости, серебряных монет. Этими весами могли пользоваться не только купцы, но и сборщики дани и торговых пошлин.
 


стр.